Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск



» » » » Князь Борис (конец X в. — 1015 г.)


Князь Борис (конец X в. — 1015 г.)

Князь Борис (конец X в. — 1015 г.) Сын киевского князя Владимира, крестившего Русь. По преданию, Владимир, умирая, завещал власть не Святополку, старшему сыну, а Борису, лубимцу народа и дружины. Святополк, за свои злодеяния прозванный "Окаянным", решает убить брата, ему не нужен столь сильный соперник в борьбе за киевский престол.
 
В это время Борис с дружиной далеко от Киева — Русь стали тревожить печенеги, и он отправился усмирить их. Борис видит сон который пророчит ему задуманное Святополком убийство. Бориса начинают' уговаривать его приближенные воссесть на отчий престол с помощью войска. На это он отвечает, что не поднимет руки на брата: «Кто говорит: «Я люблю Бога, а брата своего ненавижу, тот лжец». Борис принял решение встретить смерть с молитвой, размышляя о бессмысленности власти, о мучениках, погибших от руки близких, прощая своих убийц. Он просит Иисуса Христа, принявшего добровольные страда­ния, сподобить его к тому же. За этим занятием застают Бо­риса убийцы. Спокойно, без тени страха встречает их князь. Безжалостно поразив его мечом, убийцы тайно отвозят тело его в Вышгород.
 
Сохранилось описание внешности Бориса: «Ростом высок, станом тонок, лицом красив, взглядом добр, борода и усы малы, ибо молод еще», — Борис погиб, едва достигнув 26-лет­него возраста.
 
Через полтора месяца после смерти Бориса убийцы Свято-полка погубили и его младшего брата Глеба. Тело его они бро­сили в пустынном месте между двумя колодами. Долго о нем никто не знал, но иногда в этом месте видели зажженные свечи, слышали церковное пение. И только через несколько лет, услы­шав об этом, Ярослав, изгнавший Святополка и княживший в Киеве, послал разузнать, в чем дело. Посланные нашли нет­ленное и непочерневшее тело Глеба. Его похоронили вместе с братом в Вышгороде. На могиле их происходят чудеса исце­ления.
 
В безвинной смерти двух юных князей усмотрела Русь ду­ховный подвиг. О смерти князей повествует «Повесть времен­ных лет», посвящено им и «Сказание о Борисе и Глебе». Му­ченическая смерть братьев была расценена современниками как попытка остановить княжеские раздоры, непротивлением прекратить зло, как призыв к братолюбию и единению в эпоху крови и смуты. Подвиг их особенно велик, потому что шли на него прекрасные и сильные воины- предводители. Юные воины стремились уподобиться в добровольном страдании Иисусу Христу, умирали, чтобы жить по его заповедям. Как и древние мученики, приняли они смерть. И если древние муче­ники своей смертью во время гонения платили за само право исповедовать христианство, то гибель Бориса и Глеба свиде­тельствует, что самоотвержения, подвига требует и само под­линное исповедание христианства, жизнь по тем новым зако­нам, которые указало оно людям.
 
Почитание Бориса и Глеба началось вскоре после их гибели. Они первые русские святые, до того Русь приняла от Византии вместе с христианством и весь синклит греческих языков. Бо­риса и Глеба чтили также в Константинополе, их житие было включено в армянские минеи (книги для чтения на каждый ме­сяц). Прославляют святых за то, что стали они помощниками людей «всех земель». И во все века святые воины Борис и Глеб почитались как «обоюдоострый меч», защищающий Русь от «межусобных раздоров и неприятельского меча, от голода и озлобления, от всякой беды».
18 авг 2008, 14:42
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.