Последние новости
07 дек 2016, 10:36
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 6 декабря 2016 года...
Поиск

» » » Русские женщины на полотнах русских художников 3


Русские женщины на полотнах русских художников 3

Русские женщины на полотнах русских художников 3Мы продолжает разговор о женщинах, образ которых послужил вдохновению художников, которые запечатлели их и оставили нам.

Женщина - основа жизни, она - духовный стержень семьи. Эта тема - одна из любимых в творчестве Ивана Николаевича Крамского. Из всех близких людей двое были самыми дорогими для художника. Соня-старшая и Соня-младшая, жена и дочь. Его отрада и утешение. Конечно, и сыновей своих (а их было пятеро) Иван Николаевич очень любил. К великому горю родителей двое младших умерли. Мальчики доставляли много счастливых минут, но душевное успокоение дарили ему жена и дочь. Художнику доставляло огромное удовольствие писать портреты обеих.

 Соню-старшую он писал ещё в пору её юности. Совсем молоденькая девушка с книгой в руках изображена на портрете «За чтением». Но самый сильный женский образ, написанный с Софьи Николаевны, создал художник в 1884 г. То был даже не портрет, а картина. Называется она «Неутешное горе». Дважды пережил Иван Николаевич смерть своих маленьких сыновей. Сам был безутешен. Но ничто не могло сравниться с горем матери. Она не замечала никого в эти дни. Часами сидела неподвижно, вспоминая своих мальчиков, их смешные игры, их улыбки, звонкий смех. Сначала одного, затем другого оторвала она от себя, обливаясь слезами. Потом и слёз не стало, все в ней словно окаменело.

Русские женщины на полотнах русских художников 3Сколько раз с тоской и болью смотрел Иван Николаевич в те дни на жену, не в силах облегчить её безмерных страданий. Горе матери, потерявшей ребенка - неутешное горе. Символом его стала для художника сама фигура скорбящей женщины. Наверно тогда-то он и задумал написать свою картину. Крамской долго работал над композицией. Много вариантов испробовал художник. Остановился же на самом, казалось бы простом. Женщина в черном стоит посреди комнаты, около цветов, приготовленных к похоронам. Всё очень строго, никаких нарочито скорбных поз и жестов.

Она лишь поднесла к губам платок и неподвижно застыла. Вся - воплощение горя. В слабом рассеянном свете четко выделяется её лицо, особенно глаза, пролившие столько слез, что больше, кажется, и не осталось. Более совершенного, более трагического выражения горя, пожалуй, невозможно найти.

Н. Бердышева, С. СМИрнофф

Источник:
10 сен 2009, 20:21
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.