Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Энцикл. термины » Толкование терминов (Н). Ньяя

Толкование терминов (Н). Ньяя

23 янв 2010, 08:37
Толкование терминов (Н). Ньяя Ньяя

Ньяя (санскр. Nуауа = правило, основание, метод, логическое заключение, вывод, логика вообще) — одна из шести ортодоксальных школ (даршан) индийской философии, по преданию — основанная мудрецом Готамой. Н. принадлежит к тем четырем (из шести) школам, который хотя и принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н. считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией логики и гносеологии; но лишь ее метод имеет строго логический характер, а цели ее — чисто диалектические. Поэтому ее не без основания сравнивали с диалектическими школами древних греков. Другое ее имя — Таркавидья (Tarkavidya = пoзнание ложного). Учение Н. изложено в собрании сутр, состоящем из пяти книг, из которых каждая делится на два «дня» или ежедневных урока. Эти «дни» в свою очередь подразделяются на особые отделы или статьи (первое издание — «Nyayasutra-vritti; the logical aphorisms of Grotama», Калькутта, 1828; второе в «Biblioth. Indica», 1864 — 65 гг., перевод в журнале «Пандит»; первые четыре книги переведены также Баллантайном в его «Aphorisms of Sankhya, Yoga. etc»). К cyтрам существует тройной, обширный туземный комментарий.

История основателя Н. Готамы, рассказывается уже в Махабхарате; в Рамаяне является диалектик, принадлежащий к этой школе и спорящий с Рамой. Н. органически связана с философией Санкхья и отчасти развилась из последней. Подобно ей, Н. обещает блаженство и освобождение духа, как награду за полное знание ее оснований, т. е. истины. Под этой последней Н. разумеет, главным образом, убеждение в вечности души. Ее первый и важнейший объект доказательства — живая душа и верховный дух, единый творец всего существующего, источник вечной мудрости. Индивидуальная, отдельная душа есть нечто абстрактно существующее, нематериальное, известный субстракт различных качеств. Метод, которым Готама демонстрирует объекты доказательства, представляет четыре вида: воззрение, заключение, сравнение или аналогию и утверждение (под которым здесь разумеется, главным образом, предание и откровение). Доказательство определяется, как causa efficiens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнее ведет к сомнению и к ошибочному суждению.

Причина обладает способностью вызывать действие и предшествует ему; причинная связь соединяет причину и действие и является или простым причинным отношением, или постоянным отношением, в котором причина всегда имманентна, как пряжа в ткани (напротив, челнок и ткань находятся в простом причинном отношении). Пример в споре является тем, на чем обе стороны сходятся. Доказанное заключение может быть четырех родов: всеобще признанным, отчасти признанным, гипотетичным и относительным. Спор или прение тоже имеет три вида: прение в тесном смысле слова, когда каждый хочет провести свою мысль; беседа, стремящаяся выяснить истину, например между учителем и его учениками; каверзный спор, когда спорящий старается во чтобы то ни стало победить своего противника софистикой, не заботясь о поддержании собственного мнения. Точно так же перечисляются разные виды ошибки и лжи.

Полный силлогизм состоит из пяти членов: предложение, напр. «гора горит»; основание — «ибо она дымится»; пример — «где дым, там и огонь»; применение — «гора же дымится»; вывод или заключение — «стало быть она горит». Обыкновенно индийские диалектики, а именно ведантисты, довольствуются только тремя первыми или тремя последними членами. См. Colebrooke, «Essays on the religion and philosophy of the Hindus» (нов. изд. Лпц., 1858); современное представление вопроса в имеющем появиться 5-м выпуске III-го тома Бюлеровского «Grundriss der indoarischen Philologie und Altertumskunde»; A. Venis, «Nyaya and Vaiceshika».



23 янв 2010, 08:37




Толкование терминов (Н). Ньяя


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.