Расцвет творчества Булата Окуджавы
В конце 1960-х поэт попал в опалу, подписав письмо в защиту Солженицына, а также в связи с публикацией его произведений за рубежом. В газетах появились резкие, уничижительные отклики. Профессионалы от музыки и от литературы негодовали и возмущались стремительному росту известности и успеха Окуджавы. Композиторы говорили: «Неужели эти допотопные мелодии можно назвать музыкой?» Да и советских поэтов многое не устраивало в его стихах. Им ещё было не ясно, что делить творчество Окуджавы на стихи, музыку и вокальное искусство невозможно.
Потому, что его песни привлекательны для слушателей именно органичным единством стихов, музыки и исполнения, своей простотой и неповторимостью. Что же такое было в этих песнях, что вызывало столь радостное приятие одних и яростное непонимание других? «От профессионалов ускользнул целый мир человеческих чувств», - заметил композитор В.Гаврилин. Окуджава открыл этот мир для тех, кто в нем нуждался. Только в 1976, после долгого перерыва, его имя вновь появилось в печати. Был опубликован сборник стихов и песен «Арбат, мой Арбат». Семидесятые годы прошли для Окуджавы под знаком расширения творческого диапазона: разнообразнее стали ритмы, композиционные приемы. Появились его исторические песни. Они настолько ярки и удивительны и вместе с тем просты и понятны, что их с удовольствием поют люди разных поколений.
Моцарт на маленькой скрипке играет.Моцарт играет, а скрипка поёт.
Моцарт отечества не выбирает –
Просто играет всю ночь напролет.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не оставляйте стараний, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Где-нибудь, на остановке конечной
Скажем спасибо и этой судьбе,
Но из грехов нашей родины вечной
Не сотворить бы кумира себе.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не расставайтесь с надеждой, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
Коротки наши лета молодые:
Миг, и развеются, как на кострах,
Красный камзол, башмаки золотые,
Белый парик, рукава в кружевах.
Ах, ничего, что всегда, как известно,
Наша судьба – то гульба, то пальба…
Не обращайте вниманья, маэстро,
Не убирайте ладони со лба.
С. СМИрнофф