Последние новости
05 дек 2016, 21:32
Приближается конец 2016 года, время подводить его итоги. Основным показателям финансового...
Поиск

» » » Первый год жизни


Первый год жизни

Первый год жизниПервый год жизниУХОД ЗА ГРУДНЫМ РЕБЕНКОМ
Такой уход включает соблюдение режима дня, правильное кормление малыша, своевременное вы­полнение гигиенических процедур, создание усло­вий для спокойного сна и активного бодрствования, закаливание и физическое воспитание с первых ме­сяцев жизни. Ребенок рождается с большим запасом сопротивляемости, устойчивости, готовых приспо­собительных механизмов. Если эти механизмы пра­вильно использовать с возрастающей нагрузкой, то они становятся все более надежными, безотказны­ми, а организм ребенка — все более устойчивым к воздействиям внешней среды и заболеваниям.
 
Режим дня.
На первом году жизни режим дня оп­ределяется чередованием кормления, бодрствования и сна. В возрасте 1-4 месяцев у ребенка в течение су­ток совершается 4 цикла, привязка которых к опре­деленным часам вырабатывает у него условные ре­флексы на время и как бы заранее подготавливает к той или иной деятельности. Добиться четкого ритма смены режимных элементов в течение дня можно, начиная со 2-го месяца жизни ребенка.
 
Первым элементом режима дня считается утрен­нее пробуждение и кормление, после которых ма­лыш около часа бодрствует. Желательно создавать условия для этого деятельного состояния: ребенка кладут на живот, разговаривают с ним, привлекают его внимание яркой игрушкой, проводят гигиеничес­кие процедуры.
 
 В это время нужна одежда, не затрудняющая дви­жений (лучше всего ползунки и свободная кофточка с зашитыми рукавами). У детей, длительно и долго пеленаемых, координация движений развивается ху­же. Узловым моментом режима для детей раннего возраста является кормление. Здоровых малышей в первые 4 месяца кормят через 3,5 часа с 6,5-часовым ночным перерывом, то есть 6 раз в сутки. Желатель­но сохранять интервал между отдельными кормлени­ями. Однако, если в семье все, в том числе и ребенок, поднимаются позже 6 часов, то первое кормление и все режимные моменты могут быть сдвинуты на 30 минут или на 1 час.
 
Первые изменения в режиме дня ребенка вносят в 5-месячном возрасте: уменьшают до 5 число кормле­ний, удлиняют промежутки активного бодрствова­ния, сокращают частоту и длительность дневного сна. К 9 месяцам здоровый малыш уже может бодр­ствовать 3 часа без утомления, практически все 9-ме­сячные дети отказываются от третьего дневного сна.
 
 Гигиена сна.
На первом году жизни ребенок спит большую часть суток. Во время сна дети растут, их организм накапливает новые силы. Сон укрепляет здоровье ребенка, повышает его устойчивость и со­противляемость к неблагоприятным воздействиям, обеспечивает благоприятный психический тонус.
 
Потребность в сне у детей различна: одни спят меньше и дольше сохраняют бодрость, другие сонли­вы, затрачивают на сон больше времени, чем их свер­стники, что зависит от нервной системы ребенка и от того, как организован период бодрствования (по­движные дети спят крепче и меньше). Уложив малы­ша в постель, нет нужды нарушать сложившийся ритм быта, нужно только уменьшить яркость света в комнате и разговаривать тише, лучше сразу же при­учить ребенка засыпать в отсутствие взрослого.
 
 В связи с тем, что кости черепа у ребенка мягкие и при длительном лежании на одном боку уплощаются, целесообразно укладывать его в кроватке поочередно то на один, то на другой бок, но лицо его всегда долж­но быть обращено в сторону комнаты (не к стене).
 
В первые месяцы жизни малыш во время сна мо­жет вздрагивать, улыбаться или гримасничать, мор­щиться, хмуриться, причмокивать губами, вскиды­вать руки, а то и кратковременно плакать. Все эти явления вполне нормальны. Более часты они у возбу­димых детей, и особенно в случаях, когда их уклады­вают спать в непроветренной комнате или туго пеле­нают. На глубину сна влияет и температура воздуха. Уложив малыша спать, нужно открыть форточку или окно (в теплую погоду); движение прохладного воздуха действует усыпляюще. В теплой квартире малышу не нужны для сна теплое белье из фланели, бумазеи, трикотажа с начесом и ватное одеяло.
 
