Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » Вождение автомобиля. Пробковый синдром


Вождение автомобиля. Пробковый синдром

Вождение автомобиля. Пробковый синдромПо наглухо забитой машинами улице с трудом пробирается такси. Пассажир, глядя на часы, спрашивает водителя:
- Простите, Вы не можете ехать быстрее?
- Я-то могу... но ведь нельзя же бросить машину!

...Деньги у нас есть. Это точно. Как же иначе могло получиться, что московский парк автомобилей за год вырос чуть ли не вдвое? Но как говорил кот Матроскин, "средства у нас есть, у нас ума не хватает!" Никак не понять, что городские магистрали с пропускной способностью шестидесятых годов не в состоянии "переварить" такое количество машин. Что нужно сделать с этими магистралями - судить специалистам другого профиля. А так как пока ничего не меняется, и привычные пробки неизбежны, мне остается сказать одно: если мы не можем устранить явление, то в наших силах изменить свое отношение к нему. То есть к тем самым пресловутым пробкам, которые наносят вред не только состоянию автомобилей, но и состоянию водителей. Так что хотя бы в целях безопасности движения следует обратить внимание на опасности пробки для человека за рулем, и на способы их устранения.

Не правда ли, забавно: автомобиль для нас большей частью не роскошь, а средство передвижения, причем призванное экономить наше время. Но иной раз предпочтешь воспользоваться метро, чем торчать лишних два часа в куче себе подобных. А если нужно ехать именно на машине? В таком случае поездка превращается в изощренное издевательство над водителем. А это всегда чревато последствиями.

Взять хотя бы то, что движение в пробке, как правило, неравномерно по скорости: то стоишь, то ползешь. Когда просто долго стоишь (так бывает, когда пробка вызвана тяжелой аварией или следованием лимузина с охраной), можно вроде и газетку почитать. А когда только газетку открыл, и уже поползли, - водитель вынужден находиться в постоянном напряжении. Некоторых надолго не хватает, они теряют внимательность и наезжают на ползущего впереди.

Очень напрягают частые неоправданные перестроения. Конечно, когда человек торопится и при этом вынужден двигаться медленнее пешехода, ему не позавидуешь. Но иные в такой ситуации начинают суетиться, дергаться и всячески прыгать из ряда в ряд, подтверждая известный закон, что якобы "соседняя очередь всегда движется быстрее". В итоге они сами не сильно продвигаются вперед. А ты знай смотри, чтобы такой прыгун твою машину не "поцеловал" от избытка чувств... Другая сторона той же медали - те, кто не сумел (по неопытности или незнанию маршрута) заранее перестроиться для поворота. И теперь пытается продраться из левого ряда в правый во что бы то ни стало. "Весело" в этот момент и ему самому, и тем, сквозь кого он продирается. Возникает лишнее напряжение, могущее сказаться сейчас или позднее.

А пешеходы, пролезающие между прилипшими друг к другу машинами, а мальчики-газетчики, выныривающие из-под колес? А такая мелочь, как выхлопы, особенно летом? Это вовсе не так безобидно - высокая плотность машин с работающими двигателями, особенно если находиться в середине с открытыми окнами. Но загрязнение окружающей среды - это не основная беда. Как вам понравятся такие последствия высокой концентрации СО, как снижение реакции у водителей, побывавших в этом чаду, и возникновение головокружения за рулем - вплоть до обмороков?

Еще одна привычная картина в пробке - пижонские автомобили, объезжающие скопление машин по встречной полосе. Это записные любители риска. Вроде бы Бог с ними, пусть сами разбираются со встречным потоком, но... Эти любители безрассудного лихачества, как правило, не прогнозируют развитие ситуации - видят только происходящее в данный момент. И когда ВДРУГ у них перед лобовым стеклом появляется лавина встречных машин - они РЕЗКО шарахаются вправо. То есть в ваш левый ряд, если вы в нем едете. И возможно, перед вами - если дистанция между вами и впереди идущим позволяет. Так что не удивляйтесь, если расфуфыренный джип со встречной полосы бросится к вам под колеса. Будьте начеку, увидев летящего слева такого молодца. А между нами говоря, в воспитательных целях полезно, держа небольшую дистанцию, погудеть, помигать и не пустить...

