Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)


Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) -яркий, значительный поэт XX столетия.

Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело - измена, мне имя - Марина,
Я - бренная пена морская.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной - воскресаю!
Да здравствует пена - веселая пена -
Высокая пена морская!

Так писала Марина Цветаева о своем имени и о себе. Все в ее личности и в поэзии, а для нее это нерасторжимое единство, резко выходило из общего круга обычных представлений, господствующих литературных вкусов. В этом была и сила, и самобытность ее поэтического слова, и обреченность жить не в основном потоке своего времени, а рядом с ним. Со страстной убежденностью провозглашала она свой жизненный принцип: быть только самой собой, ни в чем не зависеть ни от времени, ни от среды.

Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи по-русски, по-французски и по-немецки. А когда ей исполнилось восемнадцать лет, выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом» (1910). Книга была замечена многими критиками, одним из первых на нее откликнулся Валерий Брюсов, строгий судья поэтического вкуса, отметив красоту стиха. Никто даже не мог подозревать о юном возрасте автора.

Появление книги Марины Цветаевой приветствовал поэт, критик, художник Максимилиан Волошин, живший в то время в Москве. Он даже посетил юную поэтессу у нее дома. Непринужденная и содержательная беседа о поэзии положила начало Их дружбе, несмотря на большую разницу в возрасте. Марина Цветаева несколько раз приезжала к Волошину в Коктебель. Много лет спустя она вспоминала о своем пребывании в этом Пустынном тогда уголке Восточного Крыма, как едва ли не о самом счастливом времени своей жизни. Позднее памяти поэта она посвятила проникновенный цикл лирических стихотворений и воспоминаний «Живое о живом».

После первого сборника стихов последовали другие, изданные при содействии друга юности Сергея Эфрона, за которого Марина вскоре вышла замуж.

Революция 1917 г. для Марины Цветаевой стала символом разбушевавшихся неуправляемых темных сил, национального бедствия. В мае 1922 г. она уезжает за границу, где в эмиграции оказался ее муж. Семнадцать лет мытарствуют они по чужим городам: Берлин, Прага, Париж...

Живется горько и одиноко. Находясь в Париже, Марина Ивановна пишет: «Я хотела бы лежать на Тарусском Хлыстовском кладбище, под кустом бузины, в одной из тех могил с серебряным голубем, где растет самая крупная в тех местах земляника. Но если это несбыточно, если не только мне там не лежать, но и кладбища уже этого нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с Тарусской каменоломни камень: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Из-за рубежа Марина писала Борису Пастернаку. До этого поэты мимолетно виделись несколько раз, слышали стихи друг друга, знакомы не были.

Но когда Цветаева вместе с семьей уже уехала на постоянное место жительства в Берлин, вдогонку ей полетело восторженное письмо от Пастернака. Она ответила. Так завязалась эта удивительная переписка. Оба и не заметили, как увлеклись игрой в слова. Расстояние усиливало тоску, а удивительная духовная близость постепенно переродилась в любовь.
В этом необыкновенном романе, длившемся десять лет, было все - и страсть, и ревность, и объяснение, и нежность, и прощения. Не было поцелуев и объятий. Оба мечтали о свидании, но оно под разными предлогами откладывалось. То средства не позволяли, то советская власть чинила препоны для выезда, то возникали проблемы в семье.
С каждым посланием они удалялись от собственных семей. Марине становилось труднее общаться с мужем: свое вдохновение она черпала в письмах Пастернака. Оба понимали, что судьба подарила им удивительную любовь, чем-то похожую на сказку, но это чувство не могло существовать в реальности. Любовь на бумаге отдавала некоторой искусственностью. Связь, основанная на духовном родстве, однако лишенная прикосновений, поцелуев, медленно умирала.

Их встреча состоялась в 1935 г. Они наконец увиделись - и были разочарованы. «Катастрофа встречи» развела практически исчерпав и многолетний роман. Они пили чай и вяло говорили о литературе и музыке, Марина Ивановна интересовалась, стоит ли ей возвращаться в СССР. Борис Леонидович, в свою очередь, боялся дать какой-либо совет. Ни он, ни она даже представить себе не могли ту трагедию, которая развернется спустя несколько лет... Пастернака ждали годы лишений и испытаний, Цветаеву - аресты близких людей и петля в маленьком городишке Елабуге.

Еще в юности, уверенная в своих творческих силах, в своем поэтическом успехе Марина Цветаева писала:

Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана. Как искры из ракет... Разбросанным в пыли по магазинам (Где их никто не брал и не берет!) Моим стихам, как драгоценным винам. Настанет свой черед.

Марина не ошиблась. Ныне кладбище в Елабуге стало местом паломничества любителей поэзии. А в 1988 г. на холме над Окой была поставлена глыба из тарусского известняка с высеченными на ней словами: «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева».

Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь. Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь.
09 окт 2008, 16:09
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.