 Одно из основных требований к организации сна — укладывать малыша спать в одно и то же время. Час­тые отступления от режима дня нарушают приспосо­бительные механизмы организма (условный рефлекс на время), нарушают сон, дети становятся капризны­ми, вялыми, раздражительными, могут долго не засы­пать вечером и плохо спать днем.
 
Питание.
Благополучие ребенка первого года жизни во многом зависит от питания, так как в это время идут интенсивные процессы роста, формиро­вания и совершенствования многих органов и сис­тем, иммунитета и пр. Правильная организация вскармливания детей, начиная с первых дней жизни, является одним из наиболее важных факторов в сис­теме всего комплекса профилактических мероприя­тий, направленных на укрепление их здоровья, сни­жение заболеваемости и смертности. Ошибки, допущенные взрослыми в организации питания ре­бенка, могут сказываться на состоянии его здоровья в течение всей жизни.
 
Врачи, как правило, рекомендуют не менее 9 меся­цев вскармливать ребенка грудным молоком, которое содержит в оптимальных количествах и нужных соот­ношениях все необходимое для его жизни и развития: белки, углеводы, жиры, витамины, минеральные веще­ства, гормоны, ферменты и многое другое. По химиче­скому составу и биологическим свойствам оно не име­ет себе равных и в наибольшей степени соответствует потребностям ребенка. Немаловажно, что ребенок высасывает молоко из груди теплым и стерильным.
 
К тому же психологическая совместимость и по­нимание между матерью и ребенком не только быст­рее устанавливаются при грудном вскармливании, но и остаются более прочными спустя многие годы. Кормление грудью весьма благоприятно и для самой матери, так как способствует ускоренной нормализа­ции ряда функций организма и в конечном счете бла­готворно действует на ее здоровье. В первые четыре месяца жизни малыша прикладывают к груди через 3,5 часа с 6,5-часовым перерывом ночью, то есть 6 раз в сутки. Ослабленных детей, у которых сосательная активность значительно снижена, в течение 1-го ме­сяца жизни можно кормить 7 раз в сутки, то есть че­рез три часа с шестичасовым ночным перерывом.
 
К концу месяца длительность промежутков между кормлениями постепенно увеличивают и переходят на шесть кормлений в сутки. Начиная с 5-го месяца и до 1 года малыша кормят пять раз в сутки с 4-часовы­ми интервалами. Соблюдение такого режима пита­ния очень важно для нормальной деятельности желу­дочно-кишечного тракта ребенка, поскольку здесь учтено время, необходимое на переваривание пищи и время на отдых. Однако в течение суток пищевая ак­тивность малыша неодинакова, поэтому вместо стро­гого («по часам») режима допускается режим час­тично свободного вскармливания, при котором отклонения в ту или иную сторону от определенных часов кормления могут составлять 30 минут. Если у матери мало молока, то для увеличения его количества рекомендуются различные средства.

Суточный объем пищи в миллилитрах, необходи­мый здоровому ребенку со среднем весом тела при рождении 3,3-3,7 кг, составляет в возрасте от 10 дней до двух месяцев 1/5 его веса в граммах (600-800 мл), от 2 до 4 месяцев — 1/6 веса (800-1000 мл), от 4 до 6 ме­сяцев — 1/7 веса (900-1000 мл), от 6 до 9 месяцев — 1/8 (1000-1100 мл) и к концу первого года жизни — 1/8-1/9 веса (1000-1200 мл).
 
Для усиления лактации следует пить парное мо­локо и есть пищу, богатую жидкостями и крахмалом (картофель, сливы, виноград); есть зеленый лук, ук­роп, морковь, крапиву зеленую, а также селедку хо­тя бы один раз в день; к груди прикладывать теплые платки или согревающие компрессы.
 
Из народных средств для усиления лактации при­меняются сборы:
№ 1 — корень одуванчика — 1 часть, лист кра­пивы — 1 часть.
№ 2 — плоды укропа — 1 часть, трава донни­ка — 1 часть, лист крапивы — 1 часть, плоды аниса — 1 часть.
№ 3 — корень одуванчика — 1 часть, плоды тмина — 1 часть, плоды укропа — 1 часть, лист крапивы — 2 части.
№ 4 — лист крапивы — 2 части, плоды укро­па — 1 часть, семя аниса — 1 часть. № 5 — плоды аниса — 1 часть, плоды укро­па — 2 части, плоды фенхеля — 1 часть, трава душицы — 1 часть.
 
