Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Контроль и оценка усвоения знаний


Контроль и оценка усвоения знаний

Контроль и оценка усвоения знанийКонтроль усвоения знаний осуществляется с целью успешного усвоения учебного материала учащимися и эффективного использования педагогом методов обучения. Контроль знаний позволяет корректировать и совершенствовать процесс обучения, осуществлять индивидуальный подход в обучении, следить за ходом усвоения знаний, успехами учащихся.

Система контроля знаний включает следующие виды контроля: оперативный (текущий), или поурочный, т.е. осуществляемый в ходе урока и его конце; тематический - проводимый после завершения темы; рубежный - после завершения раздела курса или группы тем; итоговый - после завершения всего курса или предмета.

Наибольшее место в процессе обучения занимает устный контроль, т.е. устный ответ учащихся при опросе.
Письменный контроль проводится в виде письменной контрольной работы (при рубежном и итоговом контроле), а также при безмашинном программированным контроле на основе выборочных ответов.

При рубежном и итоговом контроле используют проверку знаний в форме письменной контрольной работы.
Итоговый контроль на предварительном этапе служит для выявления готовности учащихся к сдаче экзамена.
Оценка знаний учащихся необходима педагогу как показатель индивидуальных успехов в учении каждого учащегося, а учет текущих оценок для осуществления управления процессом обучения. Основными показателями уровня знания являются осмысленность, правильность, объем, точность, прочность, системность, действенность.
Вторая цель оценки - мотивационная, направлена на стимулирование учебной деятельности учащихся.

При оценке успеваемости учитывают прочность и сознательность усвоения важнейших учебных элементов программы, знание и понимание взаимосвязи изучаемых явлений, законов, закономерностей и правил, определения понятий, умения применять теоретические знания к решению практических задач и др.
Широкое применение нашел тестовый контроль знаний (английское test - испытание, проба).

Управление учебно-познавательной деятельностью учащихся в процессе овладения ими профессией предполагает применение методов, позволяющих объективно оценивать результаты усвоения знаний, формирования навыков и умений.

У каждого педагога свои, присущие только ему оценочные установки, жизненный и профессиональный опыт, уровень методического мастерства, личные пристрастия и т.п. Все это делает процесс оценивания и оценку знаний разными педагогами в значительной степени субъективными и неоднозначными.
Особенно трудно достичь объективности и адекватности оценки знаний учащихся молодым и начинающим педагогам.
Важно иметь объективные способы определения качества усвоения темы и учебного курса в целом. Они должны дать ответ на вопрос, можно или нельзя данному учащемуся переходить к следующему этапу обучения.

Одним из видов объективного контроля является тестовый контроль, состоящий в использовании стандартизированных учебных заданий (тестов) и эталонных ответов.
Тестовый контроль позволяет создать автоматизированную контрольно-обучающую программу.

Как автоматизированный, так и неавтоматизированный виды тестового контроля сокращают время на его проведение и облегчают труд педагога.
Уровень мастерства человека обусловлен степенью усвоения информации о деятельности. Использование информации о деятельности зависит от качества усвоения отдельных учебных элементов (УЭ) и учебного предмета в целом, т.е. от качества усвоения ориентировочной основы действий (ООД). При этом усвоенная ООД может использоваться либо в том же виде, как она была усвоена, либо преобразовываться в зависимости от условий деятельности (УД). По способу использования усвоенной информации можно различать репродуктивную и продуктивную деятельность.

При репродуктивной деятельности ООД ее алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях - от буквальной копии и пересказа до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях, однозначно заданных обучением, причем к исходным сведениям, усвоенным из учебного предмета учащимся в ходе деятельности, не прибавляет никакой информации.

В процессе продуктивной деятельности учащийся всегда создает новую ООД сравнительно с усвоенной из учебного предмета.
Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности, учащиеся выполняют как элемент процесса решения задачи. Под задачей при этом понимается известная цель, достижение которой возможно с помощью определенных действий в определенной ситуации.
Таким образом, компонентами задачи является цель, ситуация и действия.

В учебном процессе при подготовке квалифицированных кадров осуществляется овладение знаниями на трех основных уровнях усвоения. Так, например, образовательный стандарт начального профессионального образования предусматривает все три указанных уровня усвоения.
1 уровень - действия по узнаванию, отождествлению. Этот уровень характеризует учебные элементы, дающие первоначальное знакомство с материалом (вводные темы, общие классификации).

Учащиеся могут выполнять эту деятельность только при повторном восприятии ранее усвоенной информации.
На 1 уровне могут быть следующие виды деятельности: опознание, различение, выбор правильного варианта ответа из ряда предложенных.

2 уровень - (воспроизведения). Если в задаче заданы цель и ситуация, а от учащегося требуется применить ранее усвоенные действия по ее решению, это - репродуктивное алгоритмическое действие. Учащиеся выполняют его, самостоятельно воспроизводя и применяя информацию о ранее усвоенной ориентировочной основе выполнения данного действия (выполнение действия по заученному правилу).
На втором уровне могут применяться буквальное и реконструктивное воспроизведение.

Сюда относятся все действия по воспроизведению, типовые учебные задачи, навыки. Это основной уровень усвоения при изучении теоретических курсов, работ, выполняемых на лабораторно-практических занятиях (заучивание и воспроизведение по памяти определений, принципов, правил, технических и технологических требований).
3 уровень - умений. Если в задаче задана цель, но неясна ситуация, в которой цель может быть достигнута, а от учащегося требуется дополнить (уточнить) ситуацию и применить ранее усвоенные действия для решения данной нетиповой задачи, это - продуктивное действие эвристического типа. Учащийся в процессе выполнения деятельности добывает субъективно новую информацию в ходе самостоятельного преобразования известной ориентировочной основы типового действия и построение субъективно новой ООД для решения нетиповой задачи.

На этом уровне выполняются действия, требующие мыслительной деятельности по решению задач.
Этот уровень является высшим для содержания практического (производственного) обучения и представляет собой компонент профессионального мастерства.
Для контроля знаний на каждом из уровней усвоения применяют соответствующие тесты.

В соответствии с образовательными стандартами наибольшее распространение получили тесты 2-го уровня.
Для тестирования знаний 2 уровня применяют тесты, основанные на конструктивном типе ответа (действиях).
Конструктивный ответ предполагает воспроизведение в памяти соответствующих знаний, и их формулирование.
Тест состоит из вопроса (задания на деятельность данного уровня) и эталонного ответа, т.е. образца полного и правильного выполнения действия.
Сравнение ответа учащегося с эталоном по числу правильно выполненных учащимися операций теста (элементов ответа) дает возможность определить коэффициент усвоения (Ку). Ку = а/р, где р - число операций теста, а - число правильно выполненных учащимися операций теста.
Коэффициент усвоения заключен в пределах от 0 до 1.

Для перевода коэффициента усвоения в общепринятую пятибалльную систему можно руководствоваться следующим соотношением:

Коэффициент усвоения Ку Оценка в баллах
<0,7
0,7 - 0,8
0,81-0,9
0,91 - 1,0 2
3
4
5

Проведенные исследования показали, что при К > 0,7 процесс обучения можно считать завершенным, т.к. в последующей деятельности учащийся способен в ходе самообучения совершенствовать свои знания.

Если К <0,7, то переходить к изучению нового материала нецелесообразно.

24 июн 2009, 13:51
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.