Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск



От 2 до 3 лет

От 2 до 3 летРодители должны знать особенности развития ребенка, не только радоваться «достижениям» свое­го малыша, но и критически анализировать его по­ступки, поведение и намечать пути дальнейшего его воспитания. Большое внимание важно уделять не только своевременному, но и всестороннему гармо­ничному развитию. Ребенок должен быть физически развитым, любознательным, сосредоточенным. У не­го должна быть хорошо развита речь, которая влия­ет на мышление, память.
 
Не следует допускать одностороннего развития ребенка. Некоторые дети, например, сравнительно рано (до полутора лет) начинают хорошо говорить. Родителям это нравится, и они много читают малы­шу, учат с ним различные стихи. В результате чего ребенок много и сложно говорит, но при этом он обычно почти сам не играет, становится неловким в движениях. В то же время ничего хорошего нет и в том, если ребенок очень подвижен, быстр в движе­ниях, но не может сосредоточенно чем-либо зани­маться.
 
Нельзя допускать и такого положения, когда ро­дители активно и целенаправленно развивают и фор­мируют в ребенке то, в чем он несколько отстает, а ребенок командует ими, упрашивая позаниматься с ним именно тем, в чем он и так силен.
 
При воспитании ребенка второго-третьего года жизни главное внимание надо уделять укреплению его здоровья, культурно-гигиеническим навыкам, развитию речи, движений, расширению знакомства с окружающим миром, развитию умения подолгу со­средоточенно заниматься и играть. Большое внима­ние должно быть уделено эмоциям и чувствам ребен­ка, созданию у него положительных взаимоотноше­ний со взрослыми и детьми. В этом же возрасте необ­ходимо начинать нравственное и эстетическое вос­питание.
 
На поведение ребенка очень большое влияние оказывает общий уклад семьи, взаимоотношения между ее членами. На втором, а тем более на треть­ем году жизни ребенок постоянно подражает по­ступкам и речи окружающих, точно воспроизводя интонации, услышанные слова. Поэтому если мать, отец, бабушка и другие члены семьи всегда спокойно и приветливо разговаривают между собой, заботли­во и с уважением относятся друг к другу, бывают ве­селы, любят музыку, природу, всегда соблюдают по­рядок и необходимые культурно-гигиенические навыки, то и ребенок легко усваивает все особеннос­ти поведения.
 
 Если же отец или мать разрешают себе разговари­вать резко, раздраженным тоном, то очень трудно заставить сынишку или дочурку вести себя иначе, потому что в воспитании детей главное значение имеет не словесное внушение, а пример поведения близких ему людей. Поэтому родители должны за­няться и самовоспитанием.
 
От 2 до 3 лет РЕЖИМ ДНЯ И СОН
 
 Если ребенок с двух-трехмесячного возраста жил по определенному режиму, то это облегчает выпол­нение им режима на втором, третьем году. Значение режима для детей очень велико. Правильное чередо­вание сна и отдыха с активной деятельностью во вре­мя бодрствования предупреждает переутомление, благоприятно сказывается на физическом развитии, создает предпосылки для активного, радостного бодрствования. Очень часто плохое настроение де­тей, их капризы обусловлены недосыпанием или пе­реутомлением.
 
Соблюдение режима имеет большое воспитатель­ное значение, так как приучает ребенка к организо­ванности, выполнению определенного распорядка. Если ребенок изо дня в день привыкает по возвра­щении с прогулки раздеваться, мыть руки, есть, за­тем спать, то чередование всех этих режимных мо­ментов не вызывает у него протестов. Наоборот, малейшее нарушение этого распорядка отмечается ребенком.
 
Вместе с тем соблюдение режима подводит ре­бенка к пониманию очень важного в жизни слова «надо». Поскольку при правильном режиме слова «пойдем обедать», «теперь надо ложиться спать», то есть предъявляемые взрослым к ребенку требова­ния, совпадают с его органическими потребностя­ми, эти требования принимаются спокойно и охотно выполняются. Таким путем ребенок постепенно на­чинает понимать слово «надо» и приучается его вы­полнять.
 
