Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » Рассказ. Василий Величко: Сокрушение Миус-фронта

Рассказ. Василий Величко: Сокрушение Миус-фронта

Рассказ. Василий Величко: Сокрушение Миус-фронтаРанней весной 1943 года шестисоткилометровый поход войск Южного фронта — от Сталинграда до Ростова — был закончен. От Волги до Азовского моря! Может быть, птицам, ходким на крыло, этот путь давался легче, но и они отдыхали, перелетая Маныч, горько-соленый, незамерзающий рубеж. Войска не отдыхали.

 

С боями они шли вперед. И, наконец, была достигнута речка Миус — рубеж, о котором командиры говорили вполголоса и значительно, а солдаты лишь слышали обрывчатые, противоречивые  рассказы.  Фронт  остановился,  уцепившись за  камень и землю.

И все тут были разочарованы:
— Какой же неказистый этот Миус, и воды-то не видно!

Но старики, местные жители, как щепки иссохшие в фашистской неволе, качали головами:
— Э, сыночки, дай вам бог перейти этот Миус!..

В 1942 году советские войска выбросились на Миус. Бились люто, бились по-орлиному, грудью таранили этот рубеж, и отошли. Миус остался в руках немцев. Прошло много месяцев и событий, на рубеж спустился туман времени, и что там произошло нового за этот срок, как изменился сам рубеж — никто не знал.

Первыми разгадывать Миус начали разведчики. Группа их пробралась на ту сторону речки, и там было узнано многое. Шли кабаньей тропой, по камышам, чтобы обойти подозрительную высотку. И уже было пройдено опасное место, как передний заметил людей, лежавших впереди.

Наши! — узнал разведчик.— Спят, черти!

Разведчики бросились к людям и тут же притихли: бойцы спали вечным сном. Это были моряки. Они лежали цепью, семнадцать человек, с автоматами, в своих бушлатах и бескозырках. Гранаты и каски, пристегнутые к поясам, покрылись красной ржавчиной. И были те моряки чистые богатыри, хотя смерть и время и отобрали у них мускулы.

Это мы... свои,— сказал все тот же разведчик, словно не верил глазам и хотел разбудить моряков. — Пришли на Миус опять.
Кругом пробуждалась весна. Шевелились голые заросли, шумел камыш. Луна ясно освещала каменные утесы, по которым тянулась немецкая оборона.

 

1
Миусский рубеж фашисты создавали около двух лет
По их замыслу, он должен был наглухо и навечно запереть Донбасс, отгородить его от великой Советской страны. Опоясав всесоюзную кочегарку этим рубежом, словно цепью, гитлеровцы хотели приковать Донбасс к Германии, как невольника к стене. Было установлено Гитлером, что по Миусу отныне-де проходит «новая государственная граница Германии — нерушимая и неприкосновенная».

Этот рубеж был выделен на особое, исключительное положение и назван собственным именем — Миус-фронт.
Пленные немцы поднимали палец кверху и говорили о нем:
— О, Миус-фронт — колоссаль!

Он тянулся по правому берегу Миуса и утыкался в Азовское море. Неприступные высоты, скалы и обрывы правого берега поднимались над местностью. Выдвинутые вперед самой природой Самбекские высоты господствовали над фронтом, подобно сторожевым бастионам. Они имели обзор и секторы обстрела на огромном пространстве. В глубине обороны возвышалась гигантская каменная голова Саур-могилы — главного наблюдательного пункта Миус-фронта.

Начиная от командующего фронтом и кончая помощником повара, чистившим картошку, все разгадывали одну загадку: что такое Миус-фронт, что там делается?
Действительно, это была глухая стена. Ни единого звука, ни единого ясного движения не улавливалось оттуда. Три недели весь фронт не имел «языка». Лишь ощущалось, что там линия кишащих змеиных гнезд, ворочающаяся, шипящая и злобная.

Наблюдатели всей линии нашего фронта неизменно доносили: «Немцы роют». В карточках наблюдателей отмечалось неуклонно: «Наблюдается: земляные работы». Затем появлялась отметка: «Наблюдается: консервная банка». Это означало, что новая траншея уже занята солдатами. Миус-фронт уплотнялся, вдавливались в землю, как сельди в бочку, все новые немецкие части, дополнительная техника.

И еще пристальнее всматривались глаза, еще настороженнее вслушивались уши советских войск. Тысячи наблюдательных пунктов вели свою непрерывную изнурительную работу день и ночь. Наблюдатели выдвигались к переднему краю, поднимались в воздух, фотографировали. Записи наземного наблюдения производились каждые десять минут. Неведомыми путями, проходя минные ноля, проникали к своей цели разведчики.

На тридцатиметровой отвесной скале, обрывающейся в Миус, был немецкий дот. Пулеметчики жили припеваючи и ночами кричали со своей голубятни: Русс, иди в атаку!
И тут они начинали наигрывать на губных гармошках «Бранденбургский марш». Полная тишина отвечала им с советского берега.

Однажды, когда гарнизон дота пил свой ночной кофе, страшный удар чем-то тяжелым по стволам пулеметов содрогнул весь дот. И мгновенно открылась дверь: в дот ворвались советские разведчики с ножами в руках. Босые, мокрые, они поднялись с помощью арканов по отвесной скале и истребили гарнизон дота. А командир разведчиков капитан Серов даже ночевал в том доте и разговаривал по телефону с немецким штабом.

Черта за чертой медленно, но верно переходил на карты наших штабов Миус-фронт, и открывалась картина больших масштабов и глубины. Четыре линии обороны, связанные между собой бесконечными ходами сообщения; цепи дотов и дзотов по всему фронту и но всю глубину; пулеметные гнезда и гнезда подвижной артиллерии, взаимно прикрывающие друг друга, создающие многослойный огонь; «крабы» — кочующие глухие доты из стали, с особой аппаратурой, регулирующей поступление воздуха; траншеи, выдвинутые вперед; проволочные заграждения и минные поля, управляемые и мертвые,— все это дьявольское нагромождение войск и техники, ввинченной в камень, врытой в землю, называлось Миус-фронтом, «новой государственной границей Германии на юге России».

Командные пункты батальонов и рот и убежища немецких солдат па Самбекских высотах гнездились на двенадцатиметро-ной глубине; через узкие колодцы проникали туда воздух и дневной свет. Семиярусная линия дзотов кольцевала высоты. Огромные маскщиты полностью скрывали Самбекскую систему обороны от просмотра с фронта и с флангов. Этот участок Миус-фронта назывался «крот».

Миус-фронт должен был стать фронтом истребления советских людей, фронтом мести за Сталинград. Сердцевиной этого фронта явилась 6-я армия, точная копия 6-й сталинградской армии Паулюса, с теми же номерами соединений и полков, какие были в Сталинграде. Гальванизированная труп-армия, вызванная к жизни тень! Но ей нельзя было отказать в упорстве и жестокости.

Миус-фронт, или «Железные двери», казался действительно незыблемым.К нему были подведены заново построенные железные дороги.
Он имел свою промышленную базу и морской порт Таганрог. Все «подозрительные» советские люди сел и городов, прилегающих к Миус-фронту, истреблялись. В одном только Таганроге было расстреляно Миус-фронтом свыше сорока тысяч мирных советских людей. Это была первая «победа» Миус-фронта.

18 мар 2010, 10:02
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.