Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Белая Калитва » РОСТО(ДОСААФ) » Для инструктора » Самостоятельная работа учащихся

Самостоятельная работа учащихся

24 июн 2009, 13:53
Самостоятельная работа учащихсяСамостоятельная работа учащихся с печатными материалами - важный компонент учения, вырабатывающий навыки и умения, культуру умственного труда. Этот метод особенно ценен при обучении взрослых.

Самостоятельная работа включает освоение учебного материала учебникам и учебным пособиям, выполнение операций по инструкционным картам, работу с плакатами и другими наглядными пособиями.

Применение наглядности дополняет и углубляет словесное объяснение, помогает легче и прочнее усвоить новый учебный материал.
Незаменима наглядность при изучении устройства автомобиля, правил дорожного движения, оказания первой медицинской помощи пострадавшим. Наглядные методы обеспечивают интерес к изучаемому материалу.

Одним из видов самостоятельной работы является конспектирование учебного материала. В зависимости от источника конспектирования различают конспектирование печатных материалов

(учебник, техническая документация и др.) и конспектирование (запись) устного изложения материала, даваемого педагогом.
Конспектирование - это выборочная, избирательная запись наиболее важного, значимого, существенного или специфичного в прочитанном и прослушанном материале.
Конспектирование - сложный мыслительный процесс, требующий умения обобщать, выделять главное, отбрасывать второстепенное. Особенно трудно вести хороший конспект устного изложения. Такое конспектирование требует специального обучения и упражнения (опыта).

Конспектирование имеет чрезвычайно важное значение и является ответственным компонентом урока. Составление текста для конспектирования требует большой вдумчивой работы педагога и высокого мастерства. Нельзя превращать конспектирование в механическую диктовку, оно должно служить средством закрепления, обобщения и систематизации знаний, выраженных в краткой форме; очень важен отбор более существенного, главного в изучаемом предмете. Велика роль в конспекте четких и ясных определений новых и сложных понятий.

Работа со справочниками и технической литературой. Эта работа включает отбор необходимых печатных источников, поиск нужной информации в них, проведение выписок. Учащийся должен освоить навык пользования оглавлением, рубрикациями, таблицами, рисунками, схемами.
Самостоятельная учебная работа учащихся - это такой вид деятельности, в процессе которой они должны за определенное время, проявляя инициативу и активность, решить без помощи педагога поставленную перед ними учебную задачу.

Дидактический смысл самостоятельной работы состоит в развитии умений, приобретении практических знаний, в освоении учебного материала.
По степени познавательной активности и самостоятельности учащихся при изложении учебного материала педагогом различают методы: информационно-сообщающий и объяснительный, репродуктивный, развивающие.

К первым двум можно отнести так называемый объяснительно-иллюстративный метод.
При объяснительно-иллюстративном методе педагог сообщает учащимся готовую информацию (учебный материал) разными средствами, а учащиеся воспринимают ее, осознают, запоминают и осмысливают. Этот метод является традиционным, он широко используется в педагогической практике. Однако его недостаток в том, что в процессе обучения активным лицом выступает в основном педагог, а учащийся выполняет пассивную роль наблюдателя. Знания, полученные при этом методе, не формируют умений и навыков использования этих знаний.

Указанный недостаток преодолевается посредством применения репродуктивного метода, который предполагает организацию деятельности учащихся по воспроизведению знаний и применению их в конкретных учебных ситуациях в процессе выполнения учебных заданий и упражнений. Типичным репродуктивным методом являются беседа, закрепление знаний в ходе опроса.
К развивающим методам обучения относится проблемно-поисковый метод.

При этом методе педагог не дает сразу готовой информации (выводы, определение, формулы), а постепенно подводит учащихся путем постановки наводящих вопросов и построением гипотез к самостоятельному нахождению решений, своеобразному «открытию» для себя новых знаний.
К развивающим методам относится также частично-поисковый (эвристический) метод, при котором учащиеся учатся самостоятельной постановке и формулированию вопросов, учатся строить доказательства, делать выводы и оценки по данным условиям и фактам; выдвигать возможные гипотезы (объяснения) явлений и т.д.

Более высокой ступенью развития развивающих методов является исследовательский метод. Примером такого метода могут служить, например, задания по поиску эксплуатационных неисправностей механизмов и систем автомобиля, которые предварительно вводятся педагогом, но неизвестны учащимся.

Перед учащимися возникает практическая задача (проблема), в ходе решения которой он осуществляет следующие этапы исследования: 1) констатация факта неисправности автомобиля; 2) определение признаков неисправности; 3) выдвижение предположений о возможном характере и причинах неисправности; 4) практическая проверка предположений; 5) поиск действительной причины.

Различной степенью познавательной активности и самостоятельности обладают также и методы, применяемые в процессе учения учащегося. Они также могут носить информационный характер (пассивное усвоение новой информации), репродуктивный, то есть воспроизведение знаний.

Одной из разновидностей этого метода является так называемая алгоритмизация в обучении, т.е. обучение учащихся алгоритмам деятельности. В практике профессионального обучения использование алгоритмов широко представлено в усвоении правил и последовательности практических действий (пуск двигателя, управление автомобилем и т.д.).
Проблемно-поисковый - решение задач по технической эксплуатационной диагностике, по принятию решений в сложных дорожно-транспортных ситуациях.


24 июн 2009, 13:53




Самостоятельная работа учащихся


Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.