Способ приготовления лактогонных сборов: 2 столовые ложки смеси залить 2 стаканами воды, довести до,кипения, остудить и настоять в течение часа, процедить. Принимать по 1/2 стакана 2-3 раза в день после еды.
 
Знахари утверждают, что потребление грецких орехов в большом количестве усиливает лактацию.
 
ДОКОРМ ребенка проводится при недостатке мате­ринского молока донорским женским молоком или детскими молочными смесями (даются из ложечки или из бутылочки через соску только после грудного кормления). Когда докорма требуется немного, его можно давать после всех или нескольких грудных кормлений, причем лучше из чайной ложки. Если же количество докорма сравнительно велико (например, 1/3-1/2 общего суточного объема пищи), то на не­сколько кормлений можно в полном объеме исполь­зовать только докорм из бутылочки через соску, ос­тавив в то же время не менее трех грудных кормлений, чтобы предотвратить полное исчезновение молока.
 
 ПРИКОРМ при грудном вскармливании впервые вводится в рацион ребенка на 5-м месяце жизни, ког­да малышу уже не хватает тех питательных веществ, которые поступают с материнским молоком. Густой по консистенции прикорм является тем промежу­точным продуктом, который подготавливает пере­ход грудного ребенка от потребления жидкой пищи к более плотной и твердой.
 
 Новую пищу ребенку дают перед кормлением грудью постепенно, начиная с малых количеств (1-2 чайные ложки). Если ребенок хорошо перенес первый пробный прикорм, то количество его по­степенно увеличивают с каждым днем на 1-2 чай­ные ложки, чтобы через 7-10 дней можно было полностью заменить одно грудное кормление но­вой пищей.
 
 В качестве первого прикорма рекомендуется ис­пользовать овощное пюре из моркови, кочанной и цветной капусты, свеклы, томатов, кабачков, тыквы, картофеля (последний не должен превышать поло­вины общего объема блюда).
 
 Для приготовления овощного пюре нарезанные мелкими кусочками и отваренные овощи дважды протирают через мелкое сито и в полученную массу добавляют молоко или овощной отвар (до получения консистенции густой сметаны), 1 чайную ложку растительного масла, а также необходимое количество яичного желтка, сваренного вкрутую. Яичный желток входит в рацион малыша как дополнительное питание с 3,5-месячного возраста.
 
 К концу 5 месяца жизни одно молочное кормле­ние полностью заменяют овощным пюре, количество которого постепенно доводят до 150 г. На 6 месяце ребенку начинают давать второй прикорм — кашу из гречневой, овсяной, рисовой, манной крупы, кото­рую вводят в рацион малыша постепенно. Еще через месяц меню ребенка пополняют мясным бульоном с сухариками, который через 1-2 недели заменяют овощным супом на мясном бульоне.
 
 К концу 7 месяца малышу можно дать отварное не­жирное мясо кур, цыплят, индеек, телятину, говядину (вместе с мясом целесообразно использовать субпро­дукты — печень, язык, мозги) в виде фарша или пюре, на 10 месяце жизни фрикадельки, на 11-12 — пудинг, паровые котлеты, тефтели. Для приготовления этих блюд можно использовать и рыбу: треску, хек, суда­ка. К концу первого года один раз в неделю молочную кашу целесообразно заменять отварной вермишелью или молочной лапшой.
 
 Если вместо грудного молока (при искусственном вскармливании или в дополнение к нему) использу­ют адаптированные молочные смеси, то все виды прикорма вводят в рацион малыша в те же сроки, что и при грудном вскармливании, при использовании неадаптированных молочных смесей — на 2-3 неде­ли раньше.
 
Следует помнить, что у грудного ребенка еще сла­бый желудок, поэтому требуется особая кулинарная обработка пищи. Пища дается в вареном и измельчен­ном виде. Детям этого возраста нельзя давать жареные мясо и картофель, обычные консервы, сосиски, колба­су, острые приправы, натуральный кофе и какао, кон­феты и шоколад, а также переводить их на общий се­мейный стол без учета возрастных особенностей.
 
Не следует кормить ребенка насильно, предлагать ему между кормлениями хлеб, печенье, соки, фрук­ты. Полезно убеждать, что пища вкусная (даже в раннем возрасте ребенок понимает мимику и инто­нацию), проявляя терпение и настойчивость при вве­дении новых блюд.
 
С 8-9 месяцев, когда ребенок научится самостоятельно садиться, его удобно кормить, посадив на специальный высокий стульчик с выдвижным столиком. С 7-8 месяцев надо приучать пить из чашки, а с появлением зубов — к более плотной пище.
 
