Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Рефераты » Рефераты философия, психология, педагогика » Реферат: Теория деятельности как общепсихологическая концепция

Реферат: Теория деятельности как общепсихологическая концепция

Реферат: Теория деятельности как общепсихологическая концепция Значительный вклад в психологию XX в. внесла советская психология. На раннем этапе своего развития она пережила период увлечения бихевиоризмом, гештальтпсихологией, фрейдизмом и другими концепциями. Но в ходе острой идейной борьбы, развернувшейся в Институте психологии, которым руководил Г.И. Челпанов, в качестве методологии психологической науки утвердился марксизм. Впервые требование о применении марксизма в области психологии выдвинул Константин Николаевич Корнилов (1879–1957). Опираясь на диалектический материализм, рефлексологии он противопоставил реактологию. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. Реакция рассматривалась как взаимосвязь организма со средой, как постоянное нарушение энергетического равновесия между организмом и внешней средой. Жизнь понималась как совокупность реакций. Поскольку реакция трактовалась Корниловым как любое жизненное проявление, стиралось различие между простейшими и более сложными формами поведения животных и особенно человека. В силу механицизма и биологизаторского подхода к пониманию человеческой психики реактология не получила поддержки и предложенная Корниловым программа перестройки психологии была отвергнута. Но сама марксистская методология признавалась плодотворной многими советскими психологами. В конкретных исследованиях на первый план выдвинулся анализ взаимоотношений между психическими процессами и регулируемой ими деятельностью человека в различных сферах практики.

[sms]

В 20-е годы распространение получили идеи поведенческой психологии, в основном в работах Павла Петровича Блонского (1884–1941) и Михаила Яковлевича Басова (1892–1931). Басов, чтобы отграничить свои взгляды от бихевиоризма, вместо термина “поведение” стал использовать понятие “деятельность”. Он писал: “Различного рода деятельность организма в окружающей среде, с помощью которой он устанавливает и выявляет свои взаимоотношения с нею, встает перед нами как предмет особого значения”. Организм — животного или человека — Басов понимал как деятеля в окружающей среде. Особое значение он придавал проблеме развития деятельности и занимался вопросами детской психологии, развития личности ребенка. Он разработал оригинальную методику психологических наблюдений за детьми. В качестве специфически человеческой деятельности Басов рассматривал труд. Уже в играх детей, их обучении закладываются психологические начала, на которых строится трудовая деятельность. Это прежде всего осознание цели, без чего труд лишается всякого смысла и значения.

Вслед за Басовым, который ввел в психологию понятие деятельности, в России формируется целостная психологическая концепция деятельности. Ее истоки мы находим во взглядах Л.С. Выготского. Свое дальнейшее развитие она получила в трудах таких выдающихся психологов советского периода, как А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Е. Эльконин и др.

Лев Семенович Выготский (1896–1934) разработал культурно-историческую теорию развития психики. Важную методологическую роль в ее становлении сыграл принцип деятельности как источник происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни. С этой точки зрения Выготский рассматривал высшие психические функции (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание). Они складываются в процессе культурного развития и проявляются в поведении сначала как интерпсихика, а затем как интрапсихика. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский пришел к выводу, что мышление, например, есть результат интериоризации практических действий и свойственной им логики. Понятие интериоризации описывает процесс врастания внутрь всего того, что ученый назвал интерпсихикой. Это психика ребенка при ее зарождении. Она находит выражение в действиях, происходящих между новорожденным и взрослым (прежде всего матерью). Мимика, жесты и все, что можно наблюдать, и есть интерпсихика. Она выступает средством социального приспособления и связана со всей обстановкой жизни ребенка. Напротив, интрапсихика является средством личного приспособления, внутренним процессом поведения. Психические функции, обусловленные биологическим развитием человека, преобразуются в функции высшего уровня развития — в “культурные”. Так, механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений — целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие — произвольным и т.п. Таким образом, согласно Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

