Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868-1913)


Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868-1913)

Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868-1913) Надежда Ивановна Забела-Врубель (1868-1913) - замечательная оперная и камерная певица. Она окончила Петербургскую консерваторию, театральную деятельность начала в Киевском оперном театре, и где бы она потом ни выступала - в Тифлисе, Харькове, в других городах, - повсюду писали о ее лирико-колоратурном сопрано какого-то особого, кристально чистого, неизъяснимо обаятельного тембра.

Надежда Ивановна была настолько красива, что М.Ф. Гнесин писал о ней: «...И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные, длинные руки...»

При первой встрече с Забелой композитор Римский-Корсаков был поражен ее очарованием. Сначала ему казалось, что красота объяснялась удивительным соответствием ее художественных образов с природными данными певицы. Особенно хорошо удавались Забеле роли фантастических, сказочных существ: Волховы, Снегурочки, Панночки, Царевны-Лебеди. Но позднее Римский-Корсаков был не менее восхищен Татьяной Лариной в исполнении Забелы, с ее диковатостью, ее отъединенностью от мира Петушковых, Буяновых. Кого бы ни играла Забела - царевен, русалок или земных девушек, - ее героини неизменно были наделены одухотворенностью.

Расцвет творчества Забелы-Врубель был связан с частной оперой СИ. Мамонтова, где были осуществлены постановки таких шедевров Римского-Корсакова, как «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка», «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный». Недаром ее называли «корсаковской певицей». Одной из лучших партий Забелы , стала Волхова в опере «Садко».

После премьеры Римский-Корсаков писал артистке: «Конечно, Вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за Вами навсегда останется в моем воображении...» Современники называли Забелу певицей женской души, женской тихой грезы, любви и грусти, отмечая кристальную чистоту и нежность ее голоса, хрустальную прозрачность тембра. Она была великолепной Антонидой в «Иване Сусанине», проникновенно пела Иоланту в одноименной опере, Мими в «Богеме». Но лучшими были созданные ею образы женщин в операх Римского-Корсакрва, его романсы составляли основу камерного репертуара Забелы.

Надежда Ивановна была замужем за величайшим художником - Михаилом Александровичем Врубелем. Чуть ли не в первый же день знакомства он сделал ей предложение. Услышав ее пение из соседнего помещения, где работал над декорациями, не видя на сцене и даже лица не разглядев, бросился к ней за кулисы, где покрыл поцелуями ее руку... Они увидели друг друга вечером, на празднике, устроенном актерами. Врубель не сводил глаз с Надежды. Прожив много лет холостяком, он мистически почувствовал, что ждал не зря и встретил наконец свою единственную женщину. Надежде он был по душе, но с чала она не знала, как ей отнестись к такому быстрому, экстическому предложению. Врубель начал писать акварелью портрет. Надежда решила: если портрет удастся, она выйдет за него замуж. Портрет удался. Потом Врубель говорил ее сестре что если бы она ему отказала, он покончил с собой.

Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в разучивании ролей Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам Забела стала музой художника, ее портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван «Муза». Врубель не пропускал спектаклей жены, он боготворил ее голос, за ее успехи в искусстве переживал больше, чем за свои.

Казалось бы, у Надежды Ивановны есть все: любящий и талантливый муж, огромный успех на сцене, композитор, создающий для нее великолепные роли, и, наконец, вершина счастья - долгожданный ребенок. Но тут-то и начались беды. От напряженной работы и долгого неприятия его искусства, намного опередившего свое время, у Врубеля началась душевная болезнь. Единственный ребенок не дожил до двух лет. После смерти сына Забела потеряла голос. Всего пять с небольшим лет блистала она на сцене московской частной оперы, потом последовали неудачи на императорской сцене. Только камерные вечера Забелы-Врубель по-прежнему привлекали внимание слушателей. Последний ее концерт состоялся в июне 1913 г. На нем она исполняла произведения своего любимого композитора.

Судьба Забелы печальнее, чем судьба Врубеля. После художника остались его картины. Голос певицы исчез вместе с ней, пережившей мужа всего на три года. Теперь Забела живет только в картинах Врубеля. Вот она Морская Царевна - при восходе месяца стоит среди зарослей камыша, в короне из жемчугов; а вот Царевна-Лебедь в волшебно-мерцающее оперении, в высоком, в жемчугах, кокошнике с воздушной фатой и блистающими драгоценными перстнями на тонк пальцах.

Врубель писал не только портреты-фантазии жены, но и пор треты ее с натуры. Вот она на портрете 1898 г. в шляпке, вся пронизанная солнцем. В этом портрете царит легкость, крас безмятежность, столь редкая у Врубеля. А вот она нежная, трогательная, с грустными страдающими глазами (1904), или после концерта (1905), отдыхающая на кушетке, возле горящего камина. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобритал- платье из нескольких прозрачных чехлов различного цвета,подобное экзотическому цветку...
09 окт 2008, 14:32
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.