Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » РОСТО(ДОСААФ) » Для инструктора » Дидактика как раздел педагогики

Дидактика как раздел педагогики

24 июн 2009, 14:02
Дидактика как раздел педагогикиДидактика (от греческого - дидактикос - поучающий) - изучает процессы и системы образования и обучения.
Под образованием понимают процесс и результат усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности и формирования нравственного облика человека, представляющего собой его воспитательную сторону.

Обучение - это специально организованный процесс по формированию знаний, умений и навыков. Этот процесс является двусторонним. Одна сторона - обучение учащегося в узком смысле слова, это учение, т.е. усвоение знаний, умений и навыков самим субъектом, учащимся на основе познавательной активности.
Синтез обучения и учения осуществляется в явно выраженной форме в процессах самообразования (большей частью в обучении взрослых).
Системы образования. Под системой образования понимают определенную совокупность содержания, форм, методов и дидактических средств обучения в соответствии с поставленными целями.

В начальном профессиональном образовании, к которому относится и подготовка водителей транспортных средств, преобладающей системой обучения является классно-урочная, т.е. одновременное обучение группы учащихся.

В производственном (практическом) обучении получили распространение предметная, операционная, а затем операционно-комплексная и проблемно-аналитическая системы обучения.
Основные принципы дидактики (дидактические принципы). Это принципы, определяющие содержание, организационные формы и методы учебной работы в соответствии с общими целями образования и обучения. В отечественной дидактике разработаны следующие основные принципы обучения: научность, воспитательный характер обучения, наглядность, сознательность и активность, прочность усвоения знаний, систематичность и последовательность в обучении, доступность обучения, индивидуальный подход к учащимся и ряд других, которые отражают виды, уровня образования и т.п.

Содержание обучения. Содержание обучения - это специально отобранная совокупность предметных областей и учебного материала, необходимого для формирования определенного объема и уровня знаний, умений и навыков.
Нормативным документом, отражающим минимум содержания образования, максимум учебной нагрузки и требования к уровню и качеству подготовки, является соответствующий образовательный стандарт.

Образовательные стандарты начального профессионального образования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации, имеют межведомственный характер, распространяются на все формы подготовки по данной профессии, как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеют юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.

Стандарт по профессии включает профессиональную характеристику, которая отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности. Второй раздел стандарта - федеральный компонент содержания образования (общепрофессиональный и профессиональный циклы), в структуре которого выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.

На основе образовательного стандарта и в строгом соответствии с ним разрабатывается примерная учебно-программная документация (УПД), т.е. примерный учебный план, тематические планы и примерные программы теоретического и производственного обучения.
Учебный план - это основной планирующий документ, который определяет структуру, периоды, сроки, последовательность и содержание обучения. Он включает в себя сетку часов, устанавливающую перечень изучаемых предметов по циклам, дозирующую учебные предметы по часам, отводимым на их изучение по неделям, полугодиям и годам.

Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются самими образовательными учреждениями на основе Модели учебного плана, стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, а также национально-региональных условий.
Учебная программа определяет содержание теоретического обучения по предметам и производственному обучению. В ней устанавливается необходимый перечень и объем учебных элементов и система их последовательного прохождения.
При построении учебной программы используются линейный и концентрический методы. Линейный метод означает построение, при котором каждый последующий учебный элемент является непрерывным продолжением предыдущих. Концентрический метод построения учебного материала выражается в его повторяемости в усложняющемся виде на последующих этапах обучения.

По содержанию учебного материала программ общетехнических и специальных предметов, являющегося «сквозным» для любых профессий, можно выделить следующие группы:
1) учебный материал, раскрывающий вопросы техники (устройство и работа машин и оборудования, инструмента, приборов);
2) учебный материал, раскрывающий вопросы технологии производства (технологические и трудовые процессы - управление и контроль за ними; безопасность труда);
3) учебный материал, раскрывающий характеристику сырья и материалов;
4) учебный материал, раскрывающий организацию и экономику производства.

Характерно, что все эти группы учебного материала имеют сравнительно одинаковый удельный вес в общем объеме общетехнической и специальной подготовки независимо от специфики профессии: техника - 40-50%, технология 30-40%, сырье и материалы 10-15%, организация и экономика - 8-10%.
Профессиональное обучение предусматривает четкую систему сочетания видов обучения: теоретические занятия (классные), лабораторные и практические, производственное обучение, в том числе производственная практика в условиях предприятия.

В профессиональном обучении происходит взаимодействие общеобразовательных, политехнических и специальных знаний и широко применяются так называемые межпредметные связи, а также осуществляется применение теоретических знаний на практике при освоении трудовых приемов профессиональной деятельности.
Главным видом профессионального обучения является практическое (производственное) обучение, в котором происходит конкретное освоение профессии..
С другой стороны, знания, умения и навыки, осваиваемые при практическом обучении, используются на уроках теории, подвергаются там аналитическому, научному осмыслению.
Обучение взрослых имеет свои особенности, как облегчающие, так и затрудняющие процессы обучения.
К таким особенностям относятся: наличие образования и жизненного опыта, служебные и семейные обязанности и отношения, отчетливое понимание целей своего обучения, большая критичность и требовательность по отношению к преподаванию, чем у школьников, большая мотивация учения (познавательный интерес).
Состав учебных групп неоднороден по образованию, профилю профессиональной деятельности по месту работы, интеллектуальному развитию, полу, возрасту, поэтому здесь особенно необходим индивидуальный подход в обучении.

Взрослый учащийся легче и охотнее выполняет самостоятельные работы и задания, может предлагать рациональные идеи об улучшении организации и содержания учебного процесса, поэтому педагог должен серьезно и внимательно относиться к ним.

1.3. Педагогические знания, умения и навыки.

Педагогические знания мастера включают знания основ психологии (особенно важны хорошие знания по психологии профессионального обучения), основ педагогики (дидактики и теории воспитания), методики профессионального обучения (частной методики преподавания своего предмета).
К педагогическим умениям и навыкам относятся:
1) приемы владения устной и письменной речью и языком умение ясно и доступно выражать мысли, логично излагать материал, строить доказательства. Большое значение имеет образный язык, облегчающий усвоение и вызывающий познавательный интерес учащихся. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает у слушателей скуку, вялость, сонливость.
2) организаторские - умение эффективно организовать учебные занятия, планировать и контролировать бюджет времени урока и др.;
3) методические - умение использовать все педагогические и методические приемы и средства для успешного осуществления процесса обучения и воспитания.


24 июн 2009, 14:02




Дидактика как раздел педагогики


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.