Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск



Реферат: СМИ Германии

Реферат: СМИ Германии Содержание

Введение

Печатные СМИ Германии

Телерадиовещание

Электронные СМИ
Заключение

Список литературы

  Введение

Как известно, Германия – страна, где Иоганном Гутенбергом в 15 веке было изобретено книгопечатание. Это дало толчок дальнейшему становлению и развитию журналистики в Европе. С момента первого печатного издания прошло более 500 лет, и сегодня в современной Германии, согласно статистическим данным, продается почти 25 миллионов экземпляров ежедневных газет. Германия занимает 4-е место в мире по числу газет на тысячу жителей – после Японии, Великобритании и Швейцарии. Помимо этого, в стране, где проживает 74,6 миллионов немцев и 7,4 миллиона иностранцев, зарегистрировано 38 миллионов радиоприемников и 34 миллиона телевизоров. Таким образом, можно смело сказать, что жители современной Германии хорошо обеспечены средствами массовой информации.  

[sms]

Однако статистика мало о чем говорит, важнее другое. Какой свободой пользуются СМИ в Германии, каковы их финансовая и правовая базы, с какими проблемами им приходится сталкиваться? Что представляет собой этот важный сектор германской экономики, насчитывающий почти полмиллиона работников и имеющий годовой оборот в 70 млрд. марок? Несмотря на то, что о деятельности СМИ Германии написано немало работ, эти вопросы были недостаточно освещены и, в основном, касались печатных СМИ. В данной работе затронуты проблемы не только печатных, но и электронных СМИ Германии. Цель работы рассмотреть СМИ Германии.

Задачи:

Проанализировать печатные СМИ в Германии

Рассмотреть телерадиовещание

Рассмотреть электронные СМИ Германии

1. Печатные СМИ Германии

После окончания второй мировой войны на формирование системы немецких СМИ существенное влияние оказали события, связанные с формированием послевоенного устройства Германии, а также процессы объединения Германии в конце XX века.

“Газеты часа ноль” – так называют в Германии послевоенную прессу. До конца мая первого послевоенного года газеты появились в Кельне, Франкфурте, Касселе, Брауншвейге, Эссене и Бамберге.

В то время как в советской зоне оккупации лицензии выдавались общественным организациям антифашистского толка, в западных зовах их получали только частные лица, даже если при этом было известно или предполагалось в виде условия, что эти лица будут в качестве издателей представлять интересы определенных политических партий или других организаций. Различия в западных зонах заключались лишь в том, что американцы сводили под одну редакционную крышу представителей разных политических направлений, создавая таким образом “надпартийные” газеты; англичане, наоборот, предпочитали органы, ориентирующиеся на какую- то определенную политическую партию; во французской же зоне прижились издания и того и другого типа, но важно, что и в том и в другом случае они функционировали как частные предприятия.

В основу политики США в области формирования СМИ в американской оккупационной зоне был положен план, разработанный в последние месяцы войны группой американских и английских специалистов. Он подразумевал несколько ступеней развития: от полного запрещения любой информационной деятельности через выпуск информационных бюллетеней союзников до издания газет под контролем военных властей.

В соответствии с этим планом уже с ноября 1944 г. выходит официальный орган военного командования США в Европе на немецком языке – газета “Нойе Цайтунг” (“Новая газета”). Возникновение лицензионных газет в западных оккупационных зонах связано с двумя изданиями – “Лахенер Нахрихтен” (“Аахенские новости”) и “Франкфуртер Рундшау” (“Франкфуртское обозрение”). В январе 1945 г. английское командование разрешает Генриху Голласу в Аахене издавать газету “Аахенер Нахрихтен”. Первый номер вышел 24 января 1945 г., однако официальное разрешение – лицензия № 1 – на издание было выдано только 20 июня 1945 г. Лицензию № 2 Германии получила “Франкфуртер Рундшау”, и она стала первой в американской зоне (после неудачной попытки издания газеты в Мюнхене) для распространения на четверти территории Германии. “Франкфуртер Рундшау” вышла 1 августа первого послевоенного года во Франкфурте-на-Майне.

В британской зоне оккупации к ноябрю 1945 г. было 18 лицензионных газет. Их политика лицензирования была не менее строгой, чем у американцев. В самом начале после поступления заявки на лицензирование власти проверяли просителей лицензий на партийно-политическую лояльность у бургомистров городов, но затем отказались от этого. К началу октября они отказались и от обязательности “групповых лицензий”, как это было в американской оккупационной зоне, и лицензию мог просить один человек. Каждый заявитель лицензии должен был представить нулевой номер газеты. После выхода издания в свет они подвергались предварительной и постцензуре. Если в титульной информации печатного органа была ссылка на какую-либо партию, то власти проверяли, поддерживается ли владелец лицензии этой партией.

18 сентября 1945 г. вышел в свет нулевой номер “Норддойче Цайтунг” (“Северогерманская газета”). 10 ноября 1945 г. британские власти заявили о создании новой газеты доя своей оккупационной зоны под названием “Ди Вельт” (“Мир”). В отличие от американцев, британские власти разрешали издание партийных газет. К сентябрю 1946 г. в британской зоне оккупации возникло 42 издания, которые четко заявляли о своей партийной принадлежности. Лишь 7 газет объявили себя надпартийными.

