Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » Конкретизаторы метамодели


Конкретизаторы метамодели

Конкретизаторы метамоделиКонкретизаторы метамодели. Другой - более формальный подход к определению областей применения вопросов мета-модели (М-М) связан с так называемыми конкрети-заторами, полный список которых мы приводим ниже (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП: автор текста не известен).

I. Клиент употребляет неконкретные имена существительные и местоимения. Подход М-М: кто/что/какой конкретно?
А. ЛЮДИ, МЕСТА, ВЕЩИ. Для того, чтобы получить полное представление об информации, которую говорящий имеет в виду, попросите уточнить имя существительное, местоимение или субстантивную фразу.
Примеры:
Предложение неинтересно. Какое конкретно предложение?
Такие люди глупы.
Они всегда обманывают меня.
Здесь все запутано.
Какие именно люди?
Кто конкретно вас обманывает?
Что именно здесь запутано?

В. НОМИНАЛИЗАЦИИ. Это использование слов с процессуальным значением в качестве имен существительных, причем процессуальность здесь как бы исчезает. Действие подается так, как будто бы оно статично. (Стандартный тест на номинализацию «Можно ли положить это в тачку?» Если это существительное нельзя положить в тачку и потрогать, услышать, увидеть или почувствовать запах или вкус, то это номинализация).

Примеры:
Свобода: Кто свободен сделать что? Когда / Где /
С кем / Как?
Безопасность: Кто в безопасности, в отношении чего? Как именно?
Глупость: Что здесь глупо и как именно? Кто имен-
но глуп? Когда / Где / С кем / Как?

II. Клиент употребляет неконкретные глаголы/слова действия Подход М-М: как именно?
Глаголы обозначают процессы или действия. Детали процесса могут значительно варьироваться. Подход М-М ставит целью - выявить конкретный набор поведения, подразумеваемых говорящим.
Примеры:
Она отговорила меня.
Мои друзья не советуют мне.
Я знаю, что Вы думаете.
Ваша консультация расстраивает меня.
Как конкретно она Вас отговорила?
Как именно они вам не советуют?
Откуда именно Вы знаете это?
Что я сделал, чтобы расстроить Вас?

III. Клиент использует указатели пограничных пересечений - модальные операторы возможности и необходимости Подход М-М:
1. Что вам мешает?
2. Что бы случилось, если бы Вы сделали/не сделали? смогли/не смогли ?
Слова типа «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан» (необходимость) накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным.
Примеры:
Уточнение имею- Получение доступа к щейся информации желаемой информации
Я не могу этого Что вам мешает сде- Что бы случилось, ес-сделать. лать это? ли бы Вы это сделали?
Я должен от Что вас заставляет Что бы случилось, если этого отка- отказаться? бы Вы не отказались?
заться.
Я обязан так Что вам мешает Что бы произошло, ес-поступить. поступить не так? ли бы Вы не так поступили?

IV. Клиент употребляет универсальные количественные (УК) Подход М-М:
1. Повторите УК в вопросительной форме.
2. «Сгустите краски» еще больше.
3. Получите от собеседника пример исключения из правил.
4. Уточните референтный опыт.
Универсальные слова типа «все», «никогда», «каждый», «всегда» и т. д. указывают на сверхобобщение. В просьбе «уточнить» предлагается сделать переоценку сказанного для того, чтобы увеличить возможность выбора.
Примеры:
Все люди ненадежные.
1. Все люди?
2. Каждый человек, которого Вы встретили в Вашей жизни, был ненадежным?
3. Вы не можете вспомнить хотя бы одного, который не был ненадежным?
4. Какие конкретно люди ненадежны? Всем на меня наплевать.

1. Действительно ли всем?
2. Даже Вам самому наплевать на себя, так какая тогда разница?
3. Неужели не было ни одного человека, кто бы беспокоился о Вас?
4. Назовите хотя бы одного, кто о Вас беспокоился.

17 мар 2010, 10:18
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.