Последние новости
04 дек 2016, 21:59
Все ближе и ближе веселый праздник – Новый год. Понемногу начинают продавать...
Поиск





Питание ребенка

Питание ребенкаВ полном соответствии с темпами роста организма малыша нахо­дятся его потребности. Ребенку не только требуется все больше пи­тания, но в определенный момент становится необходимо и внесение разнообразия в питание, и тогда, как говорится, - не хлебом единым а в нашем случае - не единым молоком. Иным малышам уже череа три-четыре недели жизни может быть недостаточно того пластичес­кого («строительного») материала, что они получают с материнским молоком. Пусть даже питание мамы близко к совершенному, пуст! мама сама по образованию диетолог и составляет свое меню по всем правилам науки диететики... однажды наступает день, когда потреб­ности организма малыша начинают превышать «возможности» мо­лока мамы. В первую очередь ребенок испытывает необходимость в дополнительном поступлении в его организм некоторых витаминов к минералов.
 
Первые пищевые добавки - фруктовые и овощные соки - мы да­ем малышу примерно с четырех- шестинедельного возраста. Конеч­но же, даем мы их ребенку с известной осторожностью. Начинаем с небольших доз и постепенно - изо дня в день - увеличиваем количе­ство предлагаемого малышу продукта. Частота, с какой мы предла­гаем ребенку соки, - до трех раз в день. Соблюдение принципа посте­пенности очень важно по двум причинам. Во-первых, пищеваритель­ная система у ребенка, не знавшая иных продуктов, кроме молока, может отнестись с враждебностью к незнакомому продукту, посту­пившему в желудок в немалом количестве, и дать сбой; тогда малы­шу обеспечены колики, а родителям - волнения и хлопоты, каких можно было легко избежать. Во-вторых, ребенок и сам должен при­выкнуть к незнакомому продукту - сначала распробовать его на вкус: и если вкус покажется малышу привлекательным, - принять новую, гоже небольшую, порцию продукта; и только когда продукт будет возведен ребенком в ранг «старого приятеля», можно будет увеличи­вать порцию. Наделив ребенка такой осторожностью в отношении незнакомых продуктов питания, Природа оберегает его. Организм человека - очень сложная, компактная, хорошо «увязанная» система, в которой одни органы служат другим, другие - третьим, третьи -четвертым и т.д., а последние служат первым, и все вместе они слу­жат друг другу, но система эта обладает некоторой инертностью (и трудно сказать, в данном случае инертность - совершенство или несо­вершенство?), она «не любит» резких переходов, скачков, она «лю­бит» постепенность, плавные переходы от одного состояния к друго­му, «любит», когда к грядущим изменениям можно подготовиться. -тогда процесс адаптации проходит легко и качественно, и организм не даст сбоев, работает, «как часы», не болеет, не изнашивается.
 
Фруктовые и овощные соки, с которых мы собираемся начинать разнообразить меню ребенка, не следует подвергать термической обработке; в противном случае большая часть витаминов (особенно -витамина С), что в соках присутствует, окажется разрушенной, и цен­ность пищевой добавки существенно снизится - разве что мы поте­шим вкус ребенка.
 
Начинать знакомство малыша с новыми блюдами можно с яб­лочного сока. В пользу выбора этого фрукта говорит то, что ябло­ко (как свидетельствует наука) - продукт универсальный; в яблоке все наиболее важные витамины и минеральные вещества, во-пер­вых, представлены, а во-вторых, представлены в оптимальных про­порциях. Диетологи говорят, что достаточно взрослому человеку съедать по одному яблоку в день, и необходимое количество вита­минов и минералов этому человеку будет обеспечено. Не будем от­носиться к данному утверждению слишком критически; яблоко, ко­торое для жителя средней полосы - плод далеко не экзотический, яблоко, к которому мы привыкли с детства и которое осенью в на­ших садах порой валяется у нас под ногами, - действительно, весьма ценный продукт.
 
