Поступление витаминов и минеральных веществ в организм школьника
Чтобы ребенок рос и развивался нормально, недостаточно обеспечить его организм белками, жирами и углеводами. С продуктами питания он должен получить еще витамины - низкомолекулярные органические соединения, которые отличаются большой биологической ценностью, благодаря витаминам, самые разнообразные физиологические процессы в организме протекают нормально; в то же время эти вещества (нужные организму в очень малых количествах) не являются для организма пластическим или энергетическим материалом. Витамины играют роль катализаторов в ферментах, поэтому при недостаточности витаминов ферменты не проявляют требуемой от них активности, и тогда происходят те или иные нарушения обмена веществ - главным образом, обмена белков, жиров и углеводов. Без витаминов будет невозможен рост клеток; кроме того, витамины необходимы для нормальной деятельности нервной системы.
Различают водорастворимые и жирорастворимые витамины. К первым относятся витамин С (аскорбиновая кислота) и витамины группы В; ко вторым - витамины A, D, Е, К.
Особенностью водорастворимых витаминов является то, что они выводятся из организма с мочой (исключение составляет лишь витамин В12); витамины группы В и витамин С не способны откладываться в организме в больших количествах, - поэтому гипервитаминозы водорастворимых витаминов встречаются крайне редко.
Жирорастворимые витамины, или иначе - липофилы, легче водорастворимых всасываются в кишечнике; отличительной особенностью для витаминов этой группы является более полное усваивание их в присутствии жиров. Характерным для жирорастворимых витаминов является и то, что они труднее выводятся из организма; жирорастворимые витамины выводятся только после биологической трансформации, которая происходит в печени. Некоторой сложностью выведения жирорастворимых витаминов можно объяснить их высокую способность откладываться в различных тканях организма - в частности, в жировой ткани, в печени... Свойство жирорастворимых витаминов задерживаться в тканях зачастую становится причиной чрезмерного накапливания этих витаминов в организме и развития гипервитаминозов, могущих представлять для ребенка большую опасность.
При недостаточном поступлении витаминов с продуктами питания в организме развиваются состояния, именуемые гипо- и авитаминозами. У каждого из этих состояний есть свои проявления, по которым опытный врач может определить - недостаток какого витамина испытывает организм.
Потребность организма в витаминах не всегда одинакова. При некоторых условиях требуется большее поступление витаминов с пищей, - например, при физической деятельности (помощь в домашнем хозяйстве, занятия спортом), при интенсивной психической нагрузке. Потребность организма в витаминах существенно увеличивается и при некоторых заболеваниях - особенно при заболеваниях инфекционной природы (важно дополнительное поступление с пищей витаминов А. С, Е, B, демонстрируюнгях антиоксидантные свойства, уничтожающих бактерий и вирусов). Физиологические потребности организма ребенка в самых важных витаминах, как и дополнительную потребность в этих веществах, мы можем покрыть, обеспечив его разнообразным питанием.
Поскольку на страницах этой книги мы уже не раз уделяли внимание витаминам, не будем здесь вновь говорить о каждом из них в отдельности...
Без поступления с пищей минеральных веществ также невозможно нормальное функционирование организма. Мы уже говорили о том. сколь важное участие принимают некоторые минеральные вещества (соли кальция, фосфора, магния) в шшетических процессах. Другие минеральные элементы являются важнейшей составной частью жидкостей в организме - крови, лимфы (соли калия, натрия). Минеральные вещества поддерживают кислотно-щелочное равновесие в организме, влияют на деятельноегь таких систем, как сердечно-сосудистая, нервная, пищеварительная, выделительная, оказывают положительное влияние на иммунитет; минеральные вещества входят в состав гормонов, ферментов, витаминов, без участия которых невозможен ни один из видов обмена веществ (водный, белковый, жировой, углеводный и др.). Хронический дефицит йода, например, неблагоприятно отражается не только на деятельности щитовидной железы, но и на развитии интеллекта, у ребенка возникают проблемы с запоминанием.
В зависимости от того, в каких количествах минеральные вещества содержатся в организме и в пище, они делятся на макро- и микроэлементы. Содержание макроэлементов выражается в процентах, десятых и сотых долях процента; микроэлементы содержатся в тканях организма в количествах, меньших, чем 0,01 %. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, магний, натрий, сера, хлор и пр.; к микроэлементам - марганец, медь, йод, цинк, фтор, кобальт, никель, молибден, селен, кремний и др.
Чтобы организм ребенка не страдал от дефицита тех или иных минеральных веществ, чтобы нормально рос и развивался, важно строить пищевой рацион ребенка с учетом принципа разнообразия: чем шире ассортимент продуктов, используемых для приготовления блюд, тем меньше вероятность того, что организму ребенка не будет хватать макро- или микроэлементов. Рацион должен включать мясо, птицу, рыбу, морепродукты, молоко и молочные продукты, крупы, овощи, фрукты, ягоды, орехи, семена и т.д.