Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Великая Отечественная Война 1941-1945 » диверсантов предполагалось ис­пользовать как партизанских команди­ров - война 1941 - 1945

диверсантов предполагалось ис­пользовать как партизанских команди­ров - война 1941 - 1945

диверсантов предполагалось ис­пользовать как партизанских команди­ров Диверсантов предполагалось ис­пользовать при необходимости и как партизанских команди­ров. Данный контингент обучался диверсионной работе по линии Коминтерна. Иностранцев готовили по особым про­граммам, с учетом особенностей страны, иногда в несколь­ко приемов.

Опыт партизанской борьбы, а также созданная в начале 1930-х гг. специальная партизанская техника широко и весьма эффективно использовались в ходе национально-революцион­ной войны испанского народа против фашизма. Один из са­мых известных выпускников таких спецшкол - герой войны в Испании генерал Вальтер (Кароль Сверчевский). В Испании чекисты - будущие командиры партизанских формирований в годы Великой Отечественной войны на практике применя­ли опыт, полученный в партизанских школах. Там «побывали» В. А. Ваупшасов, Н. А. Прокопюк, А. М. Рабцевич и др.

Диверсантов - агентов и даже целые группы - обучали обычно всего 2, реже 3 инструктора. Этому способствовало наличие нужных пособий и мастерских, лабораторий, кото­рые обеспечивались необходимой техникой. Преподаватели и работники мастерских, лабораторий комплектовались из со­става обучавшихся групп.

От старших инструкторов требовалось знание иностран­ных языков (на Украине польского и румынского). Ино­странцев редко обучали через переводчиков. А если и при­влекали переводчиков, то только таких, которые после 2-3 сбо­ров могли быть инструкторами.

В ходе обучения диверсанты и особенно бывалые парти­занские командиры на основе опыта прошлого вносили се­рьезные предложения по усовершенствованию средств и спо­собов ведения партизанской борьбы.

Уже тогда вместо наставления «Подрывные работы» и по­собия по подрывному делу, предназначенных для войск Крас­ной Армии, приходилось для партизан издавать конспекты «Минно-подрывное и поджигательное дело», в которых ме­нее одной трети текста бралось из указанного наставления, а остальной текст был специфически диверсионным21.

Если планировалась переброска групп в тыл противника по воздуху, то весь состав совершал один-два ночных прыжка. При этом дневные прыжки и предварительная подготовка к ним, как правило, проводились в кружках Осоавиахима.

К 1 января 1930 г. в приграничной полосе Юго-Западной железной дороги глубиной до 200 км из личного состава по­гранвойск и военизированной охраны железных дорог были подготовлены, кроме подрывных команд 2 железнодорожных полка, более 60 партизанских подрывных команд общей чис­ленностью около 1400 человек. На железной дороге и на объектах были оборудованы специальные минные трубы, ниши и камеры. Аналогичная работа проводилась в Белорус­ском и Ленинградском военных округах.

Детали и особенности этой работы хорошо представлены в воспоминаниях И. Г. Старинова, который в те годы зани­мался подготовкой диверсантов по линии 4-го управления Генштаба РККА. В БССР, например, создали Специальное бюро ГПУ. С 1930 по 1936 г. оно провело целый комплекс мероприятий по подготовке к партизанской борьбе. Так, уполномоченный Спецбюро ГПУ Белоруссии А. К. Спрогис был начальником специальной школы, в которой прошли обучение многие будущие партизаны.

Для боеготовности и обучения этих кадров было подготов­лено достаточное количество учебных пособий. В партизан­ских школах было много специальной литературы, от трудов Д. В. Давыдова, Н. С. Голицына, В. Н. Клембовского до труда по тактике партизанской борьбы П. И. Коротыгина, сборни­ков боевых примеров из опыта партизанской борьбы и ди­версий Первой мировой и Гражданской войн, а также боль-; шое количество пособий по тактике партизанской борьбы, и средствам и способам диверсий. Большинство их до 1934 г. были без грифа секретности и без указания о том, кто их печатал, но нумерованные.

Качество подготовки, боевые возможности маневренных партизанских формирований проверялись на специальных и общевойсковых учениях. Целая серия этих учений помогла обобщить опыт и оценить эффективность системы подготовки партизанских кадров в 1920-1930 гг. Были проведены специаль­ные маневры в 1932 г. под Москвой. В них участвовали диви­зия особого назначения войск НКВД, Высшая пограничная школа, академии и училища Московского военного округа, партазаны-парашютисты под командованием С. А. Ваупшасова.

Партизанские группы иногда участвовали в общевойско­вых учениях. Особенно поучительными были учения в Ле­нинградском военном округе осенью 1932 г. - в них участво­вали отборные спецгруппы Ленинградского, Белорусского и Украинского военных округов, всего свыше 500 партизан, которых готовили по линии 4-го управления Штаба РККА и ОГПУ.

«Партизаны» были снабжены оружием иностранного производства, а «диверсанты» - учебными минами. Все были в одинаковой гражданской одежде, в головных уборах с красными полосками, имели плащи и рюкзаки.

В ходе учений «партизаны» проникали в «тыл противни­ка» наземным путем через «линию фронта» и по воздуху с парашютами. «Противник» проводил контрпартизанские ме­роприятия. Был успешно осуществлен ряд засад, но налеты на штабы армий оказались неудачными из-за бдительности охраны.

14 мар 2010, 19:03
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.