Во французской зоне оккупации печатные издания стали появляться в августе 1945 г. Первый номер газеты “Бадей Тагеблатт” (“Баденский ежедневный листок”) датирован 8 августа. В августе вышел и первый номер газеты “Нойе Саарбрюкер Цайтунг” (“Новая саарбрюкская газета”). В сентябре вышло еще пять газет. 26 сентября вышел первый номер военной газеты на французском языке “Nouvelles de Prace”.

В советской зоне оккупации строительство послевоенной системы прессы осуществлялось по образцу в подобию СССР – сверху, однако с учетом национальных особенностей Восточной Германии – многопартийной системы. Лицензии выдавались партиям и общественным организациям, физическим лицам не разрешалось издавать печатные органы. В качестве ограничителя тиражей выступало решение о распределении бумаги.

Первой газетой, вышедшей в Восточной Германии, на территории будущей ГДР, была газета “Тэглихе Рундшау” (“Ежедневное обозрение”), которую издавало командование Красной Армии с помощью немецких активистов-антифашистов. В качестве приложений к “Тэглихе Рундшау” через год стал выходить еженедельник “Иллюстрирте Рундшау” (“Иллюстрированное обозрение”) и политический научно-популярный журнал “Нойе Вельт” (“Новый мир”).

В июне 1945 г. вышел первый номер газеты Коммунистической партии Германии (КПГ) “Дойче Фольксцайтунг” (“Немецкая народная газета”), явившейся преемницей газеты германских коммунистов “Ди Роте Фане” (“Красное Знамя”), которая была основана еще в 1918 г. К. Либкнехтом и Р. Люксембург. В апреле 1946 г. произошло объединение КПГ и СДПГ, в результате которого была образована Социалистическая единая партия Германии (СЕПГ). Соответственно были объединены газеты “Дойче Фольксцайтунг” и “Дас Фольк” в одну, получившую название “Нойес Дойчланд” (“Новая Германия”). Затем последовало слияние печатных органов обеих партий. В каждой земле выходили газеты от имени СЕПГ,

С осени 1949 г., после провозглашения Германской Демократической Республики (ГДР) и Федеративной Республики Германии (ФРГ), печать начала развиваться по двум различным направлениям. В ГДР утверждалась нерыночная социалистическая система печати, в ФРГ складывалась западная, рыночная модель СМИ.

Прямо или косвенно средства массовой информации ГДР контролировались государственным и партийным аппаратом, и высшей руководящей инстанцией для журналистов ГДР был отдел агитации и пропаганды Центрального Комитета СЕПГ. Несколько десятилетий спустя, накануне объединения Германии, система печати ГДР объединяла более 600 газет и журналов руководящей партии ГДР – СЕПГ, десятки изданий крупнейших массовых общественных организаций – Объединения свободных немецких профсоюзов и Союза свободной немецкой молодежи, периодику дружественных СЕПГ политических партий – Демократической крестьянской партии Германии, Либерально-демократической партии, Национально-демократической партии и Христианско-демократического союза. В систему печати ГДР входили издания центральных государственных органов, массовых общественных организаций, народных издательств, частных владельцев лицензий.

В ФРГ сформировалась рыночная модель СМИ. Если в ГДР печать находилась в зависимости от партийно-государственных органов, то в Федеративной Республике Германии концентрация прессы происходила вокруг крупных экономических предприятий – медиаконцернов. Среди ведущих издательских групп, которые сложились в Западной Германии к концу 80-х годов можно выделить издательство Шпрингера (издания “Бильд”, “Вельт”, “Берлинер Моргенпост”), группы ВАЦ (“Вестдойче Альгемайне Цайтунг” – “Западногерманская всеобщая газета”), Зюддойчер Ферлаг (“Зюддойче Цайтунг”).

После объединения Германии в начале 90-х годов рыночная модель средств массовой информации стали господствовать на территории всей страны. Западногерманские концерны поглотили многие издания Восточной Германии и быстро распространили свое влияние на восточные земли.

К основным типологическим характеристикам печати современной Германии относится территория распространения, аудитория.

По территории распространения газеты делятся на национальные (или надрегиональные) и местные. К национальным изданиям относятся “Зюддойче Цайтунг” (Мюнхен), “Франкфуртер альгемайне Цайтунг” (Франкфурт-на-Майне), “Вельт” (Берлин), “Франкфуртер Рундшау” (Франкфурт-на-Майне), “Бильд” (Гамбург) и “Тагесцайтунг” (Берлин). Особенностью национальной печати Германии является то, что местом выхода прессы не обязательно является столица страны. Газеты, выходящие в Гамбурге, Мюнхене или во Франкфурте-на-Майне распространяются на многие немецкие регионы и поэтому имеют статус национальных (зачастую их еще называют надрегиональными изданиями).

