Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Энциклопедия » Энцикл. термины » Толкование терминов (К). Карнавал

Толкование терминов (К). Карнавал

30 дек 2009, 11:44

Толкование терминов (К). Карнавал Карнавал

Карнавал (ит. Carnevale, от лат. carno — мясо, vale — здравствуй) — в католических странах первоначально время от дня Богоявления до чистой среды (на первой неделе вел. поста). В разных местностях карнавальное время имеет различную продолжительность: в Венеции начинается с дня св. Стефана (26 дек.), в Риме продолжается только 11 дней, предшествующих чистой среде, в Милане — до воскресенья инвокавита, на Рейне обнимает только 8 дней. Карнавальная пора повсеместно сопровождается различного рода забавами, играми, переряживаньем, особенно в Италии, где К. — чисто народный праздник. Одна из любимых забав римского К. — перестрелка так наз. confetti (гипсовые или медовые шарики).

В Португалии бросают друг в друга бобами и горохом; неосторожных обсыпают мукою, обливают водою. В Лиме (Перу) главное удовольствие карнавального времени — обливать прохожих водою, притом не всегда чистою. В Риме, во время К., устраиваются также лошадиные скачки (corso). Заключительный акт римского К. — праздник огней (moccoli). С наступлением сумерек, появляются огни на окнах, подмостках, экипажах; в руках у каждого из толпы — зажжённая восковая свечка; эти свечи беспрестанно друг у друга тушатся и вновь зажигаются. В южном, итальянском Тироле торжественно сжигается олицетворение масляницы — вязанка соломы, перемешанная с дровами; две враждебные рати, одна — в пестрых арлекинских одеждах, с погремушками, другая — в белых рубахах, с горбами, борются вокруг костра, на главной сельской площади, где варятся традиционные масляничные лепешки. В средние века карнавальное время с особенною пышностью справлялось в Венеции; в эпоху её упадка (XVIII в.) блеск К. передвигается в Рим. По тому же типу, но в более скромных размерах, праздновался К. и в других городах Италии, а также в Испании, Франции, Германии. Во Франции во время К. совершается торжественная процессия Boeuf gras: по улицам водят жирного быка, с золочеными рогами и украшениями из лент.

У французских и отчасти у швейцарских католиков три последние дня К. носят название jours gras. Нечто подобное К. встречается в Германии, под именем Fаsching, уже в средние века. Интермедии и интерлюдии (Fastnachtsspiele) сопровождают К. с XIII до XVII в. (интермедии Ганса Фольца, Ганса Розенплита, Ганса Сакса). В конце XVIII в. и начале XIX в. празднование К. распространяется во многих французских, а также в немецких прирейнских и южных городах: Кельн, Кобленц, Мюнхен, Нюрнберг. Значение К. в Германии ослабевает, но всё же и до сих пор К. — народный праздник в Майнце и особенно в Кельне. Западноевропейский К., как и наша масляница — остатки тех языческих празднеств, которые знаменовали переход от зимы к весне, от старого года к новому. Отличительные черты древнеримских весенних празднеств — очищение водою, зажигание огня на алтаре Весты, ряженье, процессии, неистовая беготня по улицам, конские скачки, имеют много общего с зап. европейским К. Вс. Миллер («Русская масляница и западноевропейский карнавал», М. 1884) считает его наследием древнего Рима, отразившимся и на продолжительности карнавальных празднеств.

 Церкви, возмущавшейся остатками вакханалий и сатурналий, удалось, наконец, ограничить народный разгул немногими днями перед началом вел. поста. Иной взгляд на продолжительность и многие характеристические черты карнавальных празднеств высказан автором рецензии на книгу Вс. Миллера («Журн. Мин. Нар. Пр.», 1884, № 12). Он полагает, что зима и начало весны — время после уборки плодов, время употребления добытого за лето и осень, время надежд на предстоящие сборы, почему праздничное веселье и приходится на эту пору года. Он видит также связь между зап. европейским К. и древнегреческими дионисиями, устраивавшимися в честь Вакха, о которых Вс. Миллер не упоминает. См. ещё Fahne, «Der К.» (Кельн, 1853); v. Reinsberg-Duringsfeld, «Das festliche Jahr» (Лпц. 1863).



30 дек 2009, 11:44




Толкование терминов (К). Карнавал


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.