Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » Любовь великих людей: Виктор Дандре и Анна Павлова


Любовь великих людей: Виктор Дандре и Анна Павлова

Любовь великих людей: Виктор Дандре и  Анна ПавловаАнна Павлова... Её имя стало легендой ещё при жизни. Она любила повторять: «Я - монахиня искусства. Личная жизнь? Это театр, театр, театр». Только самые близкие люди знали подлинную историю ее любви. Анна Павлова родилась в 1881 году в Петербурге в бедной семье. Она была дочерью прачки и рядового солдата Преображенского полка.

И, конечно, ей была уготована другая, совсем не такая яркая и блистательная судьба, ведь у родителей не было средств на обучение девочки. Но вмешался Его Величество счастливый случай. Однажды маленькая Аня попала на балетный спектакль в Мариинском театре. Увиденное представление настолько потрясло девочку, что она загорелась желанием стать балериной. И после долгих уговоров мать привела ее в Императорскую балетную школу. На приемных экзаменах преподаватели выразили большое сомнение в способностях Ани.

К тому же она выглядела болезненно хрупкой и худенькой, что не соответствовало принятым тогда эталонам красоты. И, все-таки ее приняли в школу. Безусловно, у Павловой были незаурядные способности, к тому же она обладала абсолютным музыкальным слухом. Но без постоянных изнурительных занятий и упражнений вряд ли она бы стала великой балериной. Но девочка была очень трудолюбива, целеустремленна, и настойчива.
В 1899 состоялся выпускной спектакль с участием Анны Павловой.

Она не произвела сенсации своими первыми выступлениями, но, тем не менее, была зачислена в балетную труппу Мариинского театра, о сцене которого она мечтала в детстве. В 22 года Анна стала первой солисткой, а потом и прима-балериной. Подлинная её слава началась с балета «Жизель» в постановке великого Петипа. Среди поклонников таланта молодой балерины выделялся Виктор Эммануилович Дандре. Обрусевший сын родовитого француза, он имел чин надворного советника, служил в сенате. Дандре отличался прекрасными манерами, элегантностью и образованностью.

Серьезно увлекшись Анной, он вскоре сделал ей подарок - купил квартиру с прекрасным белым залом для танцевального класса. Виктор и Анна любили друг друга. Он постоянно заботился о ней, помогал в её творческой деятельности, находил необходимые средства для того, чтобы она могла создать собственную балетную труппу. Всю жизнь Павлова считала, что без помощи Дандре она вряд ли завоевала бы мировую славу. У балерины был очень непростой характер. Искренне привязанная к Виктору, она вела себя с ним как капризный ребенок - обижалась из-за пустяков, ругала его, гнала прочь, потом просила прощения, неизменно получала его, и после короткого перемирия все начиналось сначала. Из этих сцен во многом и состояли их личные отношения, не отражавшиеся, впрочем, ни на танцах Анны Павловой, ни на деятельности Дандре. Анна стала выезжать на гастроли.

В 1910 году с большим успехом прошли ее выступления в Америке и Англии. Во время петербургской встречи Виктор сообщил ей, что идет ревизия общественного управления и с него взята подписка о невыезде. Непомерные траты на балерину толкнули поклонника на коммерческие махинации. В итоге он оказался под следствием. Павлова внешне отнеслась к этому известию спокойно и уехала на очередные гастроли. Париж был у её ног: публика сходила с ума от русской звезды. Сам король Швеции вручил ей орден «За заслуги перед искусством». Предложения сыплются одно заманчивей другого. Павлова расторгает блестящий контракт и подписывает новый, по условиям которого она должна была дважды в день выступать в Англии и Ирландии.

Это были поистине каторжные условия, и никто не понимал, зачем балерина согласилась на них. Сама она говорила одно: «Я так хочу». Причину странного поступка Анны поняли только после того, как она внесла залог, необходимый для освобождения Виктора из долговой тюрьмы, пригласила его в Лондон и сделала своим импресарио. В 1911 году Павлова приобрела в окрестностях Лондона особняк Айви-хаус. Виктор Дандре появился там в 1912 году. Павлова и Дандре заключили тайный брак. Это было желанием Виктора. Он считал, что звезда такого уровня, как Павлова должна быть для поклонников недосягаемой и загадочной. Всюду, куда Павлова приезжает на гастроли, ей сопутствует огромный успех. Тысячи поклонников рукоплещут ей стоя.