Региональные газеты предназначены для жителей отдельных регионов и населенных пунктов. Они также широко распространены во всей Германии. К местным газетам относятся, например, “Штутгартер Нахрихтен”, “Зюдвест Прессе” (земля Баден-Вюртемберг), “Мюнхенер Меркур” (Бавария), “Гамбургер Абендблатт” (Гамбург) и другие.

Среди качественных изданий наиболее крупными по тиражу являются “Зюддойче Цайтунг”, “Франкфуртер Альгемайне Цайтунг”, “Ди Вельт”. Качественно-массовыми, как правило, являются региональные газеты (например, “Берлинер Моргенпост”). Наряду с качественными и качественно-массовыми существуют массовые или бульварные издания. Среди них наиболее многотиражной и самой распространенной в Германии является “Бильд”. К другим массовым газетам относятся “АбендцаЙтунг”, “Берлинер Курир”, “Берлинер Цайтунг”, “Экспресс”, “Дюссельдорф Экспресс”. Следует отметить, что в ряде случаев тираж массовых газет значительно, зачастую на порядок, превосходит тираж качественных. Так, массовая “Бильд” распространяет более 4 млн. экз., в то время, как качественная “Зюддойче Цайтунг” едва достигает тиража 400 тыс. экз.

Региональная пресса. В 1997 году на германском газетном рынке насчитывалось 1582 ежедневных газеты, которые отличались друг от друга содержанием определенных разделов, прежде всего, разделом местной жизни. Однако столь раздробленная ежедневная пресса не могла бы иметь прочной экономической базы. Поэтому не удивительно, что только 371 издательство создает финансовую, а также в целом и техническую базу для выхода в свет такого множества газет. При этом все эти издательства имеют лишь 135 полновесных редакций.

Экономически самостоятельные издательства либо сообща финансируют какую-то одну редакцию, либо, что является обычным делом, издательство перенимает у другой газеты так называемую “обойму” (по меньшей мере, это полосы с политическими материалами) и наполняет её региональными и местными материалами, а также рекламными объявлениями, подготовленными данным издательством. Вот почему говорят, что существуют 135 “публицистических единиц”, поставляющих актуальные и универсальные новости и комментарии для газет, выходящих в основном в будние дни.

Из-за того, что регионы распространения печатной продукции между издательствами поделены, примерно 40 процентов германских граждан не имеют возможности выбирать между несколькими местными газетами. В 30 из 84 городов также выходит только одна подписная газета с разделом местной жизни. Даже там, где существует более сильная конкуренция между местными и региональными газетами, соответствующие издательства часто связаны между собой финансовыми узами. 79 из 135 “публицистических единиц” имеют тираж более 100.000 экземпляров. На эту группу газет приходится примерно 90 процентов совокупного ежедневного тиража. Эти газеты сосредоточили также в своих руках основную часть оборота рекламных объявлений для ежедневной прессы. В 1997 году стоимость такого оборота составляла примерно 10,9 миллиарда марок при общем обороте рекламы в СМИ примерно в 38,7 миллиарда. Ежедневная газета – всё ещё самый крупный распространитель рекламы и по обороту в этой области намного опережает телевидение и радио, чьи доходы от рекламы составляют 8,72 миллиарда марок. Однако газеты в значительной мере зависят от конъюнктуры рынка: ведь две трети доходов они получают от рекламы и только одну треть – от продажи.

Надрегиональная пресса. Кроме бульварной газеты “Бильд” по всей Федеративной Республике распространяются лишь такие газеты, как “Франкфуртер альгемайне”, “Вельт” и “Тагесцайтунг”. Газеты “Зюддойче цайтунг” и “Франкфуртер рундшау” также имеют специальные выпуски, предназначенные для всей страны, однако их тираж по сравнению с тем, что они сбывают в своем регионе, весьма незначителен. В 1997 г. серьезная пресса, распространяемая в масштабах всей страны или нескольких регионов, имела тираж менее 1 миллиона экземпляров, однако ее читатели – преимущественно представители тех слоев населения, которые влияют на формирование общественного мнения, т.е. политики, общественные деятели, бизнесмены. Наряду с вышеуказанными газетами высокую репутацию, в силу качественного освещения событий и глубоких комментариев, имеют и некоторые региональные газеты. К ним относятся “Штутгарте цайтунг”, “Тагесшпигель” (Берлин), “Кёльнер штадт-анцайгер”, “Берлине цайтунг”, “Ханноверше альгемайне цайтунг” и некоторые другие.

Наряду с рынком ежедневных газет с их универсальным набором информации сформировался и почти необозримый рынок местных еженедельных, альтернативных, информационно-рекламных газет. Эти периодические издания частично восполняют пробелы, возникшие в германской ежедневной прессы в результате процесса концентрации. С экономической точки зрения интерес представляют, прежде всего, свыше 1.300 бесплатно распространяемых информационно-рекламных газет общим тиражом 84 миллиона экземпляров. К 2000 году их рекламный оборот достигал 3,28 миллиарда марок. Многие из них принадлежат издательствам, выпускающим и ежедневные газеты.