Итак, вначале мы даем малышу всего несколько капель свеже­выжатого яблочного сока; даем их из пипетки или с помощью чай­ной ложечки. Этих нескольких капель, понятно, достаточно только для того, чтобы ребенок распробовал вкус. Практика показывает, что вкус яблочного сока ребенку нравится сразу (хотя дело не обхо­дится и без некоторого удивления в глазах у малыша). То, что вкус нравится, - немаловажно, поскольку у ребенка с помощью приятно­го вкусового ощущения вырабатывается положительный условный рефлекс; в дальнейшем этот рефлекс будет срабатывать всякий раз при введении нового продукта; и ребенок будет меньше капризни­чать, лучше есть, будет пребывать в хорошем настроении и тем ра­довать маму... На второй день мы немного увеличиваем порцию яб­лочного сока - даем малышу половину чайной ложки. На третий день даем сока еще больше - полную чайную ложечку. Если в пер­вые два дня вряд ли что-то из предложенного ребенку небольшого количества сока дошло до желудка, то на третий день уже и желу­док будет иметь возможность «познакомиться» с яблочным соком. За семь дней количество сока, даваемого младенцу в один прием, мы должны довести до шести чайных ложек. Но это в том случае, если организм ребенка принимает сок хорошо. Если же возникают какие-то проблемы, с очередной порцией сока нужно день-два по­временить.
 
После того, как малыш привыкнет к яблочному соку, - пример­но через одну-две недели после дня знакомства - можно предложить ребенку и какой-нибудь другой фруктовый сок; к примеру, вишневый сок или черносмородиновый сок. Должен соблюдаться тот же прин­цип постепенности: изо дня в день объем нового сока нарастает - от нескольких капель до нескольких чайных ложечек. Причем разные фруктовые соки не следует давать одновременно; правильнее будет чередовать их. Не искушенной пищеварительной системе ребенка пока еще проще «разобраться» с соком одного плода, нежели со сме­сью соков.
 
Ребенку, которому исполнилось два месяца, помимо названных фруктовых соков, можно начинать давать соки морковный, свеколь­ный, капустный и сливовый. Однако предупредим: давать малышу свежий сок белокочанной капусты нужно с особенной осторожнос­тью; дело в том, что у некоторых детей этого возраста от капустного сока пучит животик, и появляются колики; если мама обнаруживает у малыша признаки метеоризма, если ребенок после капустного сока ведет себя беспокойно, плачет, - что указывает на колики, - мама должна прекратить давать малышу капустный сок и включить его в меню ребенка несколько позже, по согласованию с участковым дет­ским врачом.
 
Когда ребенку исполнятся три месяца, мы продолжаем знако­мить его с новыми соками - с соками цитрусовых (апельсиновым, ли­монным, мандариновым, грейпфрутовым), с томатным соком, с сока­ми плодов клубники и малины. Причем, вводя в меню малыша все но­вые соки, продолжаем давать и соки, ставшие уже для ребенка при­вычными. Большим уважением по-прежнему пользуется яблочный сок. Мы даем его малышу ежедневно. И если на то есть причины, то мы лучше откажемся от дачи ребенку какого-нибудь другого сока, но яблочный сок будем давать регулярно. Объясняется это высокой ви­таминной и минеральной ценностью яблочного сока: в нем много ви­тамина С, в нем много железа (очень нужного организму ребенка при интенсивном процессе кроветворения), причем и витамин, и минерал, поступающие в желудочно-кишечный тракт малыша, отличаются хорошей усвояемостью.
 
Однако мама должна помнить, что малыш в возрасте двух-трех месяцев основное количество питательных веществ, в том числе и ви­таминов, и минералов, продолжает получать с ее молоком. Поэтому, стараясь разнообразить меню ребенка фруктовыми и овощными со­ками, она не оставляет без внимания и свою диету - стремится разно­образить свой рацион, следит за тем, чтобы все продукты были све­жими и качественными. Если у мамы возникают относительно ее пи­тания какие-либо вопросы, она всегда может проконсультироваться с диетологом или со своим врачом; многие вотросы поможет снять специальная литература.
 
Подключая к питанию ребенка все новые соки, начиная давать их с малых доз, мама внимательно следит за реакцией организма малыша. Если ничего не настораживает, то дозу нового сока про­должаем увеличивать. Но если где-нибудь на теле у ребенка появ­ляются высыпания, если мама обнаруживает у него на коже крас­новатые пятна, свидетельствующие об аллергии, то дачу нового сока, который, по всей вероятности, и стал причиной аллергичес­кой реакции, необходимо временно прекратить. Как с введением этого сока в меню ребенка быть дальше, - пусть решит участко­вый педиатр.
 
