Последние новости
01 дек 2016, 18:53
Тридцать лет назад, 26 апреля 1986 года, рядом с украинским городом Припять произошла...
Поиск



» » » » Галина Сергеевна Уланова (1910-1998)


Галина Сергеевна Уланова (1910-1998)

Галина Сергеевна Уланова (1910-1998)Галина Сергеевна Уланова великая балерина «обыкновенная богиня», как называл ее Сергей Прокофьев. За всю историю балета лишь три балерины стали легендарны еще при жизни: Мария Гальони, Анна Павлова и Галин Уланова.

Первый балет, который увидела маленькая Галя, "Спящая красавица», ее мама, Мария Федоровна Романов танцевала фею Сирени, папа - Сергей Николаевич Уланов был режиссером балетной труппы. В балетной школе первым педагогом Галины была мама, впоследствии она окончила Ленинградское хореографическое училище у знаменитой Агриппины Яковлевны Вагановой.

Одетту-Одилию - эту сложнейшую партию классического балета «Лебединое озеро» - Галина Уланова станцевала на сцене Кировского театра в Ленинграде в 18 лет. Свою первую ответственную роль она провела с таким исключительным мастерством, какого трудно было ожидать от столь юной дебютантки. После этого спектакля знаменитый критик И. Соллертинский пророчески заметил: «... в лице Улановой мы имеем дело с весьма серьезным, может даже первоклассным, хореографическим дарованием».
В 1935 г. состоялось первое выступление Улановой на сцене Большого театра, которое имело триумфальный успех: критики заметили легкость ее танца, ее лирическое дарование. В танце Галина Уланова не просто демонстрировала техническое мастерство, поражали одухотворенность ее танца, богатство пластических нюансов, пленяла необыкновенная музыкальная выразительность движений, казалось, сама мелодия переходит в движение, зримо воплощаясь на сцене.

Знаменитый солист балета Вахтанг Чабукиани вспоминал, что в «поддержках Уланова такая легкая, что казалось, ты едва ее коснешься - а она уже взлетела... В танце она не нагнетала страстей, а создавала утонченно-женственный, романтический образ. В ней была своя загадка. Она притягивала».
Все мужья Галины Улановой и ее близкие друзья были намного старше артистки: режиссер-красавец Юрий Завадский, художник Большого театра Вадим Рындин, вьщающийся ар-
ст Иван Берсенев, знаменитый дирижер Большого театра Юрий Файер. Ее сопровождали блестящие мужчины, ценившие балет всего редчайший талант и человеческую уникальность балерины. Расставаясь со своими мужьями, она сохраняла с ними достойные отношения.На похороны Завадскому послала на венок с лаконичной надписью: «Завадскому - от Улановой». На панихиде по Берсеневу у гроба стояли две женщины - законная жена актриса Софья Гиацинтова и великая балеринаГалина Уланова.

Она не стремилась ни к богатству, ни к славе, все само ложилось к ее ногам. Уланова жила в огромной квартире в высотке на Котельниках, в этом городе-государстве, населенном творческой и военной элитой. В последние годы жизни главному педагогу Большого театра, легенде русского балета не хватало денег, чтобы содержать пять комнат, из которых постепенно исчезали остатки былой роскоши. Ей пришлось перебраться в квартиру поменьше. Она если и не презирала богатство, то была к нему совершенно равнодушна. Она не замечала ни дорогих шуб, ни «Волг», на которых возили звезд первой величины. Однажды у Улановой украли машину. Когда балерине сказали об этом, ни один мускул не дрогнул на ее бесстрастном лице.

Столько наград, сколько было у Улановой, не имел ни один лидер коммунистической эпохи. Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии СССР (1941 г., 1946-й - «Золушка», 1947-й - «Ромео и Джульетта», 1950-й - «Красный мак»), лауреат Ленинской премии 1957 г. Премия имени Анны Павловой Парижской академии танца (1958-й), премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988 г., Милан). Уланова была почетным членом Американской академии искусств, награждена Командорским орденом за заслуги в области искусства.

Легендарный бег Джульетты-Улановой стал символом вечной любви. «Она больше чем танцовщица: она выдающаяся актриса наших дней. Глядя на нее, видишь не только мастерство балерины, но и самою красоту, правду большого искусства», - писал Ю. Завадский.

Уланова не была красива: небольшие глаза, не самые идеальные линии, - неяркая, без блеска. Магия ее таланта заключалась в поразительной одухотворенности танца, в его строгой выразительности и редчайшем совпадении со вкусами эпохи. Ее героини были кумирами и идеалами, а не секс-символами.

Великая балерина танцевала 30 с небольшим лет. Балеты разных эпох и стилей, героини разных судеб и характеров нашли свое неповторимое воплощение в искусстве Улановой. Это Джульетта, Жизель, Мария в «Бахчисарайском фонтане», Сильфида в Шопениане, Тао Хоа в «Красном маке», «Умирающий лебедь», «Золушка», балет, написанный С. Прокофьевым специально для Галины Улановой...

Галина Сергеевна, до конца жизни ходившая на высоких каблуках и ежедневно делавшая гимнастику, немногословная и погруженная в себя, полностью соответствовала своей высокой репутации. Сильно переживала, что в последние годы, идя по коридорам Большого театра, иногда не слышала обычных приветствий. Новое поколение танцовщиков, лицом к лицу столкнувшись с живой легендой, не узнавало ее.

Мало осталось людей, видевших Галину Уланову на сцене, но магия ее танца останется в памяти потомков.Ее называют женщиной-тайной... Она и умерла, как тайна, не оставив ни наследников, ни завещания...
16 окт 2008, 11:10
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.