СОКИ И ФРУКТОВОЕ ПЮРЕ вводят в питание малы­ша с конца первого-начала второго месяца жизни. Первым используют яблочный сок, затем черносмо­родиновый или вишневый. С 3 месяца можно давать сливовый, клюквенный, персиковый, абрикосовый, айвовый, морковный, свекольный, черничный, брус­ничный соки, с 4-го — гранатовый, клубничный, зем­ляничный, апельсиновый, мандариновый, томатный, лимонный (очень осторожно, так как они нередко вызывают аллергические реакции и поэтому проти­вопоказаны при экссудативном диатезе). Особенно часто эти реакции возникают от виноградного сока, его вообще не рекомендуется давать ребенку перво­го года жизни.
 
Фрукты и овощи, используемые для приготовле­ния соков, должны быть свежими, зрелыми и целы­ми, без пятен и царапин. Как и всякий новый про­дукт, сок назначают осторожно и постепенно, начиная с 5-6 капель на первый прием. На 2 месяце жизни ребенку необходимо до 30 мл сока в сутки, в 6-7 месяцев — 60 мл, к концу года — 90-100 мл. Су­точную дозу можно дать в несколько приемов, при­чем в конце кормления, то есть после основной еды.

Так же постепенно вводят в питание и фруктовое пюре (из свежих яблок, груш, персиков, айвы), необ­ходимое количество которого в граммах равно при­нимаемому ребенком объему сока в миллилитрах.
 
 ДЕТСКИЕ И МОЛОЧНЫЕ СМЕСИ по химическому со­ставу в значительной степени приближены к женско­му молоку, но не являются абсолютно полноценными его заменителями. Различают неадаптированные и адаптированные детские молочные смеси.
 
Молочная основа адаптированных в процессе из­готовления подвергается специальной обработке, в связи с чем они по своему составу максимально при­ближены к женскому молоку. Кроме того, смеси обеих групп могут быть либо сладкими, либо кислы­ми (ацидофильными). Их выпускают в сухом или жидком виде.
 
 Неадаптированные молочные продукты исполь­зуют лишь тогда, когда адаптированных нет или ре­бенок их не переносит (рвота, понос, аллергические реакции), причем в первую очередь необходимо ори­ентироваться на кисломолочные смеси.
 
Предпочтение следует отдавать жидкой форме. Это связано с тем, что при использовании даже са­мых щадящих способов высушивания молочной ос­новы некоторые ее полезные свойства безвозвратно утрачиваются. Помимо этого, при восстановлении сухой смеси в домашних условиях концентрация го­тового к употреблению жидкого продукта нередко значительно отличается от необходимой, в основном превышая ее, что ведет к перекорму ребенка и спо­собствует возникновению нарушений в деятельности желудочно-кишечного тракта.
 
 КОНСЕРВЫ ДЛЯ ДЕТСКОГО ПИТАНИЯ выпускают самые разнообразные. Молочные смеси первые кон­сервированные продукты в питании ребенка раннего возраста. Наряду с ними выпускают фруктовые и ягодные соки (осветленные используют в питании детей первых трех месяцев жизни, соки с мякотью — с 4-го месяца) и фруктовые пюре, по вкусовым свой­ствам и пищевой ценности не уступающие мякоти тех плодов, из которых эти консервы изготовлены; овощные консервы; сухие каши, гомогенизирован­ные (тонкоизмельченные), пюреобразные (тонкоиз-мельченные и крупноизмельченные мясные консер­вы на основе мяса птицы, говядины, телятины или субпродуктов. Для улучшения минерального состава в некоторые консервы вводят пресный творог.

Категорически запрещается включать в рацион ребенка первого года жизни обычные рыбные консервы, так как содержащиеся в них консерванты и различные пряности вызывают у малыша расстройство пищеварения.
 
ВИТАМИНЫ — в твердой пище и коровьем молоке содержится очень мало витаминов. Если кормящая мать имеет в пищевом рационе достаточное количе­ство цитрусовых и овощей, то витамина С хватает для ребенка, а витамина D очень недостает.
 
Врачи обычно прописывают концентраты витами­нов Б, С и А. Витамины необходимо давать детям и летом, и зимой, начиная с первого месяца жизни ре­бенка. Наиболее частым соком, который врачи вво­дят в питание ребенка, является апельсиновый. Для смягчения вкуса сок обычно смешивают с равным количеством кипяченой воды. Начинать надо с 1 чай­ной ложки сока и 1 чайной ложки воды. На другой день можно дать по две чайные ложки того и друго­го, на третий день — по три, и так далее, пока коли­чество сока не достигнет 30 г (плюс столько же во­ды). Затем надо постепенно уменьшать количество воды, увеличивая количество сока.
 