Особое значение в объяснении развития высших психических функций Выготский придавал речи. Речевой знак (слово) он понимал как психологическое орудие, которое в отличие от орудий труда направлено не на преобразование природы, а на изменение внутреннего мира человека. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак содержит в свернутом виде программу поведения. Идею о развитии высших психических функций в речевом общении Выготский разрабатывал в дискуссии со швейцарским психологом Ж.Пиаже (1896–1980), создателем операциональной концепции интеллекта. Ключом к пониманию мышления швейцарский психолог считал анализ детской речи. Опираясь на обширный эмпирический материал, он сделал вывод о том, что речь ребенка является эгоцентрической: даже говоря вслух, ребенок ни к кому не обращается и полностью сосредоточен только на своих интересах и влечениях. Интеллектуальное развитие Пиаже рассматривал как переход от эгоцентризма ребенка к социализированному мышлению взрослого человека. Выготский, вопреки Пиаже, экспериментально показал, что детская речь не игнорирует окружающую его реальность, а, напротив, размышляя с самим собой, ребенок организует реальное практическое действие. В дальнейшем “мысли вслух” интериоризируются и преобразуются во внутреннюю речь, сопряженную с мышлением в понятиях.

Развиваются высшие психические функции в процессе обучения, т.е. совместной деятельности ребенка и взрослого. Выготский утверждал, что обучение должно идти впереди развития. Успешность обучения зависит от зоны ближайшего развития. Выготский предложил метод определения этой зоны. Суть метода заключается в оценке расхождения между результатами самостоятельного решения задачи и решения этой же задачи с помощью взрослого. Если ребенок не может решить задачу ни самостоятельно, ни с помощью взрослого, есть основания говорить о недостаточно высоком уровне его развития.

Изучение роли языка в психическом развитии ребенка привело Выготского к проблеме системного и смыслового строения сознания. Структуру сознания он понимал как динамическую смысловую систему находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов. В различные возрастные периоды функциональное строение сознания меняется. Выготский писал, что в раннем детстве доминирующей функцией является восприятие, в дошкольном возрасте определяющей становится память, в подростковом возрасте на первый план выдвигается мышление. Таким образом, развивается не отдельно взятая функция, а целостная система функций.

Одним из основных направлений исследований высших психических функций Выготский считал изучение их мозговой организации. Его интересовала проблема локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Особое внимание этой проблеме уделял создатель советской школы нейропсихологии Александр Романович Лурия (1903–1977). Он исследовал нарушения отдельных психических функций — памяти, речи, интеллектуальных процессов, произвольных движений – при локальных поражениях мозга и их последующее восстановление в результате специальной работы.

Развивая теоретические положения Выготского, Лурия провел ряд экспериментов с однояйцевыми и разнояйцевыми близнецами с целью изучения взаимоотношения биологических и культурных факторов в развитии высших психических функций. Он разработал метод экспериментального исследования сложных ассоциативных процессов, который получил название сопряженной моторной методики. С помощью этой методики Лурия изучал влияние речи на развитие произвольных психических процессов, на особенности высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960) включил деятельность в сферу психологического изучения. Исходя из основополагающего марксистского тезиса о том, что общественное бытие человека определяет его сознание, он сформулировал принцип единства сознания и деятельности. В структуре деятельности выделяются такие законченные ее элементы, как действия, которые направлены на выполнение одной простой текущей задачи. От таких реальных действий человека с предметами внешнего мира зависит его сознание. Рубинштейн выдвинул положение, согласно которому психика человека представляет собой определенный вид деятельности, и выделил в качестве основных ее видов труд, игру и учение. В деятельности он различал собственно психологические ее особенности, связанные с вопросом о ее целях и мотивах. Рубинштейн утверждал, что действие, в котором преобладает сознательное отношение человека к другим людям, перерастает в поступок. И если действие, характеризующее человека как субъекта труда, выступает структурной единицей деятельности, то поступок, который характеризует человека как субъекта общения, является единицей поведения. Таким образом, теория деятельности, подобно бихевиоризму, изучает внешнюю активность человека. Но в отличие от бихевиоризма она рассматривает внешние движения в единстве с сознанием. Бесцельное движение в данном случае является несостоявшимся поведением.

