Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средств


Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средств

Психофизиологические особенности профессиональной деятельности водителя транспортных средствВодитель является оператором системы «Водитель - автомобиль - дорога». Трудовые процессы в основном сводятся к операциям по приему и переработке оперативной информации, принятию решений, управляющих действий и контролю за их исполнением.

Водитель основной объем информации получает от непосредственного восприятия дорожной обстановки и участников дорожного движения, на втором месте - показаний контрольно-измерительных приборов.
Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной из-за дефицита времени на переработку информации.

Особенно большой дефицит времени возникает в опасных и неожиданных ситуациях. Сложность деятельности водителя состоит также в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развития дорожной обстановки.
Таким образом, деятельность водителя протекает в условиях дефицита времени, утомления, информационной нагрузки и сознания возможной опасности и ответственности (психический стресс).

Успешное выполнение деятельности водителем требует определенного уровня развития следующих психических качеств.
Время реакции. Время реакции (ВР) - интервал времени между моментом появления сигнала и окончанием ответного действия. Оно включает промежуток времени, необходимый водителю для приема, переработки информации и ответного действия, поэтому, зная его, можно оценить основные психофизиологические качества водителя. Время реакции может изменяться по мере приобретения профессионального опыта в процессе тренировки.

Различают реакции простые и сложные. Простая двигательная реакция - это двигательный ответ на определенный известный водителю сигнал. Например, нажатие на тормозную педаль при включении красного сигнала светофора. Сложная реакция связана с выбором ответного действия из нескольких возможных. Например, при восприятии пешехода, пересекающего проезжую часть, водитель может подать звуковой сигнал, притормозить или прибавить скорость и объехать пешехода спереди или сзади. Время сложной реакции значительно больше, чем простой.

Время реакции состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который затрачивается на восприятие сигнала и принятие решения и двигательного компонента, измеряемого временем движения.
Среднее время латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, на звук 0,14 с. Среднее время двигательного периода простой реакции колеблется в зависимости от возраста, физического состояния и колеблется от 0,5 до 2,0 с, сложной - от 1,0 до 2,6 с.
Быстрая и точная реакция водителя в критических дорожных ситуациях часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП.
Для измерения ВР применяются специальные приборы реакциомеры, например, МАДИ-2.

Восприятие движения является отражением изменения положения объектов в пространстве. Основную роль в восприятии движения играет зрение и мышечная чувствительность. Параметрами движения объекта являются скорость, ускорение и направление движения.
Восприятие движения возможно также посредством слуха по изменению громкости звука движущегося объекта.
Важной особенностью восприятия у водителей является так называемое «чувство машины», которое формируется благодаря взаимодействию зрительных, слуховых, вибрационных и мышечных восприятий и ощущений. Это «чувство» позволяет водителю воспринимать даже небольшие изменения в положении автомобиля или скорости его движения.
Распределение внимания. Для водителя автомобиля очень большое значение имеет объем внимания, т.е. количество единиц (объектов) восприятия или действия, удерживаемых одновременно в поле сознания. В среднем объем внимания равен 5 единицам.

Распределение внимания - это процесс непрерывного одновременного восприятия нескольких объектов и переработка получаемой информации. Характер распределения внимания зависит от скорости
движения автомобиля, интенсивности движения и расположения объектов.
Наряду с распределением внимания, водитель осуществляет переключение внимания, т.е. периодическую смену объекта концентра¬ции внимания, благодаря чему число воспринимаемых объектов существенно возрастает.

Наглядно-действенное мышление. В деятельности водителя приходится решать разнообразные задачи по управлению автомобилем в меняющихся дорожных ситуациях. Мышление здесь протекает, как правило, не в словесной форме, а на основе образов восприятия и действия (двигательных действий). Поэтому мышление водителя является практическим по своему содержанию, наглядно-действенным и оперативным, т.е. протекающим при дефиците времени и постоянно меняющихся условиях деятельности.
Мышление водителя связано с оперативной оценкой ситуации и выбором ответных действий, с прогнозированием развития ситуации, с поддержанием безопасного и экономичного режима движения автомобиля и решением других практических задач.

Утомление и работоспособность водителя автомобиля. Под работоспособностью понимают возможность человека с наименьшими затратами энергии выполнять трудовые операции без снижения темпа и качества. Немало ДТП происходит из-за ошибок водителя в результате снижения работоспособности. Основная причина этого - утомление.
Утомление - это процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Различают утомление нервно-мышечное и нервно-психическое (умственное). Субъективно утомление выражается в чувстве усталости.
Утомление отрицательно влияет на все психические процессы водителя: восприятие, внимание, мышление, координацию движений, снижает скорость реакций и др., что может приводить к ДТП.

Если чувство усталости не проходит после ночного сна или усталость наступает быстрее обычного, это свидетельствует о переутомлении.
Психический стресс (англ. stress - напряжение) - состояние эмоционального напряжения, возникающее в экстремальных ситуациях (условиях).
Экстремальные ситуации могут быть вызваны: I) угрозой для жизни и здоровья (опасность, болезнь); 2) межличностными конфликтами (вражда, ссора, оскорбления, зависть и др.); 3) мотивацией достижений (например, спортивные соревнования высокого уровня - предстартовая лихорадка); 4) фрустрацией, т.е. возникновение-непреодолимых препятствий на пути удовлетворения желаний; 5 информационной перегрузкой, когда объем поступающей информации слишком велик и человек не справляется с ее переработкой: ( трудностью и ответственностью принятия решения (выбор решения из многих вариантов, большая значимость и последствия неправильного выбора и т.д.).
Психический стресс отрицательно влияет на все психически, процессы и выполнение деятельности, приводит к ее нарушению и дезорганизации.
В практике водителей психический стресс нередкое явление, возникающее как правило в сложных дорожных ситуациях.
Медицинские противопоказания для занятия водительской деятельностью.

Лица, желающие получить права водителя автомобиля, предварительно проходят медицинское освидетельствование, в результате которого определяется их пригодность к работе и выдается меди¬цинская справка установленного образца.

Освидетельствование проводится специальными медицинскими комиссиями, организуемыми при лечебно-профилактических учреждениях. Комиссии в своей деятельности руководствуются специальным перечнем медицинских противопоказаний, препятствующих допуску к управлению различными видами транспортных средств.
Особое значение для водителя имеют показания состояния остроты зрения, отсутствие дальтонизма, острота слуха, общее состояние здоровья, особенности быстроты реакций.
Каждый водитель автомобиля должен проходить медицине переосвидетельствование в установленные сроки.
24 июн 2009, 14:04
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.