До 5-6 месяцев дети обычно пьют сок из соски, а потом из чашки. Сок надо слегка подогревать, но не сильно, так как при нагревании разрушается вита­мин С.
 
 Если по какой-то причине ребенку не нравится апельсиновый сок или он вызывает побочные явле­ния (рвоту, боли в области живота, сыпи), его можно заменить на томатный или морковный.
 
Воду (только кипяченую) можно давать один или несколько раз в день, в промежутках между кормле­ниями. Пусть ребенок выпьет воды сколько ему хо­чется (до 60 г). Но не следует его заставлять пить на­сильно.
 
Воду кипятят 3 минуты. Если кипяченая вода хранится в холодильнике, подогревать  ее надо так же, как и бутылочку с молоком. Иногда ребенок отказывается от простой воды. В таком случае ее можно подсластить сахаром (1 столовая ложка без верха на 500г воды). Кипятится подслащенная вода тоже 2—3 минуты.
 
Отнятие от груди.
 Это — важное событие в ясизни матери и ребенка. Бывает, что мать, придающая большое значение грудному вскармливанию, даже впадает в депрессивное состояние. Ей иногда кажет­ся, что она отдалилась от ребенка, больше не нужна ему. Поэтому желательно отнимать ребенка посте­пенно, чтобы и мать, и ребенок привыкли.
 
Отнять ребенка от груди очень легко, если у мате­ри мало молока. Просто надо перестать давать ему грудь. Если же молока накапливается много и возник­нут неприятные ощущения, можно приложить ребен­ка к груди на 15-30 секунд. Ребенок высосет лишнее молоко, и неприятные ощущения исчезнут. В то же время выработка молока не увеличится. Если в груди вновь появятся неприятные ощущения, можно повто­рить эту процедуру.
 
Если у женщины умеренное количество молока, отнимать ребенка от груди следует постепенно. Не нужно туго перевязывать грудь или ограничивать потребление жидкости. Попробуйте кормить ребен­ка грудью через раз. Если через 1-2 дня грудь не на­бухла, прекратите регулярное кормление вообще, но прикладывайте ребенка к груди на короткое время при неприятных ощущениях.
 
Когда необходимо срочно отнять ребенка от гру­ди, то можно ограничить потребление жидкости, ту­го забинтовать молочные железы и прикладывать к ним периодически холод.
 
Переход от груди к чашке у разных детей насту­пает в разное время и проходит различно. Если при искусственном вскармливании дети не расстаются с соской очень долго и переходят к чашке после года, то при грудном вскармливании этот переход осуще­ствляется между 7 и 10 месяцем. Неплохо, если мать начнет предлагать ребенку пить из чашки уже с пя­того месяца. В 6 месяцев надо поощрять ребенка дер­жать чашку самостоятельно, тогда уже к 7-8 месяцу он будет меньше сосать грудь. Если ребенок к этому времени хорошо пьет из чашки, значит, он готов к отнятию от груди.
 
 Постепенно увеличивают число кормлений из чаш­ки и уменьшают число грудных кормлений. Но пока в конце каждого кормления из чашки надо все-таки да­вать ребенку грудь. Очередным этапом должен быть следующий: одно из грудных кормлений надо заме­нить кормлением из чашки. Через неделю можно за­менить еще одно кормление, а через 7-10 дней — еще одно.
 
 Так постепенно, не травмируя психику ребенка, можно отучить его от груди. Нельзя в этот период допускать других больших изменений в жизни ре­бенка (например, приучение к горшку). Если отнятие от груди происходит постепенно, болезненных ощу­щений в груди матери обычно не возникает. Но если они все же появятся, достаточно приложить ребенка к груди на 15-20 секунд, чтобы он отсосал излишек молока, тогда все неприятные и болезненные ощу­щения исчезнут. Только нельзя позволять ребенку сосать грудь 5 минут, потому что может увеличиться выработка молока.
 
Очень валено отнять ребенка от груди в то время, когда он в ней уже не нуждается. Если мать будет продолжать давать ему грудь, то повышается неесте­ственная зависимость ребенка от матери, что в даль­нейшем не пойдет ему на пользу.
 
