Последние новости
11 дек 2016, 01:40
Дом на Намыве в Белой Калитве по ул. Светлая, 6 давно признан аварийным. Стена первого...
Поиск

» » » » Распорядок дня ребенка первых трех месяцев жизни


Распорядок дня ребенка первых трех месяцев жизни

Распорядок дня ребенка первых трех месяцев жизниПравильный распорядок дня, который учитывает все физиологи­ческие особенности организма малыша, учитывает все потребности быстро растущего организма, очень важен, так как без него нормальное развитие ребенка невозможно.
 
Правильный распорядок дня ребенка удобен и маме; в сущности распорядок дня ребенка явля­ется основой для составления распорядка дня мамы и, весьма вероят­но, всех остальных домашних. Составить правильный распорядок дня для малыша несложно, - тем более, если маме помогут в этом деле участковый детский врач и патронажная сестра (смеем надеяться, окажется полезной и наша книга). Гораздо труднее придерживаться однажды составленного распорядка дня; но трудно это бывает толь­ко в первое время, потом развивается привычка, и день за днем летят, как вагончики по накатанным рельсам.
 
Со временем мама, с неукоснительностью соблюдающая однаж­ды заведенный распорядок дня, замечает, что как бы сам собой орга­низуется быт, и все то, что прежде делалось от случая к случаю, что представлялось более хаосом, чем системой, вдруг приходит в состо­яние некоего порядка и находит в плавном и размеренном течении дня свое место, свою маленькую ячейку. Приведение быта в систему очень облегчает жизнь маме (да и всем другим членам семьи); «одна работа другую погоняет», и когда этот механизм работает, остается маловероятным, что мама выпустит из внимания нечто важное и за­будет про него; в противном случае «механизм» просто «остановит­ся». Наиболее же благотворно следование заведенному правильному распорядку дня отражается на состоянии ребенка. Об этом мы и по­говорим ниже.
 
Как известно, деятельность всех органов и систем в организме че­ловека строится на рефлексах. Что из себя представляет простейший рефлекс?.. Со всей наглядностью его демонстрирует учитель учени­кам старших классов школы: у лягушки перерезается спинной мозг на границе шейных и грудных позвонков (лягушку с перерезанным таким образом спинным мозгом называют спинальной лягушкой), лягушка подвешивается на штативе, и лапки у нее свисают вниз; если пальцы задней лапки раздражать раствором серной кислоты, то лап­ка отдергивается от воздействующего на нее раствора. Это так назы­ваемый безусловный рефлекс. Такой рефлекс не раз выручал каждо­го из нас, когда мы по неосторожности брались за что-либо горячее или укалывались о что-то острое. Мы еще ничего не успевали сооб­разить, а рука уже отдергивалась; благодаря этому мы избегали серь­езной травмы. Значительно более сложный механизм у рефлекса, на­зываемого условным. В опытах с собаками, например, условный ре­флекс вырабатывается следующим образом: подается звуковой сиг­нал (звонок) и перед собакой ставят чашку с пищей, у собаки сразу начинает активно выделяться слюна; на другой день опять подают звуковой сигнал и ставят перед собакой чашку с пищей, опять слюна начинает выделяться активно; так поступают и на третий, и на чет­вертый дни; на пятый же день подают звуковой сигнал, а чашку с пи­щей не ставят, но слюна у собаки начинает выделяться активно.
 
Организм человека много сложнее, нежели организм собаки и тем более - организм лягушки. Но основные принципы его функцио­нирования те же. Деятельность многочисленных органов и систем обеспечивается сложным сочетанием безусловных и условных ре­флексов. Те или иные раздражения, воздействия, с регулярностью по­вторяемые во времени, фиксируются и в сознании, и в подсознании. «Биологические часы», имеющиеся в каждом из нас, «отмечают» время воздействия раздражающих внешних факторов, и когда в тече­ние последующих суток отмеченное время приближается, часы под­сказывают, что пора соответствующим образом реагировать. Так ор­ганизм довольно скоро подстраивается к определенным внешним ритмам, привязывается к ним и уже сам функционирует ритмично -он знает, когда и какого воздействия извне ждать (поступления пор­ции пищи, прогулки на свежем воздухе, купания и т.д.), и заранее го­товится к ним.
 
Подготовка к воздействиям извне очень важна, по­скольку позволяет органам и системам выполнять возложенные на них функции с меньшими энергетическими затратами, с меньшим из­носом тканей, причем выполнять функции более качественно. Орга­низм, деятельность которого привязана к определенной системе, ра­ботает четко, без сбоев, долго сохраняется здоровым и крепким. Классический пример, говорящий о пользе распорядка дня, - деятель­ность пищеварительной системы человека, принимающего пищу по часам. Когда пища поступает в желудок всегда в одно и то же время, желудок это время «запоминает» и в дальнейшем уже подготавлива­ется к ее приему - загодя выделяет некоторое количество желудоч­ного сока (это так называемый запальный сок); аналогичная подго­товка имеет место и в других органах пищеварительной системы - в печени, желчном пузыре, поджелудочной железе, в кишечнике... (фазу после приема пища начинает перевариваться; и процесс пере­варивания проходит быстро и качественно, шггательные вещества полнее усваиваются...
 