 Конечно, и дети, живущие по режиму, не всегда сразу соглашаются выполнить то, что им сказано, особенно если это связано с необходимостью пре­кратить интересные занятия. Однако терпеливое, но настойчивое требование взрослого все же выполня­ется ребенком без особого труда. Следовательно, путем организации жизни ребенка по режиму мож­но предупредить и одну из наиболее частых причин конфликтов — нежелание ребенка выполнить тот или иной режимный момент.
 
 Очень часто неправильные подходы взрослого возникают именно в те моменты, когда ребенок «не хочет» идти есть, ложиться спать, а иногда и гулять. Эти протесты ребенка и вызываемые ими неправиль­ные реакции со стороны взрослых отрицательно сказываются на настроении и развитии ребенка, а со стороны взрослых требуют большого времени и нервного напряжения. Всего этого можно избежать путем неуклонного выполнения режима.
 
 При составлении режима дня ребенка важно учи­тывать научно обоснованные нормативы времени питания, длительности сна и бодрствования. Режим, который составлен с учетом всех обстоятельств, должен неукоснительно соблюдаться изо дня в день. Допустимы отклонения в отдельных случаях не бо­лее чем на полчаса.
 
 Надо укреплять положительное отношение ре­бенка ко всем моментам режима дня: такие естест­венные потребности, как еда, сон, при неправильном воспитании легко ослабевают. Обычно родители ча­ще всего жалуются на то, что ребенок плохо ест или плохо спит. И тревога их по этому поводу вполне за­кономерна, так как сниженный аппетит и плохой сон отрицательно сказываются на физическом развитии ребенка и на состоянии его нервной системы. По­скольку труднее всего искоренить уже сложившийся недостаток, нежели предупредить его возникнове­ние, в раннем возрасте большое внимание должно быть уделено тому, чтобы не создать у ребенка отри­цательного отношения ко всем режимным моментам. При переходе от одного режимного момента к дру­гому надо соответствующими словами и интонацией подготовить ребенка к этому переходу, создать у не­го соответствующую установку на это.
 
Крепкий, спокойный, достаточный по времени сон является одним из основных условий хорошего состояния нервной системы ребенка, его общего развития. Поэтому очень важно, используя правиль­ные воспитательные приемы, достичь того, чтобы ре­бенок, находясь в кровати, быстро засыпал без вся­ких дополнительных воздействий и крепко спал необходимое ему по возрасту время.
 
Правильное воспитание ребенка в этом направле­нии на первом году значительно облегчает успешное решение этой задачи на втором, третьем году его жизни. Сон в большой степени зависит от состояния ребенка ко времени укладывания. Если он был спо­коен и положительно относится к тому, что сейчас ляжет спать, то он, как правило, быстро засыпает и спит крепко. Если же перед сном ребенок был воз­бужден, кричал или с большим интересом слушал сказки, то он засыпает хуже, и сон его бывает менее спокойным.
 
Чтобы ребенок должным образом отдохнул, не допускайте ошибок при его укладывании. Прежде всего надо помнить, что для обеспечения быстрого спокойного засыпания ребенка необходимо уклады­вать своевременно, в установленные по режиму ча­сы. Отклонения допустимы не более чем в пределах получаса и только в том случае, когда они вызваны состоянием ребенка, а не делами взрослого, на попе­чении которого он находится.
 
 Быстрому засыпанию благоприятствует спокой­ное состояние ребенка при укладывании. Всячески надо избегать перед сном веселых, подвижных игр. Надо помнить, что ребенок всегда радуется, возбуж­дается при возвращении домой близкого ему лица. Поэтому, как бы ни хотелось отцу или матери пови­даться с ребенком, если они пришли домой, когда тот уже ложится спать, лучше всего не показываться ему.
 
 Укрепляет положительное отношение к уклады­ванию и содействует быстрому засыпанию активное участие ребенка в процессе раздевания. Поэтому не­правильно поступают те родители, которые поспеш­но сами раздевают ребенка и для того, чтобы избе­жать протеста, отвлекают его внимание всякими рассказами, а если им это не удается, то раздевают насильно. Лучше помочь ребенку самому раздеться. Если это выполнять систематически, то в возрасте двух лет ребенок научится самостоятельно разде­ваться лишь при небольшой помощи. А к трем годам вполне самостоятельно будет знать порядок разде­вания и аккуратно складывать снятую одежду. Дело­вито раздевшись, он сам забирается в кровать и ждет, пока его укроют.
 
