Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Память, мышление водителя


Память, мышление водителя

Память, мышление водителяПамять. Запоминание, сохранение и последующее воспроиз­ведение человеком его опыта называется памятью.

В памяти различают следующие основные процессы: запомина­ние, сохранение, воспроизведение и забывание. Образы памяти в от­личие от восприятия называются представлениями.

Виды памяти. По характеру психической активности различа­ют двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую память.

По характеру целей деятельности - на непроизвольную и произвольную.

По продолжительности закрепления и сохранения материала -на кратковременную, долговременную и оперативную.

Двигательная память - это запоминание, сохранение и воспро­изведение различных движений и их систем.

Эмоциональная память - это память на чувства.

Образная память - это память на образы: зрительные, слуховые, вкусовые, запаховые, осязательные.

Словесно-логическая память имеет дело с мыслями и языком. Мысли не существуют без языка. Поэтому такой вид памяти называ­ется словесно-логическим.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В случаях, когда человек ставит такую цель, гово­рят о произвольной памяти. Существует целая система приемов успешного запоминания и сохранения представлений (мнемические приемы). Например, чтобы воспроизвести число пи применяют следующий прием (стишок): «Кто и шутя и просто пожелает пи узнать число, уж знает» - 3,1416925536, где подсчитывается число букв в слове (по старинной орфографии).

Произвольное запоминание - это процесс осуществления специальных действий, целью которых является запоминание. На произвольном запоминании основывается процесс учения.

Процессы памяти отличаются избирательностью, т.е. запоминается и воспроизводится не все, а определенные предметы или особенности. Избирательность зависит от интересов человека, цели деятельности, типа памяти и других условий.

Процесс противоположный сохранению - забывание, которое может носить частичный или полный характер. В принципе забывание - явление целесообразное, т.к. позволяет освободить место для текущей, актуальной информации. Человек может посредством припоминания и его приемов извлекать давно забытые образы из долговременной памяти в оперативную.

Временное забывание может вызываться запредельным торможением вследствие перенапряжения нервных клеток мозга (утомление). Забывание так же, как запоминание и воспроизведение носит избирательный характер.

Индивидуальные различия памяти - выражаются в скорости, точности, прочности запоминания и готовности к воспроизведению. У разных людей преобладает от рождения тот или иной тип памяти (наглядно-образный, словесно-абстрактный, двигательный).

Мышление. Мышление - это социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поиска и нахождения решений теоретических и практических задач, анализа ситуаций, прогнозирования деятельности и др.

Мышление осуществляется с опорой на восприятия и двигательные действия, но выходит далеко за их пределы.

Мышление человека, в каких бы формах оно не осуществлялось - неразрывно связано с языком и речью.

Мышление человека осуществляется в понятиях. Понятия - это мысль, в которой отражаются общие, существенные, отличительные признаки предметов и явлений действительности. Например, в понятие «автомобиль» входят такие существенные признаки, как конструкция, тип двигателя, рулевое управление и др.

Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые всегда выражаются в словесной форме - устной или письменной, вслух или про себя и т.д. Суждение - это отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками.

Суждения бывают истинными и ложными. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается что-либо (или отрицается что-либо) относительно всех предметов данной группы, данного класса, например: «Все люди смертны». В частных суждениях утверждение (отрицание) относится лишь к некоторым предметам; в единичных только к одному.

Суждение образуется двумя способами: непосредственно, когда в них выражают то, что воспринимается; опосредованно - путем умозаключений. Например, Д.И. Менделеев на основании открытого им периодического закона с помощью умозаключений вывел и предсказал свойства еще неизвестных в его время химических элементов.

Умозаключение - это такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой из одного или нескольких суждений человек получает другое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений. Исходные суждения называются посылками умозаключения. Вывод, получаемый в ходе умозаключений из двух посылок, называется заключением.

Различают заключение индуктивное и дедуктивное. В первом случае умозаключение происходит от частного к общему положению; во втором - от общего положения к частному случаю.

Логические формы мышления изучает формальная логика. Психология изучает сущность психических процессов, которые при этом имеют место.

Процессы мышления. К ним относятся анализ, синтез и обобщение.

Анализ - это выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д., это расчленение познаваемого объекта в целях его изучения.

Объединение выделенных анализом компонентов целого называется синтезом. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение мысленно объединяемых объектов. Анализ и синтез взаимосвязаны, эта взаимосвязь проявляется в процессе сравнения. Сравнение является начальным этапом обобщения.

В ходе обобщения выделяются свойства общие в отношении сходства и общие в отношении существенности.

Мышление играет главенствующую роль в решение разнообразных задач в обыденной жизни человека и его трудовой деятельности.

Решение задач состоит в анализе условий задачи, выборе приемов решения, поиске и нахождении искомого ответа и формулировании результата. Важное значение при этом имеет владение приемами умственной деятельности и навыками решения задач.

Различают решение задач и решение проблемных ситуаций. В проблемной ситуации нет готовых рецептов (образцов) поисков решения, поэтому необходим специальный анализ условий и поиск необходимых способов решений.

Виды мышления. В деятельности мышление может быть представлено тремя видами в зависимости от того, на какие процессы опираются мыслительные операции. Различают мышление наглядно-действенное, образное и отвлеченное. При наглядно-действенном мышлении мыслительные операции протекают на основе двигательных действий. Образное мышление опирается на восприятия. Отвлеченное мышление протекает в понятиях при работе с теоретическим материалом (тексты).

Индивидуальные особенности мышления. К ним относятся такие качества как, самостоятельность, гибкость, быстрота протекания мыслительных операций; выделение существенного, способность к обобщению.

Воображение. Воображение, или фантазия как и мышление принадлежит к высшим познавательным процессам. Воображение присуще только человеку.

Воображение - это элемент творческой деятельности человека, построение образа конечного и промежуточного продуктов труда, обеспечивающий создание программы поведения в проблемной ситуации. Воображение может выступать и как средство создания образов, не вызывающих активную деятельность, а заменяющих ее.

Воображение ориентирует человека в процессе деятельности путем создания психологической модели конечного или промежуточных продуктов труда, что способствует их предметному воплощению.

Воображение тесно связано с мышлением. Оно также возникает в процессе проблемной ситуации. Воображение осуществляется на том этапе познания, когда неопределенность ситуации очень велика.

Виды воображения. Различают воображение пассивное и активное; пассивное воображение может быть преднамеренное и непреднамеренное, а активное - творческое и воссоздающее. Воссоздающее воображение в своей основе имеет создание системы образов, соответствующих описанию. Творческое воображение в отличие от воссоздающего предполагает самостоятельное создание новых образов.

25 авг 2009, 10:28
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.