Вот такие возможности функционировать эко­номичнее и эффективнее, на более долгое время сохранить здоровье предоставляет ребенку и всем взрослым членам семьи следование правильному распорядку дня. Наблюдения ученых медиков и практикующих врачей подтверж­дают: если мама и ребенок придерживаются правильного распорядка дня, то мама меньше устает (и это притом, что она больше успевает), а ее малыш лучше развивается физически и психически, меньше других детей болеет. Следует отметить и воспитательное значение рас­порядка дня Иная мама может удивиться: малышу еще трех месяцев нет - когс там воспитывать?.. Однако педагогическая наука утверж­дает, что основы характера человека закладываются с первых дней его жизни. И если малыш еще чего-то не понимает, то он уже многое воспринимает - хотя бы на уровне подсознания. Правильно повторя­ющиеся внешние воздействия, обязывающие организм функциони­ровать ритмично, воспитывают в ребенке такие важные качества, как дисциплинированность, организованность, обязательность, стремление к порядку и т.д. Пусть в характере малыша первых трех месяцев жизни названные качества присутствуют лишь в виде зачат­ков, но пройдет время, и зачатки непременно разовьются в благород­ные ростки.
 
Какие основные моменты должен учитывать распорядок дня но­ворожденного малыша? Назовем их: в первую очередь, это количе­ство кормлений и время кормлений, также - чередование сна и бодр­ствования и продолжительность сна и бодрствования; это и умыва­ние, и обмывание, и купание, и закаливающие процедуры, и время для всех перечисленных процедур; в распорядке дня должно быть «за­ложено» время и для прогулок малыша, и для общения его с домаш­ними (с мамой, в основном).
 
Составляя распорядок дня для малыша первых трех месяцев жиз­ни, за основу следует брать распорядок кормлений. Ребенка этого возраста кормят семь раз в сутки - шесть кормлений в течение утра, дня и вечера, и одно кормление в ночное время. Быть может, мама са­ма составит распорядок дня для малыша - распорядок индивидуаль­ный, с учетом каких-либо семейных традиций, своих личных особен­ностей и т.п. Однако она вполне может следовать и тому распорядку, который здесь рекомендуем мы...
 
Распорядок дня для ребенка первых трех месяцев жизни:
6.00 - первое кормление малыша; перед кормлением мама долж­на перепеленать ребенка, чтобы потом, когда желудочек у него будет полон, не беспокоить его и не потерять съеденное молоко;
8.45 - это время, подходящее для утреннего туалета малыша (см. гл. С утра - умывание и обмывание), во время утреннего туале­та ребенок принимает воздушную ванну, которая является для него первой закаливающей процедурой; малыш бодрствует, общается с мамой:
9.00 - второе кормление ребенка; мама не должна забывать про такую особенность малышей, как срыгивание; ребенка сразу после кормления нужно подержать несколько минут в вертикальном положении (головку при этом придерживать), чтобы воздух, попавший в желудок во время кормления, отрыгнулся: далее можно укладывать малыша спать; спит он до следующего кормления;
12.00 - третье кормление малыша;
12.45 - это время для первой прогулки; на дворе, конечно же, хо­рошая погода, ребенок бодр и здоров; мама может гулять с малышом до очередного кормления; прогулка весьма полезна и ей;
15.00 - четвертое кормление ребенка;
15.45 - это время для второй прогулки; малыш, убаюканный дви­жением коляски, вдохнувший свежего воздуха, крепко спит- если же мама отменяет эту прогулку в связи с плохой погодой, например, или из-за иных обстоятельств, она должна организовать ребенку условия для сна. схожие с условиями прогулки - мы говорим о сне при откры­той форточке или о сне на балконе (лоджии);
18.00 - пятое кормление малыша; после того, как кормление за­вершено, с ребенком можно несколько минут пообщаться, но обще­ние должно быть очень спокойным, иначе ребенку будет трудно за­снуть; сон;
20,30 - пришло время для купания; выполняются все гигиеничес­кие процедуры, в каких назрела необходимость; одновременно мама общается с ребенком: голос у мамы негромкий и ласковый, в доме ца­рит покой; может быть тихонько включена музыка;
21.30 - шестое кормление ребенка; после кормлешгя готовимся ко сну; ребенок должен быть приучен с первых дней жизни спать в темноте; не нужно баловать малыша светом ночника или светом, па­дающим из соседнего помещения, иначе малыш будет побаиваться темноты;
время ночного кормления мы не указываем, потому что ребенок сам обозначит его, когда, проголодавшись, разбудит маму криком; пройдут неделя-другая, и мама уже будет знать приблизительное вре­мя ночного кормления малыша; бывает, что ребенок проснется за­долго до этого времени - в таком случае не рекомендуется сразу же давать малышу грудь; не исключено, что ребенок проснулся но ка­кой то иной причине, а не от голода (быть может, намочил пеленки или устал лежать на одном боку).
 
Распорядок дня постепенно - по мере взросления малыша - будет меняться. Количество кормлений станет меньше, также уменьшится продолжительность сна, станут более продолжительными прогулки, время бодрствования увеличится: у малыша будет больше возможности общаться с мамой и другими домашними: таким образом, по­мнятся условия для более активного психического развития.
 
 
05 авг 2008, 13:30
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.