Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Оценка роли бизнеса в истории


Оценка роли бизнеса в истории

Оценка роли бизнеса в историиОценка роли бизнеса в истории, данная Уайтхедом, тесно связана с его размышлениями о том, почему на фактах истории не подтвердилась известная социоэкономическая теория Мальтуса. Многие читатели наверняка помнят это последнее имя в скандально-негативном контексте резких оценок его теории классиками марксистско-ленинской философии. Из чего, впрочем, не следует, что они помнят суть самой теории. Между тем, она довольно интересна и состоит из двух частей. Первая - сугубо статистическая и математическая, и возразить против нее в контексте приводимых данных, по сути, нечего.

В этой части работ Мальтус обнаружил, что прирост народонаселения в различных странах, при всех наблюдаемых его колебаниях, в целом соответствует закону геометрической прогрессии. В то же время прирост средств существования - пищи, жилья, одежды, орудий труда для их производства - подчиняется в истории тенденциям закона арифметической прогрессии. Из того математического факта, что геометрическая прогрессия на порядок опережает арифметическую, Мальтус и выводил основные положения второй части своей социологической теории, раскритикованной в пух и прах множеством авторов, - тезисы о неизбежности резкого расслоения общества на незначительную богатую и основную, крайне бедную часть, о прогрессивном росте голода и нищеты, обострении социальных конфликтов и неизбежности войн. 
   
Для самого Мальтуса основной смысл его исследования был аргументом в полемике со многими современными ему авторами, обосновывавшими необходимость достижения идеала всеобщего равенства через справедливое общественное устройство. Ключевая же идея Мальтуса состояла в том, что равенство невозможно в принципе, поскольку бедность большинства вызвана не общественным строем, а действием естественных, "природных" законов.  Свои социологические выводы Мальтус подкреплял ссылками на картины жизни многих современных ему государств, - таких, как Индия и Китай, где его законы действовали и отчасти продолжают действовать с очевидной наглядностью. 
   
Уайтхед, искавший причины того, почему законы Мальтуса, неопровержимые в своей математической части, не сработали в реальной истории, в частности в истории Европы, приходит к следующему выводу. "При увеличении народонаселения История (орфография автора сохранена) обнаружила только три способа, позволяющих избежать его (закона Мальтуса) последствий, - расширить Коммерцию, улучшить Технологию и использовать Незаселенные Регионы... В широком смысле этого слова Коммерция охватывает собой все эти три условия. Поэтому Коммерция является наиболее важным фактором, существенным для процветания цивилизации.

Как только наступает застой, когда ослабевает процесс распространения и улучшения коммерции, когда тормозится новое в этом процессе, медленно и поначалу неприметно массы населения начинают подходить к грани гибельного вырождения. Китай и Индия - страны, где население живет в безнадежной нищете. Римская империя пала по причине упадка коммерции. Ближний Восток - это целый музей пришедших в упадок городов, хранящих следы античного великолепия. Коммерция действительно является важнейшим из всех факторов, и более чем какой-либо другой фактор, она развивается путем приключений...". 

Цивилизация, по мнению Уайтхеда, наступательна по своей природе. Как только ее наступательный порыв останавливается по той или иной причине - в действие вступают законы Мальтуса, и, как следствие, начинается вырождение цивилизаций. Но само наступление также может быть реализовано разными средствами: посредством силы - и тогда в историю входят деяния властителей, военные походы и завоевания; либо, что не менее могущественно в потенциале, - посредством убеждения, взаимодействия, обмена. И Коммерция с большой буквы, как уважительно обозначает ее Уайтхед, является одной из основных движущих сил такой экспансии, наряду с экспансией Духа и Знания, то есть религиозных убеждений и науки.

16 мар 2010, 07:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.