Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск

» » » Толкование терминов (К). Контрфорс


Толкование терминов (К). Контрфорс

Толкование терминов (К). Контрфорс Контрфорс

Контрфорс (архит. термин) — массивный, сложенный из камня столб или устой возле стены здания, служащий для ее поддержания в вертикальном положении и увеличения ее сопротивляемости грузу потолочных сводов и крыши. К. употреблялись еще у древних римлян, но почти исключительно для подпирания каменной одежды платформ, устроенных на склоне возвышенностей. При возведении собственно зданий, прибегать к ним оказалось необходимым после того, как в церквах и других постройках стали — во избежание пожаров, а на севере Европы и в защиту от холода — устраивать, вместо деревянных потолочных покрытий, каменные своды. Получив, таким образом, весьма важное значение в зданиях романской эпохи, особенно в храмах, К. возводились вокруг всего сооружения, в виде устоев, примкнутых к стенам с внешней стороны и расположенных в некотором расстоянии друг от друга, против тех мест, в которых упираются в стену подпружные арки сводов.

Они представляли, в своем разрезе, квадрат или прямоугольник, иногда суживались кверху и почти всегда оканчивались там одним или несколькими откосами, облегчавшими сток с них дождевой воды. Еще более важное значение приобрели К. в готическом зодчестве. Высокие стены готических соборов, прорезанные громадными оконными, не могли бы, без помощи К. ни держаться сами, ни выдерживать тяжести опирающихся на них сводов. Поэтому К. сделались одними из самых существенных и видных частей в наружности здания, расставляясь вначале так же, как и в романских постройках, и так же прилегая одной своей стороной непосредственно к стене. Впоследствии, с развитием готики, их стали возводить несколько отступя от стен, но соединять их с ними так назыв. подпорными арками (аркбутанами).

Разрез К. получил многоугольную форму, поверхность — архитектурное украшение, согласное с общей орнаментацией здания, а вершина — остроконечное увенчание в виде усеянных кроссами пинаклей и (в XIV ст.) балдахинчиков и сквозных башенок. С возвращением искусства, в эпоху Возрождения, к античным формам, К. почти совсем вышли из употребления в архитектуре: их сменили, в значении стенных подпор, группы колонн или же декорированные полуколоннами выступы стен. Употребление К. в первоначальном, не маскированном виде удержалось почти исключительно в инженерном искусстве.

Источник:
06 янв 2010, 10:42
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.