Среди соков, какие мы называли выше, есть и достаточно кис­лые; например: сок плодов черной смородины, лимонный сок, грейп-фрутовый сок (который еще к тому же немного горчит). И ребенок, едва распробовав сок, может его не принять; в то же время соки эти весьма ценны, они очень расширяют набор витаминов, минеральных веществ, органических кислот, растительных пигментов, фитонци­дов, дубильных веществ и пр., какие поступают с ними в организм малыша. Рекомендуется эти соки давать ребенку с другими соками -сладкими (яблочным, апельсиновым, мандариновым, малиновым). А можно пойти по другому пути: те соки, что представляются маме кислыми, разводить теплой кипяченой водой и подслащивать сахар­ным сиропом (о приготовлении сахарного сиропа мы расскажем в следующей главе). Перед тем, как давать приготовленный сок ре­бенку, мама, конечно же, пробует сок сама. Очень ценный источник различных питательных веществ - грейпфрут. Но вкус у него быва­ет резкий и горький, и даже не всякий взрослый грейпфруту рад. Подскажем маме: из всех плодов грейпфрута нужно выбирать для ребенка тот, у которого кожура наиболее яркая, у которого румя­ные, оранжевые бока; у такого грейпфрута сок слаще, ароматнее и меньше горчит; еще одна деталь: плоды грейпфрута, которые не­много полежали, значительно слаще, чем те, которые только недав­но сняты с ветки.
 
В отличие от иных соков, такие соки, как вишневый, гранатовый, сок черной смородины, содержат в себе дубильные вещества. В уме­ренном количестве эти вещества полезны для организма - оказыва­ют на слизистую оболочку кишечника вяжущее, противовоспали­тельное действие. Но если дубильных веществ поступает в желудоч­но-кишечный тракт много, это крепит; и у ребенка, которому мама дает слишком много названных соков, возможны запоры. Способность вишневого, гранатового и черносмородинового соков крепить мама может использовать практически - увеличивать дачу этих со­ков ребенку, когда стул у него не отличается устойчивостью. Есть и соки, которые, наоборот, слабят; это капустный и свекольный соки. Дачу эт1гх соков ребенку мама может увеличивать, если у малыша имеет место склонность к запорам. Особенно выраженным послаб­ляющим действием отличается сок свекольный. Виноградный сок, хоть он и очень вкусный, детям, не достигшим возраста трех лет, давать не рекомендуется. Причина - в большом содержании в винограде фруктового сахара. Оказываясь в кишечни­ке и расщепляясь, фруктовый сахар усиливает процесс брожения; это приводит к образованию большого количества газов, животик у ребенка вспучивается, и дело заканчивается кишечными коликами, на которые ребенок реагирует беспокойством, нарушением сна, криком.
 
Виноградный сок - это тот продукт, который пригодится ребенку позже, когда ребенок подрастет. Обладая очень небольшой витаминной ценностью, виноград за счет высокого содержания лег­коусвояемого фруктового сахара является простым и доступным ис­точником энергии. И когда в будущем активность ребенка увеличит­ся, и увеличится же физическая нагрузка, когда организму ребенка понадобится много энергии, пусть мама вспомнит о винограде и ви­ноградном соке. Старшему ребенку регулярное питье этого сока по­казано и во время болезни: подпитывание организма дополнитель­ной энергией ускоряет процесс выздоровления; заметим к месту, что особенно рекомендуется чаще пить виноградный сок ребенку, стра­дающему от отита.
 
А вот в морковном соке витаминов много. Но славится морковь главным образом тем, что является источником каротина (расти­тельная форма витамина А). Если ребенку не хватает витамина А, то организм начинает страдать: замедляется рост, снижается сопротив­ляемость в отношении инфекции, кожа и слизистые оболочки пере­стают быть эластичными, упругими, они перестают быть надежным барьером для инфекции; в условиях дефицита витамина А невозмож­но и нормальное развитие зрения; без достаточного присутствия ви­тамина А в организме не может быть нормального роста костей... Со­держится в моркови и витамин С, и - в меньшем количестве - другие витамины. Сок моркови отличается легкой усваиваемостью, не нуж­дается в добавлении сахара; у морковного сока приятный вкус, кото­рый нравится детям. Мы, однако, должны оговориться: если мама ви­дит, что малыш ее с удовольствием пьет морковный сок, это не зна­чит, что она должна, позабыв про все остальные соки, сосредоточиться исключительно на морковном; все хорошо - если в меру; от чрезмерного потребления морковного сока у ребенка может пожел­теть кожа; впрочем интоксикация при этом не развивается (каротин не токсичен), и самочувствие ребенка не страдает.
Источник:
08 авг 2008, 10:08
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.