Если раньше на рынке воскресных газет доминировали лишь два печатных органа издательства “Аксель Шпрингер-ферлаг” – “Бильд ам зонтаг” с тиражом 2,67 миллиона экземпляров и “Вельт ам зонтаг” с тиражом 435 тысяч экземпляров, то за последние годы и другие издатели ежедневных газет стали выпускать семь номеров в неделю или делать специальный воскресный номер. Так, в частности, в Штутгарте выходит “Зонтаг актуэль”, воскресное издание нескольких ежедневных газет (тираж – около 910 тысяч экземпляров), в Касселе – “ХНА-зонтагсцайт” (тираж – около 190 тысяч экземпляров) как воскресное приложение к газете “Хессиш-нидерзексише альгемайне”, а в Бремене – “Курир ам зонтаг” тиражом около 200 тысяч экземпляров.

Преимущественно в конце недели выходят газеты, которые называют еженедельными и которые активно прилагают усилия к тому, чтобы давать аналитический обзор событий в политической, экономической и духовной жизни. При этом их направленность может быть партийно-политической, как у газеты ХСС “Байернкурир” и мировоззренческой, как у “Рейнишер меркур”. Эти газеты играют важную роль в формировании общественного мнения. Прежде всего, это относится к либеральной газете “Цайт” и к газете “Дойчес альгемайне зонтагсблат”, занимающей либерально-протестантские позиции.

 

2. Радиовещание и телевидение Германии

В Германии функционирует общественно-правовое и частное телерадиовещание.

Общественно-правовое вещание создано на государственной базе, контролируется общественными советами, в которых представлены ведущие политические и общественные организации.

Публично-правовой статус для радио и телевидения был выбран для того, чтобы обеспечить их независимость от государства и дать возможность общественности участвовать в деятельности контрольных органов. Надзор и контроль за работой радио- и телекомпаний осуществляют три органа.

Совет по вопросам радио- и телевещания. Члены совета призваны представлять интересы общественности. Они либо избираются земельными парламентами, либо напрямую назначаются политическими партиями, религиозными общинами, союзами предпринимателей или культурными организациями.

Совет по вопросам управления. Его члены избираются Советом по вопросам радио- и телевещания, Он контролирует соблюдение программных директив, составляет проект бюджета и осуществляет надзор ходом дел. Совет избирает также генерального директора (интенданта), кандидатуру которого должен утвердить Совет по вопросам радио- и телевещания.

Генеральный директор (интендант). Он осуществляет руководство компанией в соответствии с решениями обоих советов и отвечает за содержание программ.

Основной доход у общественных телерадиокомпаний Германии – абонентская плата. И, что немаловажно, компании подобного типа осуществляют более сдержанную, сбалансированную, национально ориентированную политику.

Общественно-правовыми телерадиокомпаниями на национальном уровне в Германии являются АРД (“Рундфунканштальтен Дойчланд” – Всеобщее телерадиовещание Германии) и ЦДФ (“Цвайтес Дойчес Фернзеен” – Второе германское телевидение). Часть средств, которые получают эти компании путем сбора абонентской платы составляет у АРД – 80 %, у ЦДФ – 60 %. Остальную часть они добирают рекламой. Реклама на общественно-правовом вещании имеет законодательные ограничения. Одно из главных – недопущение ее в эфир после основного блока новостей после 20 часов.

В состав АРД (АРД – первая программа немецкого телевидения) входят земельные телерадиокомпании: Баварская ТРК, Гессенская ТРК, Средне-германская ТРК, Северогерманская ТРК, Восточногерманская ТРК, Радио Бремен, Саарская ТРК, Радио Свободный Берлин, Южно-Германская ТРК, Юго-Западная ТРК, Западно-Германская ТРК. Помимо земельных компаний в структуру АРД включены “Дойчландрадио”, “Немецкая волна”.

“Немецкая волна” выполняет функцию иновещательной телерадиокомпании. Компании не разрешается вещать на территорию Германии, она полностью финансируется немецким правительством. “Немецкая волна” как радиостанция была создана еще в 1960 г. для выполнения задач, связанных с представлением интересов Федеративной Республики Германии за рубежом. В данном случае центральная власть – в отличие от случая с земельными радио- и телекомпаниями – оказывает более заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на "Немецкой волне"; два избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным правительством.

ЦДФ – самая большая телерадиокомпания в Германии. Ее штаб-квартира находится в Майнце.

Еще в 50-е годы возник замысел создать телекомпанию, альтернативную АРД, которая подвергалась критике за монополизм в области телевидения и за политическую односторонность. Инициатива исходила как от федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром, так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телевизионной станции на частной экономической основе. В 1961 г. Федеральный конституционный суд запретил выход в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 г. они основали вторую программу германского телевидения (ЦДФ), которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД, входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует программу на всю территорию Германии.

В третью программу в рамках АРД объединены региональные программы немецких земель.

