Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Поступление витаминов и минеральных веществ в организм школьника


Поступление витаминов и минеральных веществ в организм школьника

Поступление витаминов и минеральных веществ в организм школьника

Чтобы ребенок рос и развивался нормально, недостаточно обес­печить его организм белками, жирами и углеводами. С продуктами питания он должен получить еще витамины - низкомолекулярные органические соединения, которые отличаются большой биологиче­ской ценностью, благодаря витаминам, самые разнообразные физио­логические процессы в организме протекают нормально; в то же время эти вещества (нужные организму в очень малых количествах) не являются для организма пластическим или энергетическим материа­лом. Витамины играют роль катализаторов в ферментах, поэтому при недостаточности витаминов ферменты не проявляют требуемой от них активности, и тогда происходят те или иные нарушения обме­на веществ - главным образом, обмена белков, жиров и углеводов. Без витаминов будет невозможен рост клеток; кроме того, витамины необходимы для нормальной деятельности нервной системы.

 

Различают водорастворимые и жирорастворимые витамины. К первым относятся витамин С (аскорбиновая кислота) и витамины группы В; ко вторым - витамины A, D, Е, К.

 

Особенностью водорастворимых витаминов является то, что они выводятся из организма с мочой (исключение составляет лишь вита­мин В12); витамины группы В и витамин С не способны откладывать­ся в организме в больших количествах, - поэтому гипервитаминозы водорастворимых витаминов встречаются крайне редко.

 

Жирорастворимые витамины, или иначе - липофилы, легче водо­растворимых всасываются в кишечнике; отличительной особеннос­тью для витаминов этой группы является более полное усваивание их в присутствии жиров. Характерным для жирорастворимых витаминов является и то, что они труднее выводятся из организма; жирораство­римые витамины выводятся только после биологической трансфор­мации, которая происходит в печени. Некоторой сложностью выведе­ния жирорастворимых витаминов можно объяснить их высокую способность откладываться в различных тканях организма - в частности, в жировой ткани, в печени... Свойство жирорастворимых витаминов задерживаться в тканях зачастую становится причиной чрезмерного накапливания этих витаминов в организме и развития гипервитаминозов, могущих представлять для ребенка большую опасность.

 

При недостаточном поступлении витаминов с продуктами пита­ния в организме развиваются состояния, именуемые гипо- и авитами­нозами. У каждого из этих состояний есть свои проявления, по кото­рым опытный врач может определить - недостаток какого витамина испытывает организм.

 

Потребность организма в витаминах не всегда одинакова. При некоторых условиях требуется большее поступление витаминов с пи­щей, - например, при физической деятельности (помощь в домашнем хозяйстве, занятия спортом), при интенсивной психической нагрузке. Потребность организма в витаминах существенно увеличивается и при некоторых заболеваниях - особенно при заболеваниях инфекци­онной природы (важно дополнительное поступление с пищей вита­минов А. С, Е, B, демонстрируюнгях антиоксидантные свойства, уничтожающих бактерий и вирусов). Физиологические потребности организма ребенка в самых важных витаминах, как и дополнитель­ную потребность в этих веществах, мы можем покрыть, обеспечив его разнообразным питанием.

 

Поскольку на страницах этой книги мы уже не раз уделяли вни­мание витаминам, не будем здесь вновь говорить о каждом из них в отдельности...

 

Без поступления с пищей минеральных веществ также невозмож­но нормальное функционирование организма. Мы уже говорили о том. сколь важное участие принимают некоторые минеральные вещества (соли кальция, фосфора, магния) в шшетических процессах. Другие ми­неральные элементы являются важнейшей составной частью жидкос­тей в организме - крови, лимфы (соли калия, натрия). Минеральные вещества поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме, влияют на деятельноегь таких систем, как сердечно-сосудистая, нерв­ная, пищеварительная, выделительная, оказывают положительное влияние на иммунитет; минеральные вещества входят в состав гормо­нов, ферментов, витаминов, без участия которых невозможен ни один из видов обмена веществ (водный, белковый, жировой, углеводный и др.). Хронический дефицит йода, например, неблагоприятно отражает­ся не только на деятельности щитовидной железы, но и на развитии ин­теллекта, у ребенка возникают проблемы с запоминанием.

 

В зависимости от того, в каких количествах минеральные веще­ства содержатся в организме и в пище, они делятся на макро- и мик­роэлементы. Содержание макроэлементов выражается в процентах, десятых и сотых долях процента; микроэлементы содержатся в тка­нях организма в количествах, меньших, чем 0,01 %. К макроэлемен­там относятся кальций, фосфор, калий, магний, натрий, сера, хлор и пр.; к микроэлементам - марганец, медь, йод, цинк, фтор, кобальт, ни­кель, молибден, селен, кремний и др.

 

Чтобы организм ребенка не страдал от дефицита тех или иных минеральных веществ, чтобы нормально рос и развивался, важно строить пищевой рацион ребенка с учетом принципа разнообразия: чем шире ассортимент продуктов, используемых для приготовления блюд, тем меньше вероятность того, что организму ребенка не будет хватать макро- или микроэлементов. Рацион должен включать мясо, птицу, рыбу, морепродукты, молоко и молочные продукты, крупы, овощи, фрукты, ягоды, орехи, семена и т.д.

 

06 сен 2008, 16:22
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.