Закаливание.
Для ребенка грудного возраста све­жий и прохладный воздух можно считать одним из главных факторов, стимулирующих двигательную активность, повышающих тонус мышц, возбуждаю­щих аппетит и активизирующих защитные силы ор­ганизма. Стоит младенца в течение нескольких не­дель подержать в комнате с температурой воздуха 25 градусов и выше, как его приспособленность к воздействию внешней среды ослабевает. Тогда даже незначительное охлаждение или легкий сквозняк способны вызвать заболевание. Поэтому закалива­ние детей надо начинать с первых месяцев жизни.
 
Гигиенические ванны с постепенно понижающейся температурой воды применяют с первого месяца жиз­ни ребенка. Начинают с температуры 36 градусов, со­храняя ее в первом полугодии, а после шести месяцев и до года, постепенно снижают до 32-33 градусов и даже до 30 градусов. Продолжительность этих процедур 5-7 минут. Подняв ребенка из ванны и держа лицом вниз, обливают из кувшина водой, температура кото­рой должна быть на 1-2 градуса холоднее, чем в ванне.
 
Воздушные ванны грудному младенцу рекоменду­ется проводить в период бодрствования, например, во время занятий с ним массажем и гимнастикой, на­чиная с выкладывания ребенка обнаженным на жи­вот сначала на 1 минуту, затем на 2, 3 и т.д. Если та­кие воздушные ванны проводятся систематически, то закаливающее их воздействие очевидно, продол­жительность их к концу грудного периода может быть доведена до получаса.
 
Воздушные ванны ребенок получает уже в первые недели жизни в момент пеленания. Не следует только делать эту процедуру слишком поспешно, а также согревать пеленки у печки или радиатора, чтобы обеспечить в дальнейшем более легкий переход к другим закаливающим процедурам.
 
С 3-4 месяца закаливающие процедуры должны быть дополнены влажными обтираниями, которые тренируют сосуды, помогают ребенку переносить без вреда для себя неожиданные охлаждения при сбрасывании одеяла, рефлекторном мочеиспуска­нии и других действиях.
 
Влажные обтирания удобнее приурочивать к про­ведению общего туалета ребенка. Прежде чем их на­чать, надо кожу ребенка за 1-2 недели до этого еже­дневно растирать сухой фланелевой или мягкой шерстяной тканью до легкого порозовения. Обтира­ют детей при комнатной температуре поэтапно. Сна­чала губкой, рукавичкой или просто мягкой тканью, смоченной в воде и отжатой, обтирают руки и грудь, живот и спину малыша, затем надевают рубашку и только после этого обтирают ягодицы и ноги.
 
 К концу года к закаливающим процедурам добав­ляют и обливание (в теплое время года на воздухе из лейки, в холодную погоду под душем в ванной). Тем­пературу воды постепенно снижают с 35 до 28 граду­сов Цельсия.
 
 Закаливающие процедуры наиболее эффективны на фоне правильного общеоздоровительного режима. Закаливание ослабленных детей проводится более осторожно, по совету врача. После заболевания закаливание возобновляют, но не ранее чем через две недели после полного выздоровления.
 
 Почему плачет грудной ребенок?
Основное сред­ство общения грудного ребенка с внешним миром — плач. Опытная мать сразу определит причину беспо­койства ребенка, а молодая мамаша часто начинает теряться в догадках и своими действиями может причинить вред ребенку.
 
 Плачут дети при мокрых или грязных пеленках. Этот плач всегда сопровождается ерзанием по мат­расику, он не очень громкий, скорее капризный. На­до привести в порядок постель ребенка, и он успо­коится.
 
Дети плачут от укусов комаров или блох, поэтому хорошо в кроватку под тюфяк или под простынку класть листья свежей полыни — она хорошо отгоня­ет этих насекомых. А от клопов — смазать швы мат­расика раствором квасцов.
 
Ребенок может плакать от голода, даже при хоро­шем, казалось бы, кормлении. Плач будет вначале громкий, потом частый, жалобный. Ребенок невесе­лый, у него наблюдается постоянная потеря веса. Здесь два варианта — или у матери не хватает моло­ка, или, если кормление искусственное, молоко не­достаточно питательно.
 
Ребенок может беспокоиться и плакать, если мо­локо слишком жирное. Оно вызывает колики, ребе­нок сучит ножками по постели, живот обычно вздут.
 