На региональном уровне в Германии также существует ряд телерадиокомпании, имеющих общественно-правовой статус. Некоторые из них созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, другие – на основе государственных договоров между землями. Государственные договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании “Норддойчер рундфунк”), между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно “Зюдвеструндфунк”) и между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно “Миттельдойчер рундфунк”).

Частное телерадиовещание начало функционировать 1 января 1984 г. В 90-е годы оно успешно развевалось, завоевывая рынок аудиовизуальных СМИ. (См. Таблицу 1)

 

Таблица 1. Первые частные телерадиокомпании Германии

Начало вещания

Название

Штаб-квартира

Место выдачи лицензии

01.01.1984

САТ-1

Рейнланд-Пфальц

Рейнальд-Пфальц

02.01.1984

РТЛ

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония

01.01.1989

ПРО-7

Бавария

Шлезвиг-Гольштейн

28.02.1991

Премире

Гамбург

Гамбург

29.02.1992

Кабельканаль

Бавария

Бавария

31.11.1992

Н-ТВ

Берлин

Берлин-Бранденбург

01.01.1993

Дойчес Шпортфернзеен (ДСФ)

Бавария

Бавария

25.01.1993

VOX

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия

06.03.1993

РТЛ-2

Северный Рейн-Вестфалия

Гессен

01.12.1993

VIVA

Северный Рейн-Вестфалия

Северный Рейн-Вестфалия

Особое место в частном телевещании занимает “Премире”; которая является платной. Одной из первых в Германии она начала внедрять новые коммерческие формы обслуживания телезрителей; “pay per view” – ТВ работает на персональных заказах (заказчик не оплачивает в'сю программу, а только то время, которое он фактически использует); “video on demand” -заказчику транслируют фильм по его выбору в то время, которое он укажет; интерактивное телевидение – зритель общается с телекомпанией по телевизору. Помимо названных в Германии функционируют также другие частные телерадиокомпании. Среди них можно выделить три типа – национальные, смешанные и иностранные. К национальным ТРК, созданным в последние годы, относится “VH-1”, “Никльодеон”. Смешанные, или принадлежащие иностранным компаниям, — “Супер РТЛ”, “Евроныос”, “Евроспорт”. На территорию Германии транслируют программы и иностранные телерадиокомпании. Например, телепрограмма TRT-ШТ ведет свое вещание от имени телерадиокомпании Анкары. Она рассчитана на турецкую диаспору в Европе. Другая иностранная компания – ТВ “Полония” – ведет вещание из Варшавы.

Всего в Германии функционирует около двух десятков национальных и более 50 региональных частных телекомпаний2.

В качестве основных источников финансирования частного радио и телевидения используются реклама и абонентная плата за платное вещание (Pay-TV).

Программная политика общественно-правовых и частных компаний имеет существенные различия. Прежде всего, они имеют разное профилирование. Существуют так называемые полные программы (программы общего интереса, “для всех”) и однопрофильные (ориентированы на определенный сегмент аудитории). Все общественно-правовые компании являются полными. Из частных к этому типу относятся “Кабельканаль-1”, “Н-ТВ”, “ВОКС”, “РТЛ”, “САТ-1”. Однопрофильными, или специализированными, являются: “ПРО-7”, “РТЛ-2”, “Премире” – развлекательные, “ДСФ” – спортивная, “ВИВА” и “ВИВА-2”, “VH-1” – музыкальные, “ТМ-3” – женская, “Никельоден” – детская.

Иностранцев в Германии поражает обилие различных радиопрограмм. Одни лишь публично-правовые телерадиокомпании транслируют свыше 50 программ, которые, правда, принимаются не на всей территории Федеративной Республики. Такое многообразие – следствиефедеративного устройства Германии и того, что вопросы организации радио- и телевещания входят в компетенцию федеральных земель.

В Германии существует 10 публично-правовых телерадиокомпаний. Семь из них созданы на базе земельных законов о радио- и телевещании, а три – на основе государственных договоров между землями. Государственные договоры заключены между Нижней Саксонией, Шлезвиг-Гольштейном, Гамбургом и Мекленбургом-Передней Померанией (относительно телерадиокомпании “Норддойчер рундфунк”); между Рейнланд-Пфальцем и Баден-Вюртембергом (относительно “Зюдвеструндфунк”); между Саксонией, Саксонией-Ангальт и Тюрингией (относительно “Миттельдойчер рундфунк”).

Еще в процессе объединения, 23 сентября 1990 года было решено, что к31 декабря 1991 года радио и телевидение бывшей ГДР прекратят трансляцию своих передач.31 августа 1991 года все федеральные земли подписали “Государственный договор о радио- и телевещании в объединенной Германии”, в котором были оговорены и условия первичного финансирования земельных радио- и телекомпаний на территории бывшей ГДР. Еще до этого АРД и ЦДФ переняли часть восточногерманских ретрансляционных станций, остальные находятся в распоряжении новых земельных радио- и телекомпаний.