Процедура отхода ко сну должна быть прият­ной. Помните, что для уставшего ребенка лечь в по­стель — наслаждение, если оно не превращается в неприятную обязанность. Готовьте его ко сну весе­ло, но непреклонно. Ведите себя так, словно вы и не допускаете мысли, что он может отказаться лечь спать. Иногда можно положить его спать попозже (например, под Новый год). Но, к сожалению, во многих семьях споры о том, пора или не пора идти спать, поднимаются каждый вечер. Днем ребенка лучше укладывать спать сразу после обеда, пока он не увлекся игрой.
 
До тех пор, пока ребенок не приобретет чувство ответственности, то есть минимум до 3-4 лет, лучше всего вести его к кроватке за руку, чем подгонять словами и окриками. Совсем маленького ребенка нежно несите на руках, а 3-4-летнего ведите за руку, продолжая разговаривать с ним о том, чем он был занят.

Маленькие дети хорошо успокаиваются, если пе­ред сном предшествует определенный порядок. На­пример, сначала кладут спать куклу, потом медведя, а потом мама укладывает ребенка в кроватку, целует его, поправляет одеяло, тушит свет и уходит. Все это необходимо проделывать не спеша, но не позволяйте ребенку копаться, оттягивая время сна. Вся процеду­ра укладывания ребенка должна быть очень мирной. Почитайте или расскажите ребенку сказку, если у вас есть время, но сказка не должна быть страшной.
 
Многие дети чувствуют себя в кроватке уютнее с куклой или другой игрушкой. Вредно ли это? Безус­ловно, нет. Если определенная игрушка действует на него успокаивающе и с ней он не чувствует себя оди­ноко, значит, она ему полезна. Ничего нет удиви­тельного в том, что ребенок, особенно если он един­ственный в семье, чувствует себя одиноко, если спит в комнате совсем один. Если он смог вдохнуть жизнь в старую куклу или мишку, тем лучше для него. Если кукла испачкается или истреплется, помойте, почис­тите ее, но не выбрасывайте.
 
 То же можно сказать и о любом другом предмете, к которому ребенок может привязаться всей душой: старое одеяло, или пеленка, или просто какая-ни­будь старая коробка. Иногда излюбленный предмет ломается и у некоторых детей исчезает после этого и сама привычка. Но если ребенок перенес любовь на другой предмет, не препятствуйте ему. С возрастом эта потребность пройдет. Единственное, чем можно ускорить этот процесс, — это добродушно напом­нить ребенку, что взрослые так не делают.
 
После двух лет ребенок может не спать из-за нервного напряжения, вызванного одиночеством, страхом остаться одному или намочить постель, бо­язнью темноты или страшных снов, а также из-за ка­ких-нибудь сильных впечатлений. Он может быть «на взводе» из-за соперничества со старшим братом или его сжигает ревность к младшей сестре. Воз­можно, он бывает раздражен каждый вечер из-за вечной войны с матерью по поводу отхода ко сну. Может быть, его беспокоят неприготовленные до­машние задания или взволновала передача по радио.
 
Если ребенок мало спит, то это не значит, что ему больше не требуется. Двухлетний ребенок нуждается в среднем в 12 часах ночного сна и 1-2 часах дневного сна. Обычно продолжительность дневного сна сокращается к 12 годам, а продолжительность ночного сна остается той же. От 6 до 9 лет ночной сон ребенка сокращается на один час, т. е. он будет ложиться в 8 часов вечера, если встает в 7 утра. К 12 годам его можно укладывать в 9 часов вечера, т. е. еще на час позже. Это средние цифры. Одним детям необходим более продолжительный сон, а другим — менее длительный. Многие дети отказываются спать днем уже в 3-4 года, но большинству детей дневной сон необходим до 5—6 лет, а если не сон, то, по крайней мере, послеобеденный отдых со спокойными занятиями в комнате.
 
Спать на свежем воздухе ребенку всегда полезно. В зимнее время крайне желательно, чтобы дневной сон был на свежем воздухе для детей полутора лет, так как они не могут долго гулять в теплой одежде. Дети старше полутора лет, которые подолгу гуляют, могут спать днем дома. Летом можно укладывать де­тей в саду, если они спят там лучше, чем в комнате. В домашних условиях ребенка лучше укладывать спать в той комнате, где никого нет. Если это сделать невозможно, то кровать ребенка не должна быть сильно освещена, в этой комнате нельзя громко раз­говаривать, включать радио, телевизор и пр. Все эти внешние воздействия не только мешают ребенку ус­нуть, но и лишают его полного отдыха.
 