Ребенок может кричать при воспалении уха, что бывает часто при простуде. Ребенок кричит сильнее, если потянуть за мочку уха или слегка надавить на кость позади уха. В этом случае надо заложить в ухо ватку, слегка смоченную подсолнечным маслом или раствором карболки в глицерине (10 капель глицери­на на 1 каплю карболки). Необходимо в таком случае показать ребенка врачу.
 
Мальчики могут плакать во время мочеиспуска­ния вследствие сужения мочеиспускательного ка­нала или приросшей крайней плоти. Показателем этого может служить струя мочи, которая направ­лена вбок. Здесь показано обращение к хирургу для маленькой безопасной операции. Аналогичный плач бывает у маленьких девочек при воспалении наружных половых органов. Надо обмывать их слабым раствором йода (1-2 капли на стакан теп­лой кипяченой воды), хорошо обсушивать, но не вытирать.
 
При крупе и ларингите крик у ребенка хриплый, а голос приобретает характерный лающий оттенок.
 
Часто плачут дети, капризничая. Особенно  если они приучены быть постоянно на руках,  тут уж они кричат до тех пор, пока их не возьмут на руки. Не надо приучать их к этому и потакать капризам. Если ребенок криком добился своего один, два, три раза, то этот крик может стать постоянным. И даже до 5-6 лет он будет, капризным и плаксивым, если не положить этому конец с самого начала. Такой ребенок при чужих плакать не будет, а будет капризничать при том, на жалость кого рассчитывает.
 
 ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ ДИСПЕПСИЯ
Диспепсия развивается вследствие неправильного питания в первые месяцы после рождения: пере­кармливание, слишком частое кормление, прежде­временное прикармливание мучнистыми вещества­ми. При этом ребенок не только не прибавляет в весе, но, напротив, худеет; его беспрестанно рвет от всего, чего бы ему ни дали; он страдает запором, по­носами, не переносит молока.
 
Тем не менее в некоторых случаях причина дис­пепсии остается невыясненной: ребенок вскармлива­ется грудью, но тем не менее не прибавляет в весе, его постоянно рвет. Тщетно пытаются всячески улуч­шить его состояние. Ребенок худеет и превращается в настоящий скелет, несмотря на отсутствие каких бы то ни было признаков рахита. Тщетно перебрав все средства, можно посоветовать переменить климат, отвезти ребенка в деревню, а зимой на юг.
 
 Если не терять терпения и не отчаиваться, то в конце концов можно добиться успеха в лечении, ко­торое состоит в следующем.
 
Если ребенок вскармливается грудью, то следует урегулировать прикладывание к груди (перерыв на три часа); взвешиванием определить, сколько молока ребенок высасывает при каждом кормлении.
 
Важно регулировать пищу матери, запретить ал­когольные напитки, уменьшить порции мяса, бо­роться с запором (например, перейти на овощную диету).
 
Полезно провести анализ молока. Если количест­во жира превышает норму, ограничить мучные блю­да, разрешить побольше постного мяса.
 
Когда ребенка вскармливают искусственно, то следят за тем, чтобы бутылочки и соски были абсо­лютно чистые. В первые месяцы следует давать по 150 г молока на 1 кг веса, а в последующие месяцы по 100-200 г через каждые три часа.
 
Следует разбавлять молоко кипяченой и подсла­щенной сахарной водой в первые месяцы на одну треть, а затем на одну четвертую или пятую часть. Давать ре­бенку исключительно кипяченое или подслащенное стерилизованное молоко, и только в том случае, если оно не переносится, давать сырое асептическое моло­ко. Если цельное молоко не приводит к излечению, то можно испробовать сгущенное молоко.
 
Если ребенка рвет беспрестанно вследствие того, что желудок его не может удержать большого коли­чества молока, то необходимо перейти на сухоеде-ние в виде свежего сыра. Его разводят в небольшом количестве подслащенной кипяченой воды, болгар­ской простокваши. Можно порекомендовать ма­ленькие порции молока (50-60 г), разбавленного 1 ложкой насыщенного раствора глюкозы.
 
 Иногда в таких случаях хорошо переносятся рас­тительные супы в чистом виде или с прибавлением яч­менного или рисового отвара. Варят в продолжение трех часов в 3 литрах воды пшеницу, ячмень, кукуру­зу толченую, фасоль, горох, чечевицу (без шелухи) по 30 г, затем прибавляют 5 г соли, процеживают и хра­нят не более суток.
 
 РВОТА
Рвота может возникнуть у ребенка от проглаты­вания воздуха при сосании и при короткой уздечке языка, может быть и после кормления коровьим мо­локом. При рвоте лучше всего обратиться за помо­щью к детскому врачу.
 