“Немецкая волна”. Для выполнения задач, связанных с представлением публицистических интересов Федеративной Республики как единого целого в 1960 году была создана радиостанция “Немецкая волна” со штаб-квартирой в Кёльне. В данном случае центральная власть оказывает более заметное влияние на организацию работы и программную политику станции. Из 11 членов Совета по радио- и телевещанию, существующего на “Немецкой волне”, два избираются Бундестагом, два – Бундесратом, четверо назначаются федеральным правительством. Радио- и телевизионные службы “Немецкой волны” насчитывают 1 600 штатных сотрудников. Примерно 400 редакторов, работающих на иностранных языках, – выходцы из 70 стран.

“Немецкая волна” финансируется федеральным правительством. В 1998 году “Немецкой волне”, транслирующей на коротких волнах радиопрограммы на немецком и 34 иностранных языках, из федерального бюджета были выделены около 600 миллионов марок. Содержание программ обусловлено самим предназначением “Немецкой волны”, пытающейся компенсировать полное отсутствие свободы печати или ее частичный дефицит (в силу цензуры) в тех странах, где людям закрыт доступ к объективным и никем не контролируемым источникам информации.

У радио- и телекомпаний, чье существование было обусловлено расколом Германии после окончания Второй мировой войны, в результате объединения Германии, возникли определенные проблемы. В западном секторе это были “Дойчландфунк” и, основанная в первые послевоенные годы РИАС (в американской части Берлина), в восточном – “Дойчландзендер”. Было принято решение объединить “Дойчландфунк”, редакцию культуры “Дочландзендер” и РИАС и поручить им трансляцию двух радиопрограмм (в которых будет отсутствовать реклама, и которые будут финансироваться только за счет сборов за пользование радиоприемниками) на всю Германию, с упором на информацию и культуру. В июне 1993 году АРД и ЦДФ создали совместную радиостанцию для двух общенациональных радиопрограмм, которая стала называться “Дойчландрадио”. Телевидение РИАС перешло к “Немецкой волне”.

АРД – Первая программа телевидения Германии. В своё время для того, чтобы отстаивать свои интересы, ввести систему внутреннего распределения финансовых средств, транслировать совместную телепрограмму, закупать художественные фильмы и сериалы сразу для всех телекомпаний, земельные радио- и телестанции, объединились в Рабочее сообщество публично-правовых радио- и телекомпаний Федеративной Республики Германия (АРД). Позже к ним присоединились “Дойчландрадио” и “Немецкая волна”. Составление совместной телепрограммы АРД – Первой программы немецкого телевидения, координирует Программная конференция.

Согласно твердой схеме каждая земельная радио- и телекомпания поставляет свои материалы для совместной программы в рамках АРД. Сюда же следует отнести и совместно подготовленные материалы, например, централизованно закупленные художественные фильмы, сериалы, материалы, полученные в рамках международного обмена телепрограммами, а также передачи, подготовленные одной телерадиокомпанией по поручению всех остальных. Важнейшими из них являются информационные передачи “Тагесшау” (“Новости дня”) и “Тагестемен” (“Темы дня”), которые готовятся в редакции “Норддойчер рундфунк” в Гамбурге.

ЦДФ – крупнейшая немецкая телекомпания. Еще в 50-е годы возник замысел создать телеканал, альтернативный АРД, который подвергался критике за “монополизм в области телевидения” и за политическую однобокость. Инициатива исходила как от тогдашнего федерального правительства во главе с Конрадом Аденауэром, который хотел создать телекомпанию под названием “Дойчланд-фернзеен гмбх”, так и от союзов предпринимателей, которые думали о создании телестанции на частной основе. В 1961 году Федеральный конституционный суд запретил выход в эфир запланированной телепрограммы, которая должна была находиться в руках правительства, охарактеризовав это как антиконституционный акт. Тогда готовность учредить вторую телепрограмму выразили премьер-министры земель. На базе государственного договора от 6 июня 1961 года они основали Вторую программу германского телевидения (ЦДФ) со штаб-квартирой в Майнце, которая стала субъектом публичного права. В отличие от земельных радио- и телекомпаний, организованных на федералистской основе, для ЦДФ характерна централизованная организация. В ее Совет по телевещанию входят как представители федеральных земель, так и 12 представителей партий, представленных в Германском Бундестаге, а также 3 представителя федерации. Сюда же, как в случае с телерадиостанциями в рамках АРД, входят представители крупных общественных организаций. ЦДФ транслирует единую программу для всех регионов Федеративной Республики. На ее финансирование в 1998 году было выделено 2,8 миллиарда марок, 88 процентов этой суммы приходится на долю сборов за пользование телеприемниками.

Специальные телеканалы и международные программы. Несмотря на активный протест частных телекомпаний, АРД и ЦДФ организовали два специальных телеканала. “Феникс” (начало вещания – апрель 1997 года) - информационно-документальный канал, специализируется на политических темах. “Киндерканаль” (начало вещания – январь 1997 года) – канал для детей, свободный от рекламы. В сотрудничестве со Швейцарской радио- и телекомпанией и Австрийским радио и телевидением, АРД и ЦДФ транслируют через спутник программу “3 сат”, которая придерживается культурной тематики. Кроме того, они поставляют по 25 процентов программ для совместного германо-французского телеканала “Арте”, также ориентированного на культуру. С 1991 года программы этого телеканала со штаб-квартирой в Страсбурге транслируются через спутники и по кабелю в обеих странах. С французской стороны программы поставляет компания “Ля сет”.