 Искусственно прерванный сон отрицательно ска­зывается на состоянии детей. Поэтому если ребенка приходится часто по утрам будить, необходимо ве­чером раньше укладывать его спать. Если ребенка все же приходится будить, то лучше это делать тог­да, когда он начинает ворочаться.
 
Со второго года жизни ребенка можно  приучить к активному участию в процессе одевания. При этом необходимо называть белье, одежду и выполняемые движения. Несмотря на то, что одевание сложнее раздевания, ребенок охотнее его выполняет, так как знает, что пойдет гулять или будет играть. На втором году жизни ребенок старается сам активно участвовать в одевании. А ребенок третьего года жизни обычно законно возражает: «Я сам!» И действительно, он, как правило, справляется сам. Во время одевания нужно приучать ребенка к аккуратности, указывать и устранять недостатки в туалете.
 
 От 2 до 3 летПИТАНИЕ И ОТПРАВЛЕНИЯ
 
При кормлении ребенка второго, третьего года жизни нужно проявить большое внимание к тому, чтобы сохранить у него хороший аппетит, приучить есть разнообразную пищу самостоятельно, привить культурно-гигиенические навыки.
 
 Для хорошего аппетита у ребенка очень важно со­блюдать правильный режим питания. Ни в коем слу­чае нельзя давать ребенку что-либо, а тем более сладкое, в перерывах от завтрака до обеда или от обеда до ужина. Нередко бывает, что взрослые бе­рут ребенка на руки и дают ему отведать то, что са­ми едят, хотя время его кормления еще не наступило. Такие «перекусы» резко снижают у ребенка аппе­тит, поэтому недопустимы.
 
Рекомендуется придерживаться меню, включаю­щего разнообразные блюда. Со вкусами ребенка нужно считаться: чаще давать ему ту еду, которую он любит. Но неправильно всегда предлагать ребен­ку одни и те же блюда. Однообразная пища отрица­тельно влияет на здоровье ребенка и приводит к то­му, что в старшем возрасте он будет отказываться или крайне неохотно есть непривычные для него блюда.
 
Нередко родители предлагают ребенку слишком большие порции. Ребенок с удовлетворением съеда­ет полагающееся ему количество пищи. Однако в та­релку было положено больше, чем надо, и родители прибегают к таким вредным приемам, как уговоры, рассказы. Насильно даваемая ребенку пища может полностью испортить его аппетит. Пища, принятая насильно, усваивается организмом хуже. Когда вни­мание ребенка отвлечено чем-либо посторонним, у него не выделяются пищеварительные соки на вид и запах еды.
 
Даже обеспокоенность окружающих тем, как ре­бенок ел и сколько съел, и похвалы, когда съел мно­го, — все это отрицательно влияет на ребенка. Спо­койное же поведение родителей передается и малышу.
 
Есть ребенок должен всегда в определенном мес­те и пользоваться мебелью, соответствующей его возрасту. Он должен сам подходить к своему столи­ку, садиться на креслице. Родители в этом случае должны лишь помочь ему правильно сесть за стол. Большое внимание следует уделять тому, чтобы на­учить ребенка есть самостоятельно.
 
Пить из чашки, брать ее со стола, подносить ко рту, приподнимать по мере того, как содержимое уменьшается, и пустую ставить на стол ребенок при­учается уже к концу первого года. К двум годам он ест самостоятельно все виды пищи. К этому же воз­расту он способен научиться есть хлеб с первым блюдом. На протяжении третьего года жизни важно закрепить все приобретенные ребенком навыки.
 
При кормлении надо воспитывать у ребенка куль­турно-гигиенические навыки и определенные прави­ла поведения: садиться за стол только с чистыми ру­ками; соблюдать чистоту и аккуратность во время еды. Если пища попадает на подбородок или щеку, нужно сразу же ее вытереть, чтобы личико ребенка во время еды было чистое, это относится и к рукам, которыми он часто не прочь взять пищу.
 
