Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Воспоминания и ощущения от прочтения "Тихого Дона"


Воспоминания и ощущения от прочтения "Тихого Дона"

Воспоминания и ощущения от прочтения "Тихого Дона"

Вспоминаю, как я прочел «Тихий Дон». Это было после окончания 8-го класса. Я жил за городом (у бабушки) и, помнится, у меня была ангина, что несколько сковывало свободу передвижения.

Роман мне, кстати, понравился. Я объясняю это сочета­нием трех факторов: 1) я был правоверным комсомоль­цем (только что, в 8-м классе, меня приняли в ВЛКСМ); 2) истории я, естественно, не знал (то есть знал только то, чему меня учили советские историки); 3) к этому времени стал живо интересоваться сексуальными вопросами (воз­раст, знаете ли).

В настоящее время фактора № 1 не существует; фактор № 3 закрывают и значительно более эффективно другие источники.

Остается фактор № 2. Истории как не знали, так и не знают. Но, полагаю, что такого рода явление носит вре­менный характер. Основным положительным явлением в области истории является то, что появилась критика. Уже нет такого, что никакие публикации, кроме «идеологиче­ски верных», пройти не могут.

Еще о личных впечатлениях. Я - донской казак по матери. Бабушка, р. в 1910 г. и умерла сравнительно недав­но, около 10 лет назад. Правда, она из дворян и в данном случае показателем быть не может. Ну уж дедушка (р. 1899 г. и умерший около 20 лет назад) вполне может быть рас­смотрен. Андрей Иванович Мельников из простых казаков Еланской станицы. Не могу припомнить ни одного случая, чтобы он позволил себе скабрезное и тем более нецензур­ное выражение. Даже в тех немногих случаях, когда он вы­ходил из себя, ничего похожего на описываемую казачью брань (хотя бы отдаленно) я не слышал. Правда, дедушка имел два диплома и, возможно, они его в какой-то мере «испортили». В таком случае могу вспомнить родную сест­ру дедушки - тетю Катю. Она жила на Базках (напротив ст. Вешенской). Простая женщина, без образования, ниче­го примечательного в этом плане. Еще запомнилась тетя Маня - жена умершего брата дедушки. Очень добрая и приветливая женщина, кстати, в молодости отличавшаяся известной лихостью (гоняла на мотоцикле). Опять же ни­каких соответствующих роману впечатлений.

Значительно ближе к этому поколению, естественно, моя мама. Она и общалась со значительно большим чис­лом людей и времени с ними проводила несравнимо больше чем я. Опять же никаких отголосков «колорита», описываемого в «Тихом Доне», не замечала.

 

* * *

Не поленился сходить в школу, где учится мой сын, и поинтересовался - как изучается М.А. Шолохов ныне?

Его творчеству уделено не так уж и много времени - около 4 часов. В процессе обучения школьникам может быть предложено написать сочинение: «Человек в Граж­данской войне».

К выпускным экзаменам Министерством было приго­товлено 600 тем, из которых потом жребием были выбра­ны те, которые бУли предложены выпускникам. В общем перечне фигурируют следующие темы, связанные с твор­чеством М.А. Шолохова:

1) Война в романе «Тихий Дон».

2) Любовь в романах М.А. Шолохова («Тихий Дон» либо «Поднятая целина»).

3) Тема поиска жизненной правды по одному из рома­нов.

4) Проблема нравственного выбора человека по одно­му из романов.

5) Кошевой в доме Мелеховых (анализ 2-й гл., ч. 8, кн. 4)

6) Итоги жизненных исканий Григория Мелехова.

7)  Пейзаж в прозе Шолохова (по одному из романов).

8)  Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь?

Обсуждать тему №7 я не компетентен. Может быть, природа у Шолохова описана достоверно. Но как можно раскрыть другие темы? Какие критерии закладываются в основу педагогами, когда они определяют темы сочине­ний для школьников?

 

* * *

Конечно, должно пройти некоторое время, от нынеш­них историков и, пожалуй, их учеников ничего особенно­го ждать не приходится. Но лет, скажем, через 20 вполне реально появление научных исследований и в этой области.

Как тогда будет рассматриваться творчество данного писателя? Полагаю, он займет место аналогичное, скажем, Трофиму Лысенко, только в своей области.

Интересно то, что в данном случае нельзя говорить об одном-единственном авторе, с которым связаны все про­блемы. Данное явление захватывает множество лиц.

В этом перечне М.А. Шолохов выглядит, кстати, наилуч­шим образом. Простой рабочий парень, «иногородний», практически без образования. С точки зрения советской идеологии (а только в этот период он и жил) сделал все .абсолютно правильно. Явился основателем или родона­чальником целого ряда художественных штампов, кото­рых в дальнейшем придерживались советские писатели. Какие претензии к нему? Мама, правда, была казачка. Но это не очень сильный довод.

Значительно хуже выглядит ФД Крюков. Потомственный Донской казак, образован - Петербургский историко-фи­лологический институт. Многократно печатался в перио­дических изданиях, преподавал, был депутатом 1 -и Государственной думы. Дослужился до статского советника - пятый чин по Табели о рангах (для ориентации: 6-й - полковник, а 4-й - генерал-майор). Как человек с таким образованием, жизненным и литературным опытом мог написать такое и тем более о своих? Однако будем пом­нить, что он этого не издавал и, может быть, не собирался.

Значительно интересней выглядят исследователи, в те­чение многих десятилетий изучавшие и сравнивавшие тексты и при этом так и не удосужившиеся вникнуть в смысл написанного. Забавно, что все они не забывают упомянуть об образовании М.А. Шолохова, а точнее, о его фактическом отсутствии. Можно себе представить, как над ними в дальнейшем будут издеваться.

Не обойдут вниманием и «шолоховедов», посвятивших свою жизнь изучению его творчества. Правда, по сравне­нию с предыдущей группой, они выглядят не так «экзотично».

 

* * *

И в заключение, снова о помощи Запада. Очевидно, что он всегда нам помогал и будет помогать, особенно в тех случаях, когда у нас появляется желание уконтрапупить самих себя. Вручение Нобелевской премии творчеству М.А. Шолохова конечно нельзя сравнивать по последстви­ям с присылкой Ильича в опломбированном вагоне. Как говорится в поговорке: в первом по времени случае жуткая трагедия, во втором только фарс. Но тем не менее следует признать, что нас форменным образом поимели, причем красиво й эстетично, а, кроме того, выставили в абсолют­но неприглядном виде.

16 янв 2009, 15:41
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.