Радиопрограммы. Чтобы удержать свои позиции на фоне телевидения, считающегося более привлекательным СМИ, радио постаралось приспособиться к изменившимся привычкам слушателей, используя для этого некоторые свои преимущества. Густая сеть коротковолновых станций позволяет одновременно готовить программы как для целевых групп, так и для определенных регионов. Каждая из 10 публично-правовых телерадиокомпаний транслирует в своей зоне минимум 4 и максимум 8 радиопрограмм, структура которых различна. Если сравнить, например, программы “Вестдойчер рундфунк”, то в ее 4-й программе доля легкой музыки составляет 92 процента, а речевых передач – 7 процентов. В 3-й радиопрограмме доминирует серьезная музыка (80 процентов). В 5-й радиопрограмме главный акцент сделан на речевые передачи (более 80 процентов).

Развитие частного сектора в области радио и телевидения долгое время было предметом споров как в Бундестаге, так и в земельных парламентах. Публично-правовые телерадиокомпании активно сопротивлялись тому, чтобы частные фирмы составляли им конкуренцию. Конфликты на этой почве продолжались до тех пор, пока в 1986 году Федеральный конституционный суд не подтвердил, что дуальная система радио- и телевещания, к которой стремилось большинство федеральных земель и федеральное правительство, не противоречит конституции. Между публично-правовыми и частными компаниями, согласно решению суда должны установиться отношения свободной профессиональной конкуренции.

Лицензии тем, кто намеревается на частной основе транслировать радио- и телепрограммы, выдаются земельными ведомствами по делам СМИ на базе соответствующих земельных законов. Выданная однажды лицензия действует на территории всей страны. Правительства земель стараются выдавать лицензии фирмам, имеющим солидную финансовую базу, так какэто способствует притоку инвестиций и созданию новых рабочих мест.

В то время как публично-правовые компании в основном существуют на отчисления за пользование радиоприемниками и телевизорами, частные станции финансируются за счет продажи рекламного времени. В 1997 году частные станции получили в виде доходов от рекламы 6 822 миллиардов марок.

К 1998 году немецкие частные телерадиокомпании транслировали в целом 182 радиопрограммы, из них 12 на всю страну, 135 – только в определенных населенных пунктах или регионах. Кроме того, германские оференты транслировали наземным путем, через спутник или по кабелю 16 телепрограмм, из них 6 полновесных и 10 специализированных. Они принимались на территории всей страны. Наряду с этим, в 10 городах или соответственно регионах существует так называемое местное телевидение. Надо отметить, что лишь 4 телеканала, транслирующих передачи на всю страну, (два из них – музыкальные) достаточно прибыльны. Тем не менее, отмечен большой интерес к созданию частных радио- и телекомпаний.

Интерес иностранных фирм к финансовому участию в германских частных телекомпаниях постоянно растет, так как с экономической точки зрения германский телевизионный рынок представляет в Европе наибольший интерес. Совладельцами германских телекомпаний, транслирующих передачи на всю страну, являются, в частности, американские фирмы “Тайм Уорнер интернэшнл” и “Дисней телевижн”, люксембургская CLT, а также “Мэрдок ньюз интернэшнл” и французская “Каналь плюс”. В свою очередь германский концерн “Бертельсман” и группа Кирха являются совладельцами зарубежных радио- и телекомпаний.

3. Электронные СМИ

В Германии пять информационных агентств предлагают универсальный набор информации о событиях в стране на немецком языке: “Дойче прессе-агентур” (ДПА), “Альгемайнер дойчер нахрихтендинст” (АДН), “Ассошиэйтед пресс” (АП), агентство “Франс пресс” (АФП) и “Рейтер”. Информацию на немецком языке распространяет и агентство для развивающихся стран “Интерпресс сервис” (ИПС). Ведущие позиции в условиях жесткой конкуренции занимает агентство ДПА, имеющее правовую форму общества с ограниченной ответственностью. Его совладельцами являются различные германские газетно-журнальные издательства, радио- и телекомпании. Для того, чтобы отдельные компаньоны не могли оказывать на него сильное экономическое давление, каждому газетно-журнальному издательству разрешено иметь не более 1,5 процентов, а радио- и телекомпаниям в целом до 25 процентов основного капитала. Государство не может участвовать в капитале агентства. Все решения относительно публицистической и экономической деятельности ДПА принимают только его совладельцы. Агентство снабжает информацией почти все германские ежедневные газеты. Наряду с множеством получателей информации вне рамок СМИ, ДПА имеет свыше 500 клиентов среди СМИ в Германии и более 750 – за её пределами, в том числе свыше 60-ти информационных агентств.