В плане дорожных аварий наиболее опасна не сама пробка, а выход из нее. В плотном ползущем потоке чаще всего случаются мелкие столкновения из-за резких перестроений или потери дистанции. Но копится внутри напряжение, и когда появляется возможность отпустить тормоза - водители пользуются ею во все тяжкие. Именно по выходе из пробки поток резко увеличивает скорость, но замедленная реакция, ослабленное внимание, рвущееся раздражение не улучшают контроля дороги. И случаются серьезные ДТП со смертельным исходом.

Как устранить хотя бы часть этих проблем? Например, можно попробовать вот что: планируйте свой маршрут с учетом времени суток. Полезно знать, в какие часы какая трасса "забита". Иногда лучше дать крюк в несколько километров, но попытаться миновать возможную пробку. Также, если едете в часы пик или в незнакомое место, выезжайте примерно на полчаса раньше, чем хотели. А если куда-то ездите постоянно, можно придумать объезд оживленных дорог чуть ли не по проходным дворам.

Если попали в пробку, особенно в "ползучую", прежде всего - не расслабляйтесь. Никаких газеток, никаких бутербродов. Не отвлекайтесь на едущих мимо вас. Не ведите важных переговоров с пассажирами - лучше рассказывать анекдоты, чтобы не притупилось внимание. Некоторым опять же помогает музыка в салоне; главное - не заслушаться...

Если вам нужно срочно перескочить ряда через три - делайте это спокойно. И не пренебрегайте контактом с коллегами по движению. Пока стоите, можно попросить соседнего водителя пропустить вас - вряд ли вам откажут в вежливой просьбе. Если нет возможности обменяться словами или жестами - хотя бы ЗАРАНЕЕ включите сигнал соответствующего поворота. Но не кидайтесь опрометью под соседнюю машину. И еще о перестроениях: торопитесь медленно. Доказано, что при бестолковой суетне теряется больше времени.

Да, многих вынужденная потеря времени заставляет излишне раздражаться и нервничать, думая о последствиях опоздания. Поезда и самолеты - это дело особое, не зря в русских традициях выезжать к ним аж часа за три-четыре. Но есть еще деловые встречи, совещания и переговоры, на которые опаздывать нежелательно. Тем не менее примите совет: следуя на подобную встречу и попав в пробку, думайте не о том, как вам быстрее проехать (по тротуарам и встречной полосе, с риском для себя и машины), а как сообщить о своем опоздании.

Увы, сейчас причина "застрял в пробке" практически везде является весьма уважительной, особенно среди тех, кто ездит много и часто и хорошо понимает специфику городского движения. Поэтому если у вас в машине есть телефон - позвоните сами, если телефона нет, но есть пассажир - попросите его выйти, пока все стоят, и позвонить за вас по автомату. Если нет и пассажира - по выезде из пробки остановитесь на обочине и отыщите телефон. В любом случае ваша встреча пройдет успешнее, если вы приедете на нее позже (сообщив об этом) целым, свежим и спокойным, чем вовремя - злобным и раздраженным (если вообще доедете).

Последствий повышенной "пробковой" загазованности легко избежать, если у вас в машине есть кондиционер. Сидите и дышите чистым воздухом, не открывая окон. Если же такового нет, а летом сидеть в закрытой машине невозможно, то включите хотя бы вентилятор (без печки). И возите с собой на расстоянии вытянутой руки капсулы ноотропила (строго соблюдая дозировку!) или обычную аскорбинку. Это на тот случай, если в длинной пробке или на выезде закружилась голова.

А как бороться с нервным напряжением, утомлением, раздраженностью - всеми радостями, которые приносят пробки психике водителя? Как привести себя в порядок, чтобы ехать дальше? Некоторые курят, некоторые громко ругаются, а кое-кто предпочитает от души треснуть чужую машину. Но можно научиться безопасным методам снятия напряженности - есть такие специальные методики.

Конечно, тут впору иронично усмехнуться: у нас в городе хоть после каждой пробки к психологу ходи. Но как бы то ни было, пока мы не в силах избавиться от этого специфического дорожного явления - иметь навыки самостоятельной психологической разгрузки весьма полезно. В том числе и с точки зрения собственной безопасности.

14 мар 2010, 11:32
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.