Досуг школьника
У ребенка должна быть возможность интересно и с пользой для физического или психического развития проводить свой досуг. Нельзя допускать, чтобы ребенок все свое свободное время проводил перед экраном телевизора или за компьютером. Нельзя допускать и того, чтобы ребенок «убивал» свое время в бесцельных шатаниях (со скучающими и не знающими, чем заняться, друзьями) по двору, улице, возле привлекательных витрин многоразличных киосков и т.д. Отдых не означает и бесконечного лежания на диване... Отдыхать нужно тоже уметь, - как нужно уметь работать.
Правильно проводить досуг ребенка должны научить родители. Важнейшее значение при этом имеет собственный пример; если папа, придя с работы, сразу принимается дремать в уютном кресле, а мама, наведя порядок в хозяйстве, не слезает с телефона или только и делает, что сопереживает героям многочисленных сериалов, то правильного проведеюгя досуга такие родители требовать от ребенка не вправе, и они не много чему могут своего ребенка научить; но если родители любят и ценят литературу и следят за новинками, появляющимися на прилавках книжных магазинов, если понимают серьезную музыку и регулярно прослушивают лучшие
Чему ребенок среднего и старшего возраста может посвятить время досуга?.. Все люди разные, и у разных людей разные же интересы. Соответственно интересам всякий человек для себя выбирает -чем заполнить досуг. а выбрать есть из чего... Чтение, рисование, письмо, прослушивание музыки и музицирование, конструирование и моделирование, игры (настольные, ролевые, подвижные игры, спортивные игры), домашний театр, коллекционирование, прогулки (пешие, велосипедные), туризм, посещение кинотеатров, театров, выставок, посещение кружков, общение с компьютером, общение с друзьями, освоение искусства фотографии, просмотр познавательных передач и детских фильмов по телевидению и т.д.
Независимо, однако, от того, чем ребенок заполнит свой досуг, должны быть учтены некоторые важные требования к досугу:
- ♦ время для досуга, запланированное в распорядке дня, не должно использоваться как-то иначе;
- ♦ время, отведенное для досуга, не должно произвольно сокращаться или удлиняться;
- ♦ время досуга не должно использоваться однообразно; нехорошо, когда ребенок несколько часов кряду читает книжку или без перерыва «гоняет в футбол»; рекомендуется сочетать (чередовать) физически пассивный отдых с физически активным;
- ♦ время досуга должно использоваться правильно: нельзя устраивать слишком подвижные игры сразу после еды (это неблагоприятно отражается на процессе пищеварения) или на ночь глядя (может иметь место бессонница); нельзя заниматься какой-либо деятельностью, требующей серьезных усилий интеллекта, сразу после выполнения домашнего задания (нашример, после решения задач по алгебре -садиться играть в шахматы).