Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Биография. Коменский


Биография. Коменский

Биография. Коменский Коменский

Коменский (Ян-Амос, латинизирован. Comenius) — знаменитый «отец новой педагогики», род. 28 марта 1592 г. в моравском городке Угорском Броде. Отец его, Мартин, чех из мст. Комны, принадлежал к «общине чешских братьев», этому лучшему выражению гуситства. Осиротев еще в детстве, К. был отдан под опеку родственников; но последние не заботились об его воспитании. По собственному желанию он поступил в 1608 г. в латинскую школу. Но К. мало приобрел здесь: школа давала скудные знания, преподаваемые, притом, неразумным и противным природе методом; из школы К. вынес живое сознание ее недостатков и мысль о необходимости реформы. Решив сделаться священником «общины», он отправился в гейдельбергский унив., где пробыл с 1610 до 12 г. К этому времени относится начало его чешско-нем. словаря. После путешествия в Голландию и, может быть, в Англию, К. возвратился на родину в 1614 г. и стал учителем школы в Прерове, вводя в преподавание реальный метод и облегчая изучение латинского языка своими «Правилами более легкой грамматики».

С 1616 г. священник, К. в 1618 — 1621 гг. занимает должность проповедника и надзирателя школы в Фульнеке; карта Моравии и два сочинения по чешской истории были составлены К. за это время. Трудовая и счастливая жизнь молодого священника была прервана ходом событий, начавшим тридцатилетнюю войну. Ряд насильственных мер, направленных против некатоликов, заставили Каменского покинуть сначала Фульнек, а потом (1628) и Чехию; вместе с другими изгнанными «братьями» он поселился в польском городе Лешне. Годы скитаний и укрывательства в Чехии ознаменовались появлением целого ряда аскетических и мистических богословских трактатов К.: важнейший из них — «Лабиринт света и рай сердца», проницательная и яркая критика человеческих отношений. В Лешне К. пробыл, с небольшими перерывами, с 1628 г. по 1656 г. Учительство в лешненской братской школе снова направило мысль К. на вопросы педагогики и дидактики; отсюда возник целый ряд его педагогических сочинений: знаменитая «Дидактика», «Краткое начертание об обновлении школ в Чешском королевстве», «Informatorium материнской школы» (о воспитании детей до 6-летнего возраста), 6 учебных книг для простонародной школы (не сохранились) и «Отверстая дверь языков (Janua linguarum)», вместе с «Преддверием (Vestibulum)» к ней — два учебника латинского языка.

«Дверь языков», переведенная на все европейские и некоторые восточные языки, доставила К. широкую известность. Размышления о природных основах, на которых должно основываться школьное обучение, ввело К. в область философии и выразилось в его «Физике» (1634), т. е. философии природы в библейском (1-х глав Бытия) освещении. Стремление изложить кратко и ясно всю совокупность человеческих знаний (энциклопедия) высказано было К. в адресованном его лонд. другу Гартлибу трактате: «Предтеча всемудрости» (Pansophiae prodromus), который и был напечатан Гартлибом, без согласия автора. Лондонские друзья в 1640 г. вызвали К. в Англию; но переговоры об основании коллегии ученых для развития науки не привели ни к чему, вследствие начавшихся столкновений между Карлом I и парламентом. Шведский негоциант Людовик Геер (родом из Голландии), щедрый покровитель знания, пригласил K. в Швецию; здесь К. взял на себя труд составления учебников латинского языка. Годы 1643 — 48 были проведены К. в прусском городе Эльбинге за работой, с одной стороны, над латинскими учебниками с другой — в трудах, связанных с положением его в «общине» в качестве старшины (сеньора). Важнейший литературный труд К. за эти годы: «Новейший метод языков» («Methodus linguarum novissima») — философское учение о языке, проводящее глубокую культурно-историческую мысль о необходимости развития народных языков, вопреки гуманистической привязанности к латыни.

