Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » Промывание мозгов с телеэкрана


Промывание мозгов с телеэкрана

Промывание мозгов с телеэкранаХОРОШО ПРОМЫТЫЕ МОЗГИ

Среди зрительских жалоб на телевидение сегодня нередко звучит такая: Нас буквально зомбируют с экрана всем подряд - от рекламы до политики; неужели нельзя от этого защититься? Но прежде чем говорить о том, как противостоять такому влиянию, давайте определимся с тем, кто же такие зомби. Строго говоря, у этого слова два значения. Первое, изначальное, - мистическо-фантастическое, обозначающее некое существо в человеческой оболочке, механически выполняющее чью-то чужую волю. И второе, введенное журналистами, описывающее зараженного чужими убеждениями фанатика. Однако в последнем случае употреблять слово зомбирование будет все-таки излишне громко. Больше сюда подходит понятие оболванивание, произошедшее от слова... сами знаете какого. И уж не прогневайтесь, но получается, что все, поддающиеся телевизионному влиянию, этим словом и называются...

БРЕД ВЛИЯТЕЛЬНОГО ЛИЦА
В психиатрии есть такое понятие: индуцированный бред. Он возникает у совершенно здоровых людей, находящихся в длительном контакте с психически больным, особенно если тот до болезни для них был человеком значимым. И люди, которые не так давно смотрели ему в рот, просто не видят, что сейчас под действием болезни уважаемое лицо несет полную бессмыслицу - и начинают искренне разделять его патологические убеждения, особенно если сами не сильно разбираются в обсуждаемом предмете. Так, например, глава одной семьи, по специальности физик-ядерщик, в начале своей болезни вдруг начал убеждать домочадцев, что в водопроводной воде находятся радионуклиды, и для избавления от них... воду из-под крана нужно процеживать через газетку. Вся семья, конечно, поверила, потому что они в ядерной физике не понимают ничего, а он же вроде как специалист... И на протяжении довольно долгого времени домочадцы исправно процеживали воду через газету. Что, все зомбированные? Нет, просто яркий пример индуцированного бреда.

По той же схеме телевидение морочит голову некоторым зрителям. Например, скажут с экрана, что фигура 90-60-90 самая красивая или что президент при смерти. И люди верят. Да еще знакомых убеждают. И главный аргумент у них один: Да про это даже по телевизору говорили! Да, это средство массовой информации, к сожалению, до сих пор остается самым влиятельным для множества людей. Одна из основных причин - та, что в процессе просмотра телевизора очень много от... сеанса гипноза. Судите сами: телевизор смотрят в статичной позе, да еще, как правило, полулежа в кресле. Помещение затемнено, взгляд человека фиксирован на светящемся предмете, на котором к тому же идет постоянное мелькание, способствующее полудремотному состоянию (многие смотрят телевизор на ночь, чтобы скорее заснуть). Таким образом, введенному в подобный транс зрителю можно с экрана вдолбить что угодно - и более эффективно, чем, скажем, со страниц газеты или по радио. Вот и считается телевидение главным средством массовой информации. И именно поэтому телевизионная реклама - самая дорогая. Наше ТВ в принципе может нести любую ерунду с упорством, достойным лучшего применения - все равно найдется зритель (особенно из достаточно гипнабельных), который в это поверит.

О ВРЕДЕ ЧУЖОГО МНЕНИЯ
Однако это не значит, что наше телевидение - дьявол с рогами, а зрители - ангелы с крыльями. Те, кто жалуется на экранное оболванивание, сами позволяют это с собой делать: у большинства наших зрителей просто патологическая готовность пользоваться чужой точкой зрения. Многие хотят быть не хуже других, и потому стремятся жить не своим, а общественным мнением. Да и зачем трудиться думать самому, если умные дяди с экрана скажут, как правильно? И того не замечают, что этих дядь (и теть) сейчас огромное количество, и если раньше у нас было одно правильно (а все, кто был не согласен, клеймились инакомыслящими и изолировались), то теперь у каждого такого дяди правила свои. И получается, что определенные личности (иногда далеко не идеальные) диктуют свои убеждения всем остальным. А остальные и рады тому, что им все пережеванное в рот кладут и за них же глотают.

Причем стать говорящей головой сейчас может практически каждый, у кого есть деньги. Пожалуйста, покупай себе эфирное время и в это время на экране хоть на ушах ходи. Вот и получается: на одном канале проповедник, на другом - белая и черная магия, на третьем - коммунисты, на четвертом - монархисты... И каждый несет - кто во что горазд. Ревнители совковой цензуры говорят на это: Вот вам, получайте свою вседозволенность! И дальше - о необходимости тотального надзора, в первую очередь в средствах массовой информации... Да дело не в этом, просто не надо бросаться в крайности. Скажем так - сейчас в этом плане заставляют дурака Богу молиться (извините за грубое слово, но его из пословицы не выкинешь) - так же, как раньше запрещали. Но как известно из той же пословицы, в результате оный дурак себе от излишнего усердия лоб расшибет. И применительно к телевидению - лоб расшибается не только свой, но в первую очередь зрительский. А люди потом мучаются бессонницей или кошмарами и жалуются, что их буквально зазомбировали - каждый гуру, хоть магический, хоть политический, тычет указующим перстом в свою сторону! А отнестись критически к предложенной информации не могут: светящийся экран их гипнотизирует так же, как огонь - первобытных людей. И задуматься о том, кому подобные выступления выгодны - тоже не могут: извините, нечем.