Особенно впечатляет её балетный номер на музыку Сен-Санса «Умирающий лебедь». Её движения и пластика неповторимы. У зрителей создавалось впечатление, что перед ними не балерина, а красивая белая птица, которая трепещет в последнем движении, последнем взмахе крыльев. Исполнение было настолько потрясающе эмоциональным, что долгие годы не могли понять и объяснить феномен этого номера.

С первого же дня пребывания в Англии Дандре взял в свои руки все театральные дела Павловой. Владея многими иностранными языками в совершенстве, имея блестящее образование и коммерческое чутье, Дандре заменял собой целую канцелярию с дюжиной служащих и помощников. Скоро предприятие Анны стало считаться в театральном мире образцовым. Дандре был одним из первых импресарио, который понял могущество прессы. Он приглашал фоторепортеров и газетчиков на выступления Павловой, давал многочисленные интервью, связанные с ее творчеством.

Делал все, чтобы ее имя не сходило с газетных полос, и интерес к ее творчеству не иссякал. Теперь она постоянно живет в Лондоне, а в Россию приезжает на гастроли. Балет для Анны Павловой, объехавшей 44 страны, был своего рода религией, к которой она приобщала народы всего мира. За 22 года бесконечных турне балерина проехала на поезде более полумиллиона километров, по примерным подсчетам, она дала около 9000 спектаклей. Это был действительно труд на износ. В этот период Анну нередко упрекали в излишней погоне за деньгами. Однако упреки эти были не справедливыми.

Она просто не могла не танцевать. Конечно, и деньги никогда не были лишними, ведь она много занималась благотворительностью. В Париже Павлова на свои средства основала приют для детей эмигрантов, помогала бедствующим русским артистам. Конечно, от такого напряженного многолетнего труда Анна стала очень уставать. Но всё же продолжала работать. В августе 1930 года начались репетиции для очередного турне по Европе. В январе 1931 года она вместе с труппой прибыла в Нидерланды. Врачи советовали ей отменить гастроли, ведь в этой стране холодный и сырой климат. Но Анна решила ехать. В поезде она сильно простудилась, и заболела тяжелым воспалением легких. По словам её подруги, балерины Трефиловой, «и к смерти она подошла с той же головокружительной быстротой, с какой жила и носилась по сцене». Впервые в жизни Анна из-за болезни пропустила своё выступление. Она металась в жару и бреду. У постели балерины днем и ночью дежурили врачи. Иногда к Анне возвращалась сознание, и она беспокойно спрашивала: «А моя труппа? Что будет с нею?»

Согласно легенде, последний раз приподнимаясь на постели, как будто готовясь встать, она отчетливо сказала: «Приготовьте мой костюм Лебедя». То была холодная ночь 23 января 1931 года. Анну Павлову похоронили на лондонском кладбище Голдерс Грин, вокруг - только белые цветы. Божественная русская балерина как-то заметила: «Ребенком я думала, что успех - это счастье. Я ошиблась. Счастье - мотылек, который чарует на миг и улетает...»

Виктор Дандре пережил жену на 13 лет. Все эти годы были посвящены Анне. Он создал клуб поклонников Павловой. Фотографии, редкие пленки, костюмы из спектаклей - всё было бережно собрано и сохранено. Дандре хотел, чтобы о великой балерине помнили всегда. К сожалению, клуб просуществовал недолго: пришли иные кумиры и иные времена. А в годы Второй мировой многое из архива Дандре было утрачено безвозвратно. Но имя Анны Павловой навсегда вошло в число гениальных мастеров балета всех времен. Помнят её и на Родине. В 1980-е годы был снят художественный фильм о жизни Анны Павловой, где главную роль исполняет талантливая балерина конца ХХ века Екатерина Максимова. О жизни и творчестве Павловой написано немало очерков и статей. Её имя вошло во многие энциклопедические издания.

Все семейные союзы, о которых сегодня шла речь, очень разные. Со своими отношениями и непохожими судьбами. Но роднят их не только талант и гениальные достижения в искусстве, но и умение понимать, ценить, радоваться творческим успехам друг друга, готовность пожертвовать своей карьерой для раскрытия таланта любимого человека.

Н. Бердышева, С. СМИрнофф

23 сен 2009, 11:17
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.