Покровители К. выражали недовольство его занятиями по делам «общины»; денежное положение его было неопределенно: все это причиняло ему много горя и затруднений, которые он терпеливо переносил в ожидании помощи от шведов его несчастной родине. Заключение вестфальского мира (1648 г.), оставившего Чехию в руках Габсбургов, и избрание К. епископом «общины» побудили его покинуть Эльбинг. Но возвратившийся в Лешно новый епископ «общины» скоро (1650 г.) вызван был в Венгрию князем Сигизмундом Ракоци, для устроения школ в его княжестве. В течение 4-х лет К. устраивал школу в Шаришском Потоке, писал для нее учебники, школьные драмы (Schola Indus) и издал знаменитый «Mир в картинках» («Orbis pictus»), знакомящий детей с предметами посредством наглядных изображений. Возвратившись в Лешно, К. вместе со своими единоверцами перенес в 1656 г. величайшее несчастие: в начавшейся (1655 г.) войне шведов и поляков занятое первыми Лешно было сожжено и разграблено последними. В пожаре К. потерял все свое имущество и большую часть рукописей и, вместе с единоверцами, должен был покинуть Польшу. После скитаний по северной Германии он, по приглашению амстердамского сената, поселился в Голландии, где и прожил до самой смерти. Здесь в 1667 г. он издал все свои педагогические сочинения, под заглавием: «Opera didactica omnia». Заботы о рассеянной церкви К. выражались в издании Св. Писания и богослужебных книг, сборе и раздаче денежных пособий. С грустью видел он приближавшийся конец «общины»; некоторые религиозные сочинения вовлекли его в неприятную полемику; кругом его царила личная и национальная вражда, а он все мечтал о братстве людей, о всеобщем миpе, благосостоянии и просвещении. 15-го ноября 1670 г. старец К. скончался и погребен в гор. Наардене.

К. удивительно плодовитый писатель. По содержанию соч. К. (их насчитывают до 142) можно разделить на богословские, философские и педагогаческие. Первые две группы имеют интерес исключительно исторический, но основные мысли педагогической группы сочинений К. и многие частности не только имеют значение для настоящего времени, но надолго и в будущем не утратят этого значения. Система педагогических идей К. представляется в таком виде. Человек создан Богом, как последнее, высочайшее и совершеннейшее творение. Он составлен из всех основных элементов миpa, он мир в малом виде, микрокосм; что Бог дал другим творениям в отдельности — бытие, жизнь, ощущение, разум, все это он дал одному человеку вместе. Человек состоит из трех частей: тела, души (Spiritus), которая обща у него с животными, и духа (anima, mens), который явился прямо от Бога. Животная душа обладает тремя внутренними чувствами: attentio = способность восприятия, judicium = способность суждения, mеmoria = способность замечать. Она служит духу в его высших деятельностях: intellectus (разум), voluntas (воля), conscientia (сознание, совесть). Человек сотворен как образ Божий и способен все духовное усвоять себе. Хотя божественная премудрость не дала человеку готового духовного обладания миром, однако, она дала ему естеетвенные наклонности (semina, facultates), т. е. как бы зерно, в котором скрыто лежат начала всех будущих образований (форм).

В этой лишенной формы и разума материальной массе, в этом зерне заключается некая сила, которая в состоянии формировать и образовывать материал для позднейшего совершенного развития, сила действующая, которая и есть в сущности душа, подчиненная, подобно телу, росту. Каждое творение отчасти выражает божественную сущность; в своем зерне оно носит и идею своей цели, своего будущего развития, уже микроскопически предизображенного (рraeformatum), и осуществляет эту цель, благодаря своей душе. какова была природа первого человека, и хотя Адам обладал лишь semina, однако, они могли бы развиваться гармонически до высшего совершенства, если бы Адам не омрачил себя грехопадением, возникшим из самолюбия. Искони врожденное стремление к Богу со временем выродилось в наклонность ко злу, в отчуждение от Бога, corruptio adhaerens. Вследствие этого наступило ослабление и потемнение духовных сил; прирожденные semina, правда, не были окончательно искоренены, однако, значительно ослаблены и испорчены. Человек не мог помочь себе, весь мир подчинился суете. Тогда Бог, в Своем милосердии, решил создать лекарство против порчи: Он Сам, в Сыне Своем, явился в мир. К оставшимся, но бессильным корням он привил черенок божественной благодати (милости), которая сообщается человеку в крещении, производящем возрождение и дающем сыновство у Бога. Теперь способности человека снова могут мощно развиваться, теперь снова сделалось возможным преуспеяние человека, которое, по существу, ни что иное, как возвращение к собственному существу, к изначальной природе. Но благодать крещения сообщается и посредствуется церковью, именно вселенской христианской церковью.

05 янв 2010, 12:57
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.