Последние новости
09 дек 2016, 10:42
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 8 декабря 2016 года...
Поиск

» » » » Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)


Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)

Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924) Его чекан­ный, сжатый, твердый, словно кованый стих, краткая, стре­мящаяся к афоризму фраза сразу приковывают внимание чи­тателя.
 
Валерий Яковлевич родился в Москве, в купеческой семье. Он писал: «С младенчества я видел вокруг себя книги (отец со­ставил себе довольно хорошую библиотеку)».
 
Учась в гимназии и потом на историко-филологическом фа­культете Московского университета, Валерий Брюсов все бо­лее глубоко увлекался чтением, литературой. «Страсть... моя К литературе все возрастала, — вспоминал он позже. — Бес­престанно начинал я новые произведения. Я писал стихи, так много, что скоро исписал толстую тетрадь Poesie, подаренную мне. Я перепробовал все формы — сонеты, тетрацины, октавы, триолеты, рондо, все размеры. Я писал драмы, рассказы, ро­маны... Каждый день увлекал меня все дальше. На пути в гим­назию я обдумывал новые произведения, вечером, вместо того чтобы учить уроки, я писал... У меня набирались громадные пакеты исписанной бумаги».
 
В поэзии Валерий Брюсов открыл и проложил немало новых путей и троп. Удивительно разнообразны мотивы его поэзии, жанры, тематика. У него множество лирических, нередко са­мых интимных, произведений и открыто гражданских, выдер­жанных в ораторской манере, стихи-декларации. В его поэзии встречаются и мягкий русский пейзаж, и мощные картины го­рода. Стихи о городе были художественным открытием Брюсова.
 
Он искал особо изысканные рифмы, создал стихи самой ди­ковинной и редкостной формы. Это были старофранцузские баллады, стихи, где все слова начинаются на одну букву... Многие современники вспоминали, как их ошеломлял импро­визационный талант Брюсова, умевшего мгновенно написать классический сонет. В сборнике «Опыты» представлены самые разнообразные и сложные способы рифмовки и стихотворные размеры.
 
Брюсов воспел победы человечества над стихиями природы раскрыл свои мечты о грядущем, о неизбежности будущих свя­зей земли с другими мирами.
 
Валерий Брюсов писал не только стихи и поэмы, но драмы и прозу. Его повести и исторические романы, — «Огненный ан­гел» — из жизни Германии XVI в., — «Алтарь победы», посвя­щенный быту Римской империи IV в., не утратили своей худо­жественной ценности и сегодня.
 
Знаток языков, Брюсов много переводил, в особенности лю­бимых им латинских и французских поэтов, знаменитого фла­мандца Верхарна. Он создал целую антологию армянской по­эзии в русских переводах, за что в 1923 г. был удостоен звания народного поэта Армении.
 
Брюсов был замечательным историком литературы и кри­тиком, теоретиком стиха. Он занимался изучением творчества Пушкина, Тютчева, Баратынского и других деятелей литера­туры, оставил глубокие исследования, посвященные их твор­честву.
 
История культуры античного мира и эпохи Возрождения, время Пушкина в России, философия древних и новая филосо­фия, история математики, по которым он читал специальный курс в университете, и даже оккультные науки — все это вхо­дило в круг интересов Брюсова. Недаром один биограф поэта назвал его русским Фаустом.
 
Брюсов прожил короткую, но яркую творческую жизнь. Он был очень суеверным: в детстве поэт перенес три тяже­лые болезни — брюшной тиф, возвратную горячку и корь. С тех пор Валерий Брюсов невзлюбил число 3. Он старался не съесть трех кусков, не стучал три раза, а только два или че­тыре. Если ему оставалось сделать три шага, он делал четыре маленьких...
 
И все-таки тройка подвела поэта. В рукописи его повести «Моцарт» стоит пометка: «Кончено 3 сентября 1915 года». Эту повесть при жизни Брюсова издать так и не удалось.
18 авг 2008, 15:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.