Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Освобождение Украины

Освобождение УкраиныПесня готовит душу для боя за правое дело, бой за правое дело рождает песню. Двуединство, которое проходит через всю историю Отечества нашего. Что такое уникально-знаменитое «Слово о полку Игореве»? И история, и повествование, и песня неизвестного нам гения.

 

Продолжением многовековой традиции — на новом уровне, конечно,— представляется мне и издание «Венка славы», всех его томов. Огромна, многоэтапна, с мировыми последствиями, которые сказываются поныне на всех континентах, Великая Отечественная война; многотомно, в прозе и мемуарах, стихах и собственно песнях, петых и поющихся, само издание.

Великая и доблестная глава в истории войны — освобождение Украины.

Началось оно, собственно, Сталинградской битвой, стало ее продлением и развитием. Зима, морозы и метели, когда в полукилометре ничего не разобрать, сугроб на шапке и на плечах, свист ветра, колеблющаяся белесая мгла-поход через Донскую излучину. Немецкие части получили приказ Гитлера удерживать каждую позицию, каждый дом и окоп. Но это пустые слова, наших войск не удержать.

 

Мы в батальоне получили приказ командира 59-й гвардейской дивизии М. И. Запорожченко. Суть его: при наших прорывах гитлеровцы пытаются уводить разбитые или потрепанные части степью, параллельными дорогами. Поэтому нам на фланги поглядывать, но, не ввязываясь в местные схватки, быстрее, как можно быстрее двигаться вперед, отрезая немцам пути отхода, вбиваясь острыми клиньями в их вторые, третьи эшелоны, в их тылы.

И шли. Случалось, по дорогам, заваленным окоченевшими трупами — поработали наши танки, когда их пытались останавливать фашистские заслоны,— случалось, по глубокому снегу обочин, потому что самый грейдер был на километры забит брошенными немецкими машинами, танками, пушками, тягачами, а расчищать нам нечем и недосуг.

 

И однажды метельной ночью, свистящей ветром и тревожной, довелось мне выехать на крыше броневичка к Северскому Донцу между Давыдо-Никольским и Пархоменко. Это уже была Украина.

Чуть позже были бои за Ворошиловград — тяжелые, в холоде и голоде. Двое суток лежали в снегу перед аэродромом. Штабом командиру дивизии служила скирда соломы — там принимал донесения, отдавал приказы, там, в соломе, спал. Сожалел только: - Чайку не вскипятить. Спичку зажги — снарядом прикурить не дадут...

Но, наконец, Ворошиловград взяли. На исходе серого дня, про-штрихованного ленивым снегопадом. На аэродроме навечно оставили своего командира взвода Бредихина — кругом насованы мины, не уберегся. Ночью я со слипающимися глазами слушал в холодном доме,— даже руки коченели,— допрос пленных.

 

Немцы, понурые, утыкались глазами в половицы, мямлили о нехватке подкреплений, итальянцы возбужденно тараторили, но знали мало. На восходе солнца, поспав часа полтора, осмотрел мосты — их подорвать не успели,— двинулся на разведку дороги Красное, ленивое солнце над снегами, мороз, синее марево у края снегов — угольный Донбасс.

Дошли тогда до Ирмино, однако не взяли — на помощь гитлеровцам подошла 1-я танковая армия с Кавказа. Переполошились, спешили затыкать дыры.

В конце марта были под Лисичанском. Немцы контрударом захватили высокий правый берег, мы на низинном левом. Но в начале мая, форсировав Северский Донец, захватили плацдарм в Привольном, у шахты Томаша — украинские партизаны пощипали немцев во время отступления, отбили и передали нам два десятка складных трофейных лодок, на них и переправили первый эшелон. Правее, выше по течению, за Красным Лиманом наши соседи захватили еще плацдарм.

 

Видимо, это были болезненные присоски для гитлеровцев — день за днем они контратаковали на плацдармах, даже во время Курской битвы держали тут на узком языке против одной дивизии 26 артиллерийских и минометных полков! Но это был уже не сорок первый или сорок второй, а сорок третий год — у нас было что противопоставить. Да и сталинградский опыт тоже при нас — не покачнулись, ни на сантиметр не сдвинулись.

18 мар 2010, 10:02
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.