Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » Бюджетная достаточность поселений, не получающих дотации из областной казны, увеличилась на треть


Бюджетная достаточность поселений, не получающих дотации из областной казны, увеличилась на треть

Бюджетная достаточность поселений, не получающих дотации из областной казны, увеличилась на третьДонские муниципалитеты в течение трех лет будут получать по 100 миллионов рублей из областного бюджета. Такую систему финансовой поддержки региональное руководство разработало для того, чтобы помочь им быстрее обрести самостоятельность. Какую еще помощь получают муниципалитеты и насколько удался первый этап реформы местного самоуправления, рассказал заместитель губернатора Ростовской области Сергей Кузнецов. 
 
«Российская газета». Сергей Геннадьевич, заявленные цели муниципальной реформы в первые три года ее реализации достигнуты или что-то сделать не получилось?

Сергей Кузнецов. Оценивая промежуточные результаты, можно сказать, что это первая реформа местного самоуправления, насыщенная реальным содержанием. Все предыдущие попытки оказывались неудачными. Одна из причин в том, что не были четко прописаны полномочия, которые закрепляются за органами местного самоуправления. Другая - финансирование. Даже в 2005-м году, когда нынешняя реформа только начиналась, никто, по большому счету, не верил, что бюджеты поселений могут быть «жизнеспособными» -было очевидно, что денег крайне мало. Однако на этот раз все получилось. Процент донских поселений, не получающих дотации из областного бюджета, за неполных три года увеличился с 10 до 31 - это один из самых значимых результатов.

РГ. Получается, поселения научились «зарабатывать» самостоятельно?

Кузнецов. Верно. Повышение доходов бюджетов поселений связано с эффективной работой по сбору налогов, особенно от земельного. Так, при 403 миллионах рублей, полученных поселениями в 2006 году, в 2007 году сборы по этому налогу выросли вдвое и составили 825 миллионов рублей, прогноз на 2010 год - 971,2 миллиона рублей - темп роста - 117 процентов к уровню 2007 года. А если говорить в целом о реализации реформы, то в разные годы ставились разные цели.

РГ. Какие, например?

Кузнецов. До первого января 2006 года главной нашей задачей было подготовиться к реформе: принять и зарегистрировать уставы муниципалитетов, утвердить их бюджеты. Помню, тогда в моем кабинете день и ночь заседала рабочая группа, определявшая границы муниципальных образований, в том числе, и на поселенческом уровне. До этого никто и никогда этой работой серьезно не занимался. У нас обнаружились территории, которые вообще никогда не имели никакого статуса. Один из таких - хутор Темерницкий. Когда-то это было всего-навсего отделение совхоза, а когда он распался, никому на ум не пришло зарегистрировать населенный пункт. Но в итоге, к началу 2006 года мы подошли с соответствующей федеральному законодательству нормативно-правовой базой. Тайм-аутов брать не стали, хотя закон позволял отложить реформу до 2009 года, и оказалось, что такое решение было правильным. Не наработав опыт, не увидев своих ошибок, невозможно выполнить задуманное.

РГ: Но самое сложное ведь было впереди?

Кузнецов. Да, предстояло разъяснить людям, в чем заключается суть происходящего и смысл федерального закона о местном самоуправлении, который подразумевает разделение ответственности между ветвями власти. Мы прикладывали усилия, чтобы привлечь население к участию в реформе. Для этого, по инициативе губернатора, был объявлен областной конкурс на лучшее поселение и лучший райцентр с весомым призовым фондом, размер которого потом был увеличен вдвое. Победителям ставили одно условие: деньги можно было потратить только на решение проблем местного значения. Это был своего рода финансовый стимул для муниципалитетов - проявить инициативу и самостоятельность, и он себя полностью оправдал.

РГ. На чем основана ваша уверенность?

Кузнецов. Поясню. Если в 2006 году поселения в среднем по области исполняли 23 полномочия местного значения, то в 2007-м - уже 26, а в нынешнем году и того больше -29. Среди них такие простейшие, на первый взгляд, как своевременный вывоз мусора, организация работы коммунальных служб... Для более эффективного решения вопросов в сфере ЖКХ в области стали создаваться межпоселенческие коммунальные предприятия. Первые появились в Морозовском и Цимлянском районах. В Неклиновском районе в прошлом году была образована единственная в области муниципальная компания по обслуживанию газового хозяйства.

