Последние новости
06 дек 2016, 22:35
Сегодня, 6 декабря 2016 года, в районе между деревней Богословка и посёлком Черёмушки в...
Поиск

» » » Игры и игрушки ребенка


Игры и игрушки ребенка

Игры и игрушки ребенкаИгры и игрушки

Важное место в развитии малыша (как физическом, так и интеллектуальном) занимают игрушки и игры. Как выбрать забаву для ребенка, чтобы она не только позволяла родителям немного отдохнуть от своего чада, но при этом еще и способствовала формированию личности, и к тому же была безопасной?

Прежде всего - для ребенка полезен контакт с родителями, всякие совместные затеи. Как играть с ребенком, в какие игры - тут свои традиции в каждой семье. И не хотелось бы особо это регламентировать (главное - общение с родителями, а форма может быть своя). Единственное - два замечания относительно подвижно-контактных игр: опасно подбрасывать ребенка вверх (в крайнем случае, если вы его поднимете не вытянутых руках, не отпускайте рук, не подкидывайте малыша - кроме шуток, иногда можно не поймать). Также не стоит часто сажать ребенка себе на плечи (если уж посадили - все внимание страховке, особенно если ребенок сам еще не слишком хорошо держится ручками).

Игрушки, как правило, маленький ребенок сам себе не выбирает - это делают родители. И часто, впрочем, делают это как бы по своему вкусу. Да, детям примерно старше пяти лет, как и родителям, очень нравятся уменьшенные копии взрослых вещей - машинки, домики, куклы. А малышу до пятилетнего возраста в основном требуются так называемые игрушки-образы - абстрактные, многофункциональные. Хороши в этом плане разноцветные пирамидки и кубики (и не удивляйтесь, что поначалу малыш откажется надевать кольца пирамидки строго по ранжиру или складывать кубики в картинки). Ему сейчас больше нравится фантазировать среди этих игрушек, превратив, скажем, части пирамидки в колеса, в продукты или в мебель, а кубики - в деревья или людей. И это оказывает гораздо более полезное действие на развитие ребенка, чем строгое использование той же пирамидки по назначению.

На первый день рождения - год - мы купили дочери большой детский пластмассовый конструктор. Думали, она будет строить из него что-то , долго показывали, как это делать... Но строительством она занялась только годам к четырем, а до того времени яркие части этого конструктора у нее превращались то в машинки, то в домики, а одинарные секции с успехом играли роль стаканчиков, фонариков, кукольных бутылочек, порций мороженого, карандашей и даже счетных палочек... Собственно, мы ей не мешали - нам даже было интересно, во что еще превратится конструктор под действием фантазии ребенка?

Наталья, 29

О куклах - отдельные несколько слов. Многие педагоги и родители предъявляют к этой игрушке основное требование - кукла должна быть точной копией маленького ребенка. Что называется, со всеми ямочками, перевязочками, бутылочками и т.п. Но как ни странно, подобные пупсы вызывают прежде всего чувство умиления у взрослых (и выбирают такой подарок дочери, как правило, мамы и бабушки). Когда ребенок стремится подражать взрослым, ему необходимы игрушки, похожие на взрослых! Причина суперпопулярности той же Барби - что это кукла, с которой можно играть не только в дочки-матери, а проигрывать какие-то ролевые ситуации из взрослой жизни. Эта кукла стала для девочек не дочкой, а подружкой и даже где-то мамой. Здесь надо отметить, что в принципе отношения ребенка и игрушки далеко не так однозначны - мол, ребенок родитель, а игрушка - его дочка или сынок. Для формирования модели взрослого поведения и для развития личности ребенку необходимо, чтобы игрушка иногда могла побыть и родителем, и другом, и защитником.