Поискам соответствий между строением внешней практической деятельности и внутренней, умственной деятельности посвятил свои научные исследования Александр Николаевич Леонтьев (1903–1979). Свое психологическое учение о деятельности, ее структуре, формах и видах он изложил в труде “Деятельность. Сознание. Личность” (М., 1975). Процесс взаимодействия человека с социальным миром занимал в его учении одно из центральных мест, помогая раскрыть внутренний мир личности, ее становление. Психику Леонтьев рассматривал как процессы субъективного отражения объективного мира, порождаемые практической деятельностью.

Согласно Леонтьеву, деятельность имеет сложную структуру. Она включает мотивы, действия, цели, операции, физиологические механизмы. Анализ этих компонентов деятельности показал единство строения внешней и внутренней деятельности. Деятельность предполагает субъект деятельности, личность.

Для Леонтьева понятие деятельности является основополагающим для анализа личности. Так же как и Выготский, Рубинштейн и другие советские психологи, он разрабатывал марксистское понимание личности и исходил из определения сущности человека как совокупности всех общественных отношений. Это означало, что сущность человека надо искать не в каждом отдельном индивиде, а в конкретной системе его отношений с другими людьми, складывающихся в процессе той или иной деятельности. Выражая это важное для отечественной психологии положение о социальной детерминации личности, Леонтьев считал, что охарактеризовать личность можно, только увидев ее в системе межличностных отношений, в совместной коллективной деятельности. Он писал: “В каких бы условиях и формах ни протекала деятельность человека, какую бы структуру она ни приобретала, ее нельзя рассматривать как изъятую из общественных отношений, из жизни общества”. Соподчинение различных видов деятельности создает основание личности. Личность всегда есть общественно развитой человек.

С позиций теории деятельности Леонтьев пытался ответить на вопрос о том, как формируются потребности, мотивы, установки личности, и раскрыть структуру личности через анализ мотивационно-потребностной сферы. Анализ деятельности показал, что в качестве исходного пункта всякой деятельности выступают потребности. Потребности — это состояния объективной нужды организма в чем-либо, что находится вне его и составляет необходимое условие его функционирования. При этом потребности рассматриваются как бы в двух плоскостях: потребность, не нашедшая своего предмета, и опредмеченная потребность. До столкновения с предметом потребность существует в форме внутренней напряженности, определяющей и направляющей поисковую активность субъекта. Опредмеченная потребность становится мотивом деятельности субъекта, побуждающим его к достижению цели. В процессе деятельности образуются новые потребности и мотивы. Например, новорожденный обладает ограниченными потребностями, в основном биологическими, но по мере роста ребенка круг его потребностей расширяется, формируются социальные потребности., к тому же в основном биологических.

Механизм образования мотива в теории деятельности получил название механизма сдвига мотива на цель, или превращения цели в мотив. Это означает, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. Например, студент читает учебник, чтобы сдать экзамен. Мотивом его деятельности служит получение положительной оценки на экзамене, а действием — усвоение содержания книги. Однако если содержание книги само станет мотивом и увлечет учащегося настолько, что он сосредоточится на нем независимо от экзамена и отметки, тогда произойдет сдвиг мотива (сдача экзамена) на цель (решение учебной задачи). Появится новый мотив, и прежнее действие превратится в самостоятельную деятельность.

Вся совокупность мотивов, которые формируются и развиваются в течение жизни личности, образует мотивационную сферу личности. Таким образом, по Леонтьеву, мотив является не просто одной из составляющих деятельности, а выступает в качестве компонента сложной системы — мотивационной сферы. Эта сфера определяет масштаб и характер личности. Леонтьев в качестве примера рассматривал образ героя повести Н.В.Гоголя “Шинель” Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь представил описание убогой личности, единственным мотивом деятельности которой было переписывание казенных бумаг. В этом занятии Башмачкину виделся целый разнообразный и притягательный мир. .