В то же время продолжалась подготовка кадров для органов местного самоуправления. Со временем мы отказались от традиционной академической системы обучения в пользу дистанционной. Это очень удобно, особенно для отдаленных городских и сельских поселений в восточных районах. Заниматься можно без отрыва от работы, не тратя время на поездки в Ростов, тем более, что все донские муниципалитеты компьютеризированы. Сейчас в процессе внедрения находятся очередные шесть учебно-методических комплексов, которые состоят из учебника, компакт-диска с информационно-справочными материалами на диске и системой тестов для оценки уровня профподготовки. Кстати, в этом году свою квалификацию повысят около четырех тысяч муниципальных служащих. Для этого в областном бюджете предусмотрено 6,1 миллиона рублей. Некоторые муниципалитеты придумывают и свои собственные программы подготовки кадров. К примеру, в Орловском районе по самым сложным и важным вопросам, касающимся бюджета, управления имуществом, проводятся семинары, в которых участвуют не только сами главы и специалисты администраций, но и депутаты местных представительных органов.

РГ. Какие задачи по реформе местного самоуправления стоят сейчас?

Кузнецов. Повышение качества муниципальных услуг. Ведь, как правильно сказал президент России, власть существует не для себя, а для эффективного управления в интересах граждан. Для этого у нас был разработан и внедрен ряд административных регламентов, апробированы механизмы оказания государственных и муниципальных услуг в формате «одного окна». Это особенно важно, ведь людей раздражает именно необходимость тратить время на хождение по инстанциям. Поэтому в Таганроге, Шахтах, Новочеркасске, Сальском, Белокалитвинском районах были открыты многофункциональные центры. Сейчас еще один создается в Батайске. И эта работа набирает все большие обороты. Сами главы начинают придумывать упрощенные процедуры. И в этом мы их всячески поддерживаем.

РГ. По каким критериям вы оцениваете результат?

Кузнецов. Мы ежегодно проводим соцопросы, чтобы иметь представление, какие проблемы волнуют людей больше всего. И при формировании бюджета стараемся заложить как можно больше средств именно на решение этих вопросов. К слову, в 2006 году мы проводили анкетирование по поводу муниципальной реформы. Почти 60 процентов жителей Дона оценили ее положительно.

РГ. Двенадцатого октября в Ростовской области будут проходить выборы глав поселений и депутатов представительных органов местного самоуправления. Среди кандидатов на должности руководителей муниципалитетов много новичков, которые, избравшись, наверняка испытают те же трудности, что и их предшественники. Будут ли они проходить обучение?

Кузнецов. Обучение новых глав поселений будет продолжаться, однако, я убежден, что нам надо активизировать деятельность областного союза муниципальных образований. Именно он мог бы заниматься вопросами, связанными с повышением квалификации, оказанием консультационных услуг. Местное самоуправление независимо от государственной власти. Да и в программе антикоррупционных мер, которые приняты на федеральном уровне, говорится о том, что часть своих услуг мы должны передавать некоммерческим организациям, то есть «отстранять» власть от выполнения несвойственных ей функций.

РГ. Как вы оцениваете работу действующих глав поселений?

Кузнецов. Не все они, по моему мнению, действовали эффективно. Надеемся, что после выборов 12 октября в этих поселениях к работе приступят новые, более подготовленные люди. Тем более, что сами избиратели стали более разборчивыми, да и кандидаты сейчас гораздо ответственнее подошли к принятию решений о своем выдвижении.
Что касается качества муниципального управления в целом, то оно после выборов ни в коем случае не снизится. За три года реформы «подросли» и получили достаточную квалификацию не только главы поселений, но и специалисты местных администраций.

Область будет продолжать оказывать поддержку муниципалитетам, ведь все мы заинтересованы, чтобы регион развивался не только за счет крупных городов. Свою лепту должны вносить и поселения. Тогда и жизнь людей качественно изменится.
07 окт 2008, 14:24
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.