Такой обмен ролями важен в первую очереди при общении ребенка с родителями - не зря же дети так любят играть в игры, где родители выполняют роль детей, и наоборот! Пусть даже эпизодически, в шутку, но ребенку иногда доставляет удовольствие позаботиться о собственных маме или папе именно как о детях, а то где-то и покомандовать ими. Если этим не злоупотреблять, такие вещи вполне можно использовать на благо процесса воспитания, для большей готовности к общению, для большей устойчивости в жизни.

 Также и с игрушками ребенку необходимо тренировать и взрослые, и детские роли - кстати, в таких играх могут быть сглажены и полоролевые противостояния, скажем, маленький мальчик вполне может играть с куклами, а девочка - с машинками (правда, нередко девочки при этом укладывают свои машинки спать, кормят их, водят гулять и т.д. - это никоим образом не указывает на отклонение в развитии: просто это продолжение уже упомянутых образных игр, когда игрушка может быть то машинкой, то куклой, то мебелью...)

Кстати, дети любят мягкие игрушки - зачастую именно потому, что на такие игрушки (как правило, большие, теплые, пушистые) дети как раз возлагают функции своих защитников, родителей. В принципе, любовь маленького человека к чему-то теплому, мягкому, мохнатому - это наша генетическая память с тех пор, когда детеныш обезьяны искал защиты в шерсти своей матери.

Именно потому малыши часто спят с любимыми мишками и зайчиками, да и просто обнимают их в отсутствие родителей (а если ваш ребенок излишне привязан к своей мягкой игрушке и не расстается с ней ни на минуту - это тревожный симптом: малышу в семье не хватает ласки, защиты, уверенности...) Да к слову сказать, именно по причине такой генетической памяти любовь к мягким игрушкам сохраняют и многие взрослые: можно упрощенно назвать это инфантилизмом, а на самом деле это чаще отражение какой-то внутренней неуверенности, потребности в защите, вообще в сильном родителе... И во многом по той же причине можно встретить мягкую игрушку в салоне автомобиля: что ни говори, дорога все-таки ситуация экстремальная, и порой наличие в салоне такой игрушки, пусть даже в качестве подушки на заднем сиденье, бессознательно именно по тому же механизму немного успокаивает водителя (причем неважно, какого он пола)...

И еще немаловажный факт: как правило, малышам (от нуля до трех) не нужны дорогие игрушки! Во-первых. чаще всего это как раз игрушки копии, причем копии очень точные - но при этом они как бы обрезают фантазию ребенка, не давая ему использовать эту игрушку во многих лицах. Во-вторых, у него нет свободы пользоваться этой игрушкой, потому что родители нередко постоянно дрожат - как бы не сломал...Так что не стремитесь покупать своему малышу много дорогих сложных игрушек - положа руку на сердце, вы ведь делаете это не для ребенка, а для себя, причем по разным мотивам: от я ничего не жалею для ребенка, даже если ребенку это не нужно, до я могу позволить себе купить ребенку такую игрушку (опять же самому ребенку это зачастую неинтересно...) В конце концов, если вправду хотите угодить малышу и купить ему то, во что он будет играть с удовольствием - предоставьте ему возможность самому выбрать себе игрушку (из того, что вы можете себе позволить).

Мы в семье изначально отказались от сюрпризов ребенку на день рождения. Может быть, это и плохо с точки зрения педагогов, но зато разочарований куда меньше! Да, на Новый год что-то тайком подсунуть под елочку - это святое. Но и при этом мы заранее прислушиваемся к пожеланиям ребенка. А в день рождения у нас сложилась иная традиция, кстати, очень любимая ребенком: мы всей семьей торжественно идем в магазин игрушек и сын сам выбирает себе подарок - из того, на что есть деньги. Видели бы вы его личико, когда он сам принимает решение, как большой! Собственно говоря, в этом и суть праздника день рождения - ребенок стал старше, это радует всех, в том числе и его. Так пусть и подарок себе выберет сам! Кстати, на той большой игрушечной машинке-каталке, что он выбрал себе в два года, он ездит до сих пор, хотя ему уже пять лет...
Светлана, 30

Источник:
14 мар 2010, 11:31
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.