Итак, Леонтьев считал, что мотивы и цели деятельности человека выступают в качестве стержня личности. Он подчеркивал, что основной вопрос о становлении личности превращается в вопрос о том, как мотивы, обусловленные теми или иными обстоятельствами, превращаются в то устойчивое, что характеризует данную личность. Он писал, что основная структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизированных, мотивационных линий.

В учении Леонтьева значительное место занимали вопросы формирования и развития личности. Он говорил о первом и втором рождении личности. Они соответствуют установлению иерархических отношений между различными видами деятельности и возникновением сознания. Леонтьев утверждал, что первый раз личность рождается, когда у ребенка в явных формах выражается полимотивированность, т.е. побуждение одного действия сразу несколькими мотивами, и соподчиненность действий. Второй раз она рождается, когда возникает сознательная личность ребенка. Важнейшим фактором развития личности является самосознание. Например, Рубинштейн считал, что появление самосознания означает развитие собственной личности и что в развитых формах самосознание выполняет функцию определения внутреннего смысла тех задач, которые решает человек в своей жизни. Вместе с тем, и на это обращал внимание Леонтьев, проблема самосознания личности, осознания “я” остается в психологии нерешенной.

Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988) является автором концепции поэтапного формирования умственных действий. В этой концепции раскрывается содержание основной единицы деятельности — действия, которое включает в себя ориентировочную, исполнительную, контрольную и корректировочную части. Одной из наиболее важных признается ориентировочная часть действия. Ее Гальперин относил к психологическому содержанию деятельности, придавая ей статус предмета психологии. В качестве предмета психологии Гальперин рассматривал формирование, структуру и динамику ориентировочной деятельности.

Ориентировочная деятельность заключается в том, чтобы прежде всего разобраться в ситуации с признаком новизны. Гальперин приводил ряд демонстративных примеров реализации ориентировки, которая наиболее наглядно проявляется во внешней материальной форме. Так, лиса пробует устойчивость доски, по которой она должна пройти. Однако ориентировка не ограничивается обследованием ситуации. Необходимы также оценка различных объектов с точки зрения их значения для актуальных потребностей, выяснение возможных способов действия и управление самим ходом исполнения. Причем обследование ситуации не может быть отделено от исполнения сколь-нибудь значительным временным интервалом, так как ситуация быстро меняется. А поскольку ситуации, где необходимо действовать, но действие можно выполнять только один раз (схватить добычу, перепрыгнуть с одного дерева на другое и т.п.), в жизни животных встречаются постоянно, приспособить действие к индивидуальным особенностям ситуации можно лишь перцептивно, т.е. примерить его на глаз, в плане образа, в котором открывается поле наличной ситуации. В условиях подвижного образа жизни и неизбежно возникающих при этом одноразово изменчивых ситуаций, требующих индивидуального и точного приспособления действий к этим ситуациям, ориентировка становится непременным и важнейшим фактором успешного поведения. Сама психика в историческом плане возникла в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. Гальперин описал основные эволюционные уровни действия, соответствующие основным формам развития материи. Неорганической материи свойствен уровень физического действия; уровень физиологического действия присущ организмам, действия которых регулируются физиологическими механизмами; уровень действия субъекта характерен для животных, действующих в плане образа; уровень действия личности соотносится с действиями человека, которые определяются не только индивидуальным, но и социальным опытом.

Отечественная психология, несмотря на существование в ней различных научных школ, имела единую философско-методологическую основу — марксизм — и исходила из утверждения социальной сущности человека и деятельностного способа его существования. Сама деятельность исследовалась в определенных аспектах в системе наиболее общих психологических категорий — образа, мотива, действия, отношения, личности. Эти категории, отображая психическую реальность, стали основанием современной психологии и характеризуют ее предмет.

[/sms]

01 окт 2008, 11:21
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.