Во второй половине третьего года жизни ребенка можно уже приучать подталкивать на ложку пищу корочкой хлеба, но не пальцами. Стол, за которым он ест, и пол вокруг должны быть чистыми. Нельзя разрешать ребенку крошить и бросать хлеб. Следует сразу вытирать стол, если на него попадает пища.
 
Закончив прием пищи, ребенок третьего года жизни должен сам вытирать губы салфеткой, сни­мать ее и, сказав «спасибо», выходить из-за стола и ставить стул на место.
 
 Для закрепления всех этих правил поведения ре­бенку необходимо напоминать о них, когда он их забывает. Во время еды следует также приучать ре­бенка выражать все свои просьбы и желания спо­койным тоном, в вежливой форме, используя слово «пожалуйста».
 
Усвоенная с раннего детства привычка к порядку и аккуратности поможет ребенку в дальнейшем хо­рошо учиться. И именно те навыки, которые неукос­нительно формируются с раннего детства, становят­ся настолько прочными, что ребенок не может не выполнить их.
 
Важно своевременно приучить ребенка проситься на горшок, который должен находиться в опреде­ленном месте. Высаживать ребенка на него нужно преимущественно в те моменты, когда существуют основания предполагать, что у него возникла соот­ветствующая потребность. 
 
 Обязательно следует высаживать ребенка на горшок после сна, если он просыпается сухим. Каждому ребенку, даже третьего года жизни, нужно предложить пойти на горшок перед сном и перед прогулкой.
 
Ночью многие дети спят сухими до самого утра уже с конца первого года жизни. Чтобы постель ос­талась сухой, важно не пропустить момент, когда ре­бенок проснется утром, и сразу его высадить.
 
 Если же ребенок ночью мочится, то на ужин ему следует давать что- нибудь соленое — икру, кусочек селедки или соленого огурца — и по возможности не Давать пить. Уложить ребенка спать нужно через полчаса-час после ужина и перед сном обязательно посадить на горшок. Но если и при соблюдении этих условий ребенок все же мочится ночью, надо про­следить, в какое время это бывает.
 
 Высаживать ночью можно только того ребенка, у которого соответствующий навык закреплен днем, и тихие слова матери или отца: «Садись, сделай на горшок» и поза на горшке побудят его сразу помо­читься, после чего он быстро опять заснет. Если же ребенок плачет, протестует против того, что его бу­дят и сажают на горшок, то ни в коем случае не сле­дует его высаживать.
 
 Научившись проситься на горшок к полутора го­дам, ребенок полностью овладевает этим навыком лишь в возрасте около трех лет. В нужный для него момент бежит к горшку, достает его и сам садится.
 
От 2 до 3 летКУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
 
Мыть руки, умываться дети, как правило, любят. Для закрепления этих навыков надо как можно ча­ще привлекать ребенка к активному участию в этих гигиенических процессах. На втором году жизни малыша можно попросить помочь поднести табу­ретку к умывальнику, помочь ему забраться на нее, дать возможность привыкнуть к температуре воды: ребенку бывает приятно, когда его умывают холод­ной водой. К концу третьего года жизни он уже сам может, лишь при небольшой помощи взрослого, вымыть руки с мылом, умыться и вытереться. Обычно он знает свое полотенце, его место и воз­ражает, когда ему предлагают вытереться чужим полотенцем.
 
К культурно-гигиеническим навыкам, которые следует воспитывать у ребенка на втором, третьем году жизни, относится также умение пользоваться носовым платком. Ребенок должен знать о том, что у него в кармане всегда лежит носовой платок.
 
При постоянном внимании родителей к аккурат­ному виду ребенка он никогда не будет бегать со спущенными колготами, расшнурованным ботин­ком, и если не сможет сам привести себя в порядок, то обратится за помощью к взрослому.
 
 К трем годам ребенок усваивает, что нельзя хо­дить по полу в колготах, в обуви забираться на ди­ван, он не войдет в квартиру, не вытерев предвари­тельно ноги. Чтобы ребенок приобрел эти навыки, его надо систематически к этому приучать.
 
Следует к трем годам приучать ребенка к порядку, чтобы он знал, что каждая вещь имеет сбое определенное место и всегда должна там находиться.
 
От 2 до 3 лет РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЯ
 
Общее развитие ребенка, формирование положи­тельных черт характера происходит преимуществен­но в то время, когда он участвует в жизни близких ему старших детей и взрослых, играет, наблюдает за окружающими.
 