КОМУ ВЫГОДНО?
В основе любой, даже тихой паники, любого ажиотажа так или иначе лежит аффект страха. Мол, делай так, а не иначе, покупай то, а не другое, иначе останешься у разбитого корыта или у тебя будут другие различные неприятности... А угрозы эти на деле стоят столько же, сколько рассказы того самого физика насчет процеживания воды через газетку. И запугивание с экрана - прямое или завуалированное - выгодно в первую очередь тем, кто собирается впоследствии вами манипулировать. Потому что страх парализует разум и волю. И запуганным народом, таким образом, легче управлять.

Очень трудно промывать мозги зарубежным гражданам: мы еще до перестройки поражались, что иностранцы в большинстве своем практичны до цинизма. И ко всему, в чем их пытаются убедить, относятся со здоровым скепсисом. А наша доверчивость иногда граничит с детской наивностью. Потому многие наши зрители и не могут защититься от воздействия голубого экрана. Например, во время прошлогоднего августовского кризиса телевидение вовсю показывало, как толпы людей в магазинах хватают в диких количествах все, что под руку попадется. Оставим на совести телевидения то, что оно в это время не нашло других тем для кризисных репортажей. Но зрители-то хороши: как настоящие зомби, ринулись так же сметать с прилавков продукты. И никто из этой толпы наверняка не задумывался: а зачем людей толкают на это, зачем создают панику? Может, под соусом кризиса просто захотелось сбыть залежавшийся товар, да еще по неоправданно завышенным ценам?

И еще один момент, раз уж заговорили о выгоде. Иногда руководящий работник от скудоумия окружает себя подчиненными со столь же низким умственным потенциалом. Ему выгодно, чтобы рядом с ним не было деятельных, активных, умных людей - на сером фоне он будет смотреться гораздо выигрышней. К тому же умный подчиненный, не ровен час, может его сместить и занять насиженное привилегированное кресло... Ситуация эта была весьма нередкой в советские времена, когда руководителями становились не за ум и способности, а за преданность партийной линии. Но при таком подходе через некоторое время производство будет настолько развалено, что некому будет заработать такому чиновнику на зарплату. Что мы и наблюдаем на сегодняшний день. Точно так же телевидению выгодно оболванивать зрителей: чем тупее потребитель ТВ-продукции, тем он менее взыскателен, и тем меньше нужно труда, чтобы работать на такого зрителя: купил какой-нибудь третьесортный сериал, и народ доволен. А умному подавай глубокий аналитический подход, к тому же никакой эрзац и никакое мыло не пройдет... Но если культивировать челкашей, то вскоре естественным образом станет ненужным и телевидение. Ведь люди с ограниченным интеллектом не способны развивать рыночную экономику, и вскоре большинству людей будет просто не по карману обзавестись телевизором.

Но пока, увы, стоит воспринимать как данность, что с экрана зрителя изначально пытаются оболванить. Как же этому противостоять?

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Поймите, что все, что творится на телевидении - вовсе не от злого умысла, а, простите, от головотяпства сотрудников, которые не могут (или не хотят) понять, что их работа предполагает немалую ответственность перед зрителем. И если такой ответственности нет - тогда зрителю неплохо позаботиться о себе самому.

Прежде всего необходимо иметь собственную точку зрения, а не идти за тем, кто знает, как надо - толпой, как крысы за дудочкой Нильса. Не нужно бояться иметь свое мнение: оно во многом сослужит вам добрую службу. И прежде всего неплохо бы научиться любую информацию не просто глотать, а еще и переваривать.

И информация эта должна быть разноплановой, чтобы вы не упирались в одну точку зрения, а имели возможность сравнивать, выбирать и анализировать. Вспомните героя фильма Москва слезам не верит, который на протяжении двадцати лет был убежден, что в итоге не будет ни книг, ни кино, ни театров, будет одно сплошное телевидение. Это и был один из самых первых наших телезомби. Поэтому не ограничивайтесь просмотром ТВ: хотя бы просматривайте прессу (причем разноплановую), слушайте радио, читайте книги, заглядывайте в Интернет. Большую помощь в формировании своего мнения окажет общение с людьми, причем в разных кругах, а не только с теми, кто смотрит тот же самый сериал, что и вы.

Ко всему прочему человек, который по жизни не знает, чем заняться (или не хочет ничем заниматься) и большую часть времени проводит перед экраном именно от нечего делать - один из самых потенциальных зомби. А тот, у кого, помимо телевизора, есть еще сотни забот в жизни, вообще может месяцами у экрана не сидеть.

Формируя свою точку зрения, старайтесь избегать категоричных оценок. Делить все только на черное и белое, на хорошее и плохое, без полутонов и нюансов - это проявление подросткового максимализма, который взрослому человеку, скажем так, не делает чести.

Относитесь к любой информации, особенно командно-пугающей, со здоровым скепсисом и с долей юмора. Помните: тот может быть обманут (или если вам больше нравится - зомбирован), кто сам хочет быть обманутым. А если тоскуете по цензуре в СМИ - обзаведитесь своей внутренней цензурой. Решайте сами, что для вас допустимо. а что нет; к чему именно вам стоит прислушаться, а что следует пропустить мимо ушей. И не воспринимайте ничего как истину в последней инстанции: перед самым влиятельным человеком можно снять шляпу, но не голову.

...Слово зомби все больше входит в наш обиход: ведь этим словом можно назвать и тех, кто, поверив рекламным обещаниям, срочно бежит покупать модное средство, и тех, кто выстаивал очереди, чтобы вложить последнее в финансовую пирамиду, и тех, кто безоглядно верит заманчивым посулам колдунов и политиков... Но в последнее время журналисты все же стали отказываться от заграничного словечка, называя таких людей по-русски: человек с промытыми мозгами. И вот вам основной совет, как не стать таким человеком: ведь по сути, окончательно и полностью промыть мозги можно только тому, у кого в этих мозгах одна-две извилины, да и те, извините, неглубокие!

14 мар 2010, 11:31
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.