По своему потенциалу ДПА намного опережает своего германского конкурента - АДН. Последнее было государственным информационным агентством бывшей ГДР. Сейчас оно приватизировано. АДН приобрело частное лицо, владевшее информационным агентством ДДП (“Дойчер депешен динст”). С 1 января 1999 года АДН принадлежит телекомпании “Про зибен”, предприятию группы Кирха.

Универсальные информационные агентства, с теоретически безграничным спектром тем, поставляют лишь часть информации, непрерывным потоком стекающейся в СМИ. Другая часть поступает от специализированных агентств. К ним относятся “Католише нахрихтенагентур” (КНА), ориентированное на две крупные христианские конфессии и находящееся в собственности церковных учреждений, католической прессы и ряда частных лиц, и “Евангелише прессединст” (ЕПД), учредителями которого являются евангелические земельные епархии. Эти агентства снабжают информацией не только церковную прессу, но и многие редакции ежедневных и еженедельных газет, радио и телевидения. На примере агентства экономической информации “Ферайнигте виртшафтсдинсте” (ФВД) видно, что актуальная информация важна не только для СМИ. Среди 7 тысяч клиентов ФВД доля газет, журналов, радио и телевидения составляет около 10 процентов. Остальные клиенты – это союзы предпринимателей, банки, организации и предприятия. Основной капитал агентства распределен равными долями между издательствами “Франкфурте альгемайне”, “Хандельсблат” и “Доу-Джонс компани”, принадлежащей США.

Благодаря наличию различных информационных служб, корпунктов, фотослужб, частично независимых, частично принадлежащих партиям, союзам, политическим, экономическим, религиозным и культурным организациям, СМИ всегда имеют возможность заполнить материалами последнюю колонку или последнюю минуту эфирного времени. Пожалуй, нет такой темы, на которую эти службы не могли бы предоставить, зачастую бесплатно, специальную или аналитическую информацию и даже готовый материал.

Если журналист работает в Бонне или Берлине в качестве корреспондента германских либо зарубежных СМИ, то он, как правило, является членом объединения “Федеральная пресс-конференция” (ФПК). В начале 1999 года членами ФПК были 793 журналиста. Три раза в неделю ФПК проводит пресс-конференции, на которых официальный представитель федерального правительства, представители различных федеральных министерств рассказывают германским и иностранным корреспондентам о заседаниях кабинета, решениях федерального правительства и отвечают на вопросы журналистов. Каждый раз пресс-конференцию ведет член правления ФПК, даже если в гостях у журналистов находятся федеральный канцлер, министр или какой-либо другой политик. Примерно 50 германских ежедневных газет имеют в столице собственные корпункты, радио- и телекомпании располагают здесь студиями, технически оборудованными для передачи радио- и телематериалов в редакции или для прямой трансляции. Освещение заседаний Германского Бундестага по радио или телевидению возможно в любое время. Этим постоянно пользуются публично-правовые радио- и телекомпании во время важных дебатов.

В Германии примерно 280 иностранных корреспондентов объединились в Союз иностранной прессы (СИП), члены которого могут присутствовать и задавать вопросы на пресс-конференциях, организуемых ФПК. Иностранные корреспонденты работают на информационные агентства, газеты, журналы, радио- и телекомпании. В центральных редакциях немецкоязычных служб агентств АФП, АП и Рейтер работают группы редакторов, поставляющих информацию исключительно для штаб-квартир в Париже, Нью-Йорке и Лондоне.

 

Заключение

Завершая данную работу, можно прийти к следующему выводу: в Германии действительно средства массовой информации занимают не последнее место как в экономике страны, так и в других жизненно важных сферах. Думается, именно с этим связано и особое отношение в Германии к подготовке журналистских кадров. Россия, например, вряд ли может похвастаться таким количеством учебных центров разных уровней по подготовке журналистов.

Знакомство с Германской системой обеспечения свободы массовой информации и регулирования деятельности прессы показывает, что эта система достаточно эффективно обеспечивает как свободу массовой информации, так и режим реальной ответственности за возможные случаи злоупотребления этой свободой.

Литература

1. Венгеров А. Б. Опыт обеспечения свободы массовой информации и регулирования деятельности прессы в ФРГ. – М.; Центр права и средств массовой информации, 2003.

2. Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества (национальное своеобразие СМИ Германии). – М.; Изд. Языки русской культуры, 1999.

3. Журналистика социалистических стран (1975 – 1980-е годы). – Л.; ЛГУ, 1999.

4. Майн Герман. Средства массовой информации в ФРГ (Перевод с немецкого Мелитты Балье, Тамары Маневич). Издание “Kolloquium” в научном издательстве “Volker Spiss GmBH”, 2005

5. Протманн Харди. Кто информирует лучше? “Цайт”, 4. 05. 2000

6. Справочник для журналистов стран Восточной Европы под ред. М. Ф. Мэллет. – М., 2003.

7. Узунова Т. Журналистика и гражданское об-во/ Alma mater. – 2000. №7

8. Фритш Бернхард. Немецкий союз журналистов (DJV) (перевод с немецкого Кобякова А.). 2000.

[/sms]

24 сен 2008, 11:44
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.