Для развития движений малыша, чтобы он стал ловким, осваивал все более сложные движения и умел быстро, четко их выполнять, важно не ограни­чивать его, не одергивать, не мешать выполнить за­думанное, а иногда и помогать. Движения, особенно новые, доставляют ребенку большое удовольствие. Он совершенствует свои движения в процессе само­стоятельной игры, когда ходит, бегает, взбирается на возвышения, спускается и пр.
 
 Содействуют развитию движений игрушки. Пре­красной игрушкой для развития общих движений и движений рук является мяч. Он хорош и тем, что это одна из первых игрушек, которая объединяет в игре нескольких детей.
 
Нередко ребенку нужно помочь: например, взо­браться на возвышенность или спуститься с нее, на­учить играть в мяч, кататься на велосипеде. Иногд приходится и поощрять ребенка к движениям, по мочь преодолеть страх, например, при спуске на сан­ках с высокой горы. Запрещать ребенку следуе только те движения, которые сопряжены с опаснос­тью для него. Если же он просто упадет или ушибет­ся обо что-либо, не следует проявлять даже призна ков испуга. Ребенка надо подбодрить: «Упал. Вставай скорее, почисти ручки».
 
В результате предоставленной свободы и помощ со стороны взрослых ребенок на втором, третьем го­ду жизни совершенствуется в ходьбе. Движения его становятся координированными: он сочетает ходьб с другими движениями — идет и несет что-либо, тол­кает что-то перед собой или везет. К трем года жизни ребенок уже бегает, умеет кататься на вело сипеде, а зимой — на санках и очень бывает рад, ее ли ему удается все сделать без помощи взрослых.
 
 Хорошее развитие движений имеет большое зна чение не только для физического, но и для общег развития ребенка: он становится смелее, увереннее в своих силах, способен преодолевать страх, прояв­лять сообразительность и настойчивость при дости­жении намеченной цели.
 
 Чтобы ребенок свободно двигался, нужна соот­ветствующая одежда: она должна быть легкой, не стесняющей движений, из ткани, которая хорошо моется.
 
От 2 до 3 летРАЗВИТИЕ РЕЧИ
 
Своевременное и правильное развитие речи ре­бенка должно быть предметом постоянного внимания родителей. Прежде всего родители должны давать безукоризненные образцы речи как в отношении, интонации и грамотности, так и чистоты речи.Повседневно общаясь с ребенком, нужно развивать его речь, знакомить с окружающим миром, научить ребенка чисто и правильно выговаривать слова.
 
 Речь ребенка развивается в двух направлениях: понимания речи окружающих и развития его актов­ой речи. Первое всегда опережает второе. Особен­но это заметно у детей, начиная с возраста 1 года 6 месяцев — 1 года 8 месяцев, которые почти все по­дымают, что им говорят, но сами еще недостаточно пользуются речью и произносят обычно 40 слов.
 
Родители называют ребенку все, что он видит, все, что он делает, и посредством речи организуют его поведение: «Пойди ко мне», «Отнеси папе газе­ту», поэтому никаких трудностей в развитии пони­мания речи у ребенка не возникает. Но в развитии активной речи самого ребенка нередко имеются за­держки и некоторые недостатки. Для их преду­преждения надо, начиная со второго года жизни, создать у ребенка потребность в общении, совер­шенствовать подражание звукам, словам, учить го­ворить.
 
С ребенком приходится много заниматься, чтобы научить его правильно произносить слова, побуждая его называть окружающих лиц, предметы, движения и действия. С начала второго года жизни приходит­ся многократно произносить даже простые по зву­ковому составу слова для того, чтобы ребенок по­корил их и усвоил. В этом возрасте допустимо пользование и упрощенных слов с тем, чтобы в конце второго года жизни научить ребенка все называтъ правильно.
 
Иногда задержка в развитии активной речи  вызывается тем, что окружающие ребенка  лица полностью понимают и выполняют все его желания, выраженные мимикой, жестом или каким-нибудь нечленораздельным звуком. Так поступать неправильно. Если даже ясно, чего ребенок хочет, надо побудить его выразить это желание словами.
 
