Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...

Психология труда

24 июн 2009, 14:15
Психология трудаОбщее понятие о психологии труда.
Психология труда - это отрасль психологии, изучающая закономерности психических процессов, протекающих в трудовой деятельности. Она рассматривает содержание и структуру трудовой деятельности, трудовые операции и приемы их выполнения.

Психология труда включает такие самостоятельные разделы как психология профессий, психология профессиональной ориентации и профессионального отбора, психология профессионального обучения и др.

Трудовое действие - это структурная далее неразложимая единица трудовой деятельности, или относительно самостоятельный ее элемент, направленные на выполнение какой-либо одной частной задачи данного типа.

Трудовое действие осуществляется на основе восприятия и оценки ситуации и завершается исполнительной (двигательной) частью. Информация о полученном результате действия (обратная связь) сопоставляется с потребным результатом, если имеется рассогласование между ними - осуществляется корректирование действия, его регуляция.

Знания, навыки, умения.

Трудовая деятельность осуществляется посредством знаний, умений и навыков.
Термином «знания» обозначают систему научных и житейских понятий, усвоенных человеком в процессе обучения и жизненного опыта.
Знания - это усвоенная человеком информация о средствах, предметах труда, технологических процессах, трудовых приемах. Различают теоретические знания (обобщенные знания в понятиях) и практические знания (конкретные знания, усваиваемые в процессе непосредственной трудовой деятельности).
В производственном обучении приобретение учащимся практических знаний является одной из важнейших целей.

Теоретические знания помогают овладевать практическими, но не могут заменить их.
Умения -_это способы, или приемы решения человеком теоретических и практических задач. Формирование практических умений и навыков в значительной мере опирается на знания и опыт учащихся.

Важной стороной усвоения знаний является упражнение в их применении при выполнении конкретных практических заданий.
Навык. По мере овладения действием его психологическая структура изменяется, происходит благодаря повторению и заучиванию (запоминанию) автоматизация действий, т.е. уменьшение степени участия сознания и внимания в выполнении отдельных компонентах действия.

Навык - это автоматизированный способ выполнения действия, характеризующийся высокой степенью освоения и отсутствия по элементного сознательного регулирования и контроля действия бла¬годаря упражнению.
Различают четыре вида навыков: двигательные (моторные), сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные (умственные).
В двигательном навыке основным содержанием деятельности являются внешние движения, направленные на изменение объекта деятельности; в сенсомоторном навыке - восприятие ситуации и ответные согласованные движения по управлению автомобилем. В трудовой деятельности - это наиболее распространенный вид навы¬ков.
Перцептивный навык представлен в действии образами восприятия (считывание зрительной информации, наблюдение и др.).
Интеллектуальный навык - автоматизированные приемы, способы решения типовых задач (вычисление, планирование и др.).
В отличие от навыков, в которых отсутствуют процессы развернутого решения задач, умение, наоборот, базируются на мыслительных операциях. Умение - это система умственных действий (приемов), опирающаяся на знания и навыки и позволяющая осуществлять процесс решения нетиповых теоретических и практических задач, а также выбор рациональных действий в нестандартных усло¬виях в соответствии с целью и конкретной ситуацией.

Профессиональные знания, навыки и умения бывают специальные и общие. Специальные связаны с выполнением технологических операций составляющих сущность и специфику данного вида профессионального труда (например, вождение автомобиля, проверочные, диагностические, регулировочные операции).
Общие распадаются на две группы: общетехнические (политехнические) и общетрудовые.
Роль мышления и умений в трудовом процессе велика. Они необходимы для совершенствования организации труда, экономических показателей деятельности, процессов планирования, совершенствования трудовых навыков работников.

В трудовой деятельности благодаря упражнению происходит развитие психических процессов. Развивается преимущественно та сфера психики, которая имеет большее значение для выполнения профессиональных задач: восприятие движения и пространства у водителей, слуховая различительная чувствительность у настройщиков музыкальных инструментов, обоняния и вкуса у дегустаторов и т.д.

При овладении профессиональным мастерством происходит развитие не только чувствительности, но самых различных психиче¬ских процессов и качеств человека - памяти, мышления, координации движения, воли и др.
Труд развивает человека, обогащает его личность.



24 июн 2009, 14:15




Психология труда


Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.