Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » Развиваем речь ребенка


Развиваем речь ребенка

Развиваем речь ребенкаРазвиваем речь

К моменту произнесения первых членораздельных слов малыш знает примерно 200-500 взрослых смысловых понятий, хотя ему их напрямую часто и не объясняли. Произнести слова, соответствующие этим понятиям, он не в состоянии - тем не менее зачастую очень хорошо понимает, о чем идет речь. И прислушиваясь к разговору взрослых, он постепенно идентифицирует слова с этими понятиями, и учится говорить связными словами и предложениями. Поэтому опять же неверно считать, что, мол, если ребенок пока ничего не говорит, то он ничего и не понимает...

Можно сказать, что развитие речи ребенка тоже начинается чуть ли не с рождения. Во всяком случае, закон развития тот же: чем больше с новорожденным общаются, разговаривают взрослые, и главное, чем больше родители замечают и учитывают реакции ребенка, то есть чем более продуктивный между сторонами получается диалог - тем активнее будет развиваться и речь малыша, тем раньше он заговорит и тем успешнее будет осваивать навыки языкового общения.

Кстати, не всегда между общим развитием и речевым прослеживается столь прямая связь: разумеется, каждый случай надо рассматривать отдельно, но далеко не всегда задержка речи обозначает задержку общего развития. Иногда дети поздно начинают говорить потому, что: боятся говорить неправильно; или хотят заговорить сразу предложениями, а не отдельными словами (очень много случаев); и нередко пОзднее формирование речи у детей происходит только потому, что у ребенка... достаточно необщительные по структуре личности и молчаливые родители. То есть с умственным развитием у малыша все в порядке, однако в семье вообще мало говорят друг с другом. Поэтому и ребенок оказывается молчуном.

Помните старый анекдот о том, как в респектабельной семье родился мальчик, который никак не мог заговорить. Прошло семь лет - мальчик молчит. Родители уже решили - ребенок немой, и как бы успокоились, как вдруг однажды за завтраком сын произнес меланхолично: Овсянка сегодня подгорела. Родители выронили ложки из рук: А что же ты раньше молчал?! А раньше все было в порядке...

То есть, уважаемые родители, как бы вы сами по себе ни были замкнуты, общаться с ребенком необходимо все равно - хотя бы для того, чтобы помочь ему сформировать речь. Потому что действительно откровенная замкнутость родителей нередко ведет к задержке речевого развития детей.

Поздно начинают говорить и те дети, у которых родители неимоверно загружены работой и им разговаривать с детьми просто некогда. Часто у таких детишек речь хоть и развита, но произношение многих звуков искажено, и заходит разговор о специальной помощи логопеда. Однако в большинстве случаев такому ребенку нужен не логопед, а обычная няня, которая будет с ним общаться немного больше, чем могут позволить себе по рабочему графику родители...

Также позднее развитие речи наблюдается у детишек, с которыми в семье не разговаривают потому, что родителям самим-то друг с другом не о чем поговорить (часто бывает в тех случаях, когда в семье исподволь зреет предразводная ситуация или как минимум между родителями есть какая-то скрытая вражда). Каким образом будет развиваться речь ребенка? Ведь слова нужны людям в первую очередь для коммуникации, для общения. И если ребенку не с кем общаться, то ему и учиться говорить вроде бы как не надо.

Таким образом, способствование развитию речи укладывается в три правила;
- разговаривать с ребенком с первых дней
- воспринимать и выслушивать его ответные сигналы (вначале жесты, гуление, потом звуки и слова)
- сигнализировать, что вы его поняли.

Иногда детишки откровенно хитрят, задерживаясь на фазе общения с помощью жестов: мол, мама и папа их и так прекрасно понимают. Показал пальчиком на чашку и на пакет молока - налили молока. Ткнул в игрушку или книжку - подали. Зачем учиться говорить? Вот с таким малышом уже можно поиграть в некое непонимание - по крайней мере, не исполнять просьб, не выраженных словами. Показывает он на что-то пальцем - попросите произнести, что именно он хочет. Или выполните просьбу заведомо неверно. И все время побуждайте: Скажи, скажи! Но уж если он сказал - сделайте именно так, как было сказано. Разумеется, если это в рамках дозволенных для ребенка вещей или действий.

Шлифовка отдельных слов выполняется точно так же: если ребенок называет предмет искаженным словом, родители вполне вправе не понять этого выражения. А более старшим детям, у которых застревают в правильном произношении какие-то слова, можно уже писать на бумаге или компьютере, как то или иное слово произносится правильно. Но опять же лучшее средство - если раз за разом правильно и активно говорить с ребенком будут родители!

В конце концов, если у родителей совсем нет времени, малышу можно включать песенки и сказки на аудионосителях - главное, чтобы он достаточно часто слышал речь, так или иначе обращенную к нему.

Иногда ребенок, который учится говорить, вдруг становится необычно напряженным, раздраженным и даже агрессивным - порой это связано именно с тем, что он не может объяснить словами то, что понимает. Ему трудно довести до сведения родителей, что ему известны некие понятия, но он просто не в силах произнести их словесных обозначений, и незаслуженное непонимание взрослых ведет к агрессии малыша... Вот такие капризы нужно вовремя распознать и помочь ребенку - в частности, если он упорно тычет пальцем на какой-то предмет, назовите несколько раз этот предмет сами. Причем учтите, что детям очень трудно воспринять что-то сразу, с первого захода: им наверняка придется не раз повторить ...

Конечно, если случилось так, что речевое развитие у ребенка нарушено, необходимо применять различные упражнения для развития речи, проверить у специалиста-логопеда, все ли в порядке с самим речевым аппаратом, не нарушена ли механика воспроизведения тех или иных звуков. Но как правило, чаще нарушения развития речи происходят именно от недостатка общения. И кстати, многие речевые огрехи очень быстро выправляются в детском коллективе - когда у ребенка возникает насущная потребность в том, чтобы другие дети его понимали.

Источник:
14 мар 2010, 11:31
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.