Значительный скачок в развитии речи происходит с того времени, когда ребенок начинает легко подра­жать услышанным словам. У большинства детей бы­строе развитие активной речи наступает примерно в возрасте около двух лет, но у некоторых и значи­тельно раньше, еще в начале второго года жизни. Считается, что ребенок к двум годам жизни произ­носит около 300 слов; к трем годам использует почти все части речи и употребляет около 1200-1500 слов. Ребенок все буквы, за исключением «р» и шипящих, может произносить чисто; говорит сложными фра­зами, употребляет вопросительные и восклицатель­ные предложения.
 
Развитие речи ребенка неразрывно связано с рас­ширением его знакомства с окружающим миром, со свойствами предметов, явлениями природы, с быто­вой и трудовой жизнью окружающих его людей. Ре­бенок не только различает, но и называет цвета, ве­личину и форму предметов.
 
В результате развития речи усложняется и психи­ческая деятельность ребенка, расширяются его по­нятия, представления, например: «Сейчас весна, сне­га нет, листочки распускаются». Он сам уже делает умозаключения и сравнения, пытается установить причинную связь. По мере развития речи увеличива­ется и усложняется ее роль в жизни ребенка. Он ши­роко использует речь во время игры, намечает, что будет делать, строить; вспоминает о том, что было; рассказывает, что будет. Вместе с тем продолжается и развитие понимания речи. Ребенок вслушивается и понимает не только слова, обращенные к нему, но и то, о чем говорят между собой взрослые.
 
От 2 до 3 лет ВОСПИТАНИЕ
 
 На втором, третьем году жизни следует приучить ребенка к выполнению определенных правил поведе­ния: благодарить после еды, за полученную вещь, конфету; здороваться и прощаться; говорить «спо­койной ночи»; бегать только по дорожкам сквера или сада, но не бегать по тротуару; переходить ули­цу, держась за руку; спокойно выполнять просьбу взрослого и пр.
 
Уже в возрасте около трех лет при правильном воспитании ребенок критически всматривается в по­ступки окружающих и дает им оценку.
 
Следует воспитывать в ребенке приветливое и заботливое отношение и к незнакомым ему людям; вести себя тихо в квартире, если соседи еще спят; побуждать отвечать, когда спрашивают, и т.д. По­ложительные взаимоотношения надо воспитывать у ребенка по отношению к другим детям, в частности ровесникам малыша: приучать делиться с другим ребенком игрушками; не разрешать брать без спро­са игрушки других детей; побуждать участвовать в веселых совместных играх.
 
 Положительные взаимоотношения со взрослы­ми и детьми являются основой и хорошего эмоцио­нального состояния ребенка. Эмоции, или чувства, имеют очень большое значение в жизни детей. По­ложительные эмоции — удовольствие, радость, ве­селье — повышают активность ребенка, его воспри­имчивость, благотворно влияют на протекание всех физиологических процессов в организме, укрепля­ют здоровье. Поэтому так важно достичь того, что­бы радостное настроение у ребенка было преобла­дающим.
 
Главными источниками удовольствия, радости ребенка является его активная деятельность, обще­ние с близкими ему лицами. Поэтому ребенку долж­ны быть созданы все условия для удовлетворения и укрепления самой естественной его потребности в разнообразной деятельности: смотреть, слушать, двигаться, заниматься игрушками, «помогать» близ­ким в труде. В процессе всего этого происходит все­стороннее развитие ребенка. Он все шире и глубже знакомится с окружающим его миром.
 
 Большой интерес к окружающему, радость актив­ной деятельности нужно всячески укреплять. Лише­ние ребенка возможности двигаться, заниматься ка­ким-либо интересным предметом вызывает у него огорчение и плач. Очень ценным является чувство радости, удовольствия, возникающее у ребенка при завершении им после долгих стараний определенно­го действия или движения (собрать все кольца пира­мидки, залезть на диван, построить из кирпичиков домик). Поддерживают хорошее настроение у ре­бенка и ласковый взгляд, поощрительное слово со стороны близких ему лиц, их сочувствие в его игре, но особенно радуют его веселые, подвижные игры («догонялки», игра с мячом). Привязанность, лю­бовь к родителям, родным на втором, третьем году жизни у ребенка закрепляются. Он радуется, когда они приходят, играют, занимаются с ним. Нередко плачет, когда уходят, скучает в их отсутствие.
 
Уже с этого возраста следует у ребенка воспиты­вать и заботу о своих близких, умение считаться с ними, не делать сейчас то, что хочется с делать: очень хочется показать папе принесенного с про­гулки жука, но... «сейчас этого делать нельзя, так как папа спит». Точно так же нельзя допускать, чтобы ребенок командовал вами: «Не садись туда, садись сюда», «Не разговаривай с тетей, почитай мне» и т. п.
 
С раннего возраста бережно, тактично нужно приучить ребенка к тому, чтобы он знал, что не все­гда может быть мгновенно выполнено то, что он за­хочет. И нравственный облик ребенка, и его настрое­ние в очень большой мере зависят от того, насколько легко он отказывается от желаемого ради другого человека или спокойно ожидает того времени, когда можно будет желаемое осуществить.
 
Неправильно поступают те родители, которые, жалея своего ребенка, делают для него все так, как он захочет. В результате можно «воспитать» ребен­ка так, что он уже в возрасте трех лет будет считать, что все должно делаться только для него. В случае невыполнения его требований он плачет, приходит в отчаяние.
 
Не следует также сразу удовлетворять и все же­лания ребенка в приобретении новых игрушек. У не­го должны быть необходимые игрушки, но это не значит, что он должен иметь все, что ему нравится. Очень важно научить ребенка понимать поощрение, осуждение, выраженные в наиболее деликатной форме, и не доводить до того, чтобы он слушался только резких окриков.
 
 Если ребенок выражает протест, то в одних слу­чаях бывает достаточно твердо сказать ему, что это­го делать нельзя, а в других — напомнить о каких-либо приятных моментах, связанных с предстоящим. Очень важно, чтобы у взрослых не было расхожде­ний между словом и делом.
 
 На третьем году жизни, когда у ребенка уже хо­рошо развито подражание, он может воспринимать от взрослых и детей отрицательные поступки: начать плевать или ругаться. В этих случаях ему следует спокойно сказать, что так поступать нехорошо.
 
 Очень важно для правильного воспитания ре­бенка, его хорошего развития и настроения запре­щать ему только то, что действительно делать нель­зя, но если уж запретили, то будьте тверды в своем решении. Недостаточная твердость родителей в этом отношении является основной причиной кап­ризов детей.
 
Доступно ребенку и эстетическое удовольствие, вызванное музыкой или цветами, красивой вещью, картиной.
 
 Развиваются у него и более сложные эмоции: со­чувствие, жалость, нежность к другому лицу или жи­вотному, стремление в некоторых случаях утешить другого, приласкать, отдать свою игрушку или кон­фету.
 
Чтобы не допустить проявления отрицательных эмоций у ребенка, необходимо правильно организо­вать его жизнь. Всячески надо оберегать ребенка от чувства страха, которое может возникнуть у него уже на первом году жизни при резких, громких зву­ках, при виде чего-то необычного.
 
На втором, третьем году жизни страх у детей мо­жет возникать чаще, так как это связано с более тон­ким восприятием окружающего. Ребенок не должен пугаться автомобиля, но должен знать, что нельзя иг­рать на мостовой; не должен бояться собаки, но дол­жен знать, что без разрешения хозяина трогать ее нельзя, и т. д. Нельзя пугать детей, так как пережитое чувство страха, испуга нередко оставляет неизглади­мый след в психике ребенка. Кроме того, пугая ре­бенка «бармалеем», «стариком», «милиционерами», вы воспитываете в нем не только страх, но и недове­рие к окружающим людям.
 
Для воспитания в ребенке умения сосредоточен­но, самостоятельно играть, нужны разнообразные, соответствующие возрасту и развитию ребенка иг­рушки. Желательно, чтобы уже на втором году жизни ребенок имел определенное место для игры: низкий столик со стульчиком или креслицем, спе­циальный детский шкаф для игрушек или низко прибитую полку, на которой удобно хранить иг­рушки, книги; «кукольный уголок»; рядом — не­большой коврик для игры. Игрушки всегда должны находиться в полном порядке. Вредно чрезмерное обилие игрушек: оно снижает к ним интерес. По­этому те игрушки, которыми ребенок меньше поль­зуется, нужно на некоторое время убрать.
 
От 2 до 3 летРАЦИОН ПИТАН<
17 июн 2008, 11:01
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.