Часто рвота является результатом приема излиш­него количества молока, как следствие переполне­ния желудка (это — срыгивание). В таких случаях следует уменьшить продолжительность каждого кормления и стараться, чтобы младенец не высасы­вал больше необходимого.
 
 Неудержимая рвота может зависеть от сужения привратника или его спазма. Причина эта одна из са­мых опасных, тогда приходится прибегать к помощи хирурга.
 
ЗАПОРЫ
При запорах ребенок ежится, кричит, сучит нож­ками. Животик обычно вздут. Надо дать ему 1/2 чай­ной ложки несоленого сливочного масла, обязатель­но свежего, или смазать при кормлении сосок касторкой. Также хорошо давать несколько раз в день по 1/2 чайной ложке укропной воды или слабо­го настоя ромашки и потом сделать клизмочку из 1/2 стакана чистой теплой воды, можно с ромашкой (придерживать пальцем задний проход, чтобы вода сразу не вылилась).
 
Часто помогает легкий массаж живота ладонью, смазанной предварительно вазелином: передвигать руку справа налево, описывая полукруг, обращен­ный выпуклостью кверху. Массаж проводить еже­дневно, по утрам.
 
У детей, вскармливаемых грудью, запор часто за­висит от запора у матери, поэтому следует обратить внимание на ее стул.
 
ЖЕЛТУХА
Желтуха часто появляется через несколько дней после рождения; белки глаз и все тело желтеют, ре­бенок беспокоен, плачет. Обычно заболевание про­ходит через пять дней, надо только дать ребенку сла­бительное. Если ребенка кормят грудью, то просто помазать касторкой сосок и потом дать ребенку со­сать. При искусственном кормлении надо смазать касторкой резиновый сосок.
 
Знахари советуют при желтухе желтые цветы от садового растения Маригольд (златоцвет) сварить две-три горсти и выкупать ребенка в этом отваре. Цветы брать не низкого сорта (бархатцы), а высоко­го — «гвоздика». Средство очень хорошее, неодно­кратно проверено, помогает даже взрослым при раз­литии желчи.
 
 БОЛЕЗНИ ПУПКА
К болезням пупка относятся: кровотечение из пупка, «дикое мясо», пупочная грыжа. Если кровь из пуповины показалась в первые же часы после родов, то, вероятно, она была плохо перевязана. Такое кро­вотечение вскоре прекращается.
 
Хуже, если кровь показывается на 3-5 день после рождения во время отпадения пуповины (пупочного отреза). Тогда надо пупок присыпать очень мелкими жжеными квасцами или несколько раз обмыть сла­бым раствором йода (1-2 капли на стакан кипяченой воды).
 
После отпадения пупочного отреза остается ино­гда кусочек красного мяса, наподобие ягоды, сидя­щей на тонкой ножке. Это и есть «дикое мясо». Его легко удалить: надо ножку туго перевязать проде­зинфицированной ниткой, но не очень тонкой, и «мясо» через два-три дня отпадет. Можно избавить­ся от «дикого мяса» иначе: каждый день присыпать его жжеными квасцами, отчего оно постепенно ис­чезнет.
 
Грыжа у грудных детей бывает от плохо перевя­занной пуповины, от сильных газов и постоянного крика. Надо выходящую через пупочек кишечку ос­торожно вправить обратно и сверху положить давя­щую повязку таким образом: сделать из воска ле­пешку или вырезать ее из пробки. Можно даже взять подходящую по величине монету, вымыть ее, завер­нуть в мягкую тряпочку, положить на пупок и забин­товать. Так делать все время, пока дырочка не зарас­тет. При смене бинта пупок надо промыть борной кислотой или слабым раствором йода (3 капли на стакан воды). Купать ребенка можно с бинтиком, по­том надеть сухой.
 
 Если грыжа долго не проходит — до четырех и более месяцев, — следует обратиться к врачу. При воспалении пупка, если он сильно покраснел, но крови нет, надо класть компрессики из известковой воды или примачивать слабым раствором йода. Хо­рошо также присыпать салициловой присыпкой.
 
Погрешности против асептики при перевязке и перерезке пуповины могут повлечь за собой весьма тяжелые последствия. После отпадения пуповины процесс рубцевания может затянуться или прервать­ся из-за местной инфекции. Начинает отделяться гной и образуются мясистые грануляции, которые следует очистить и прижечь. Иногда появляются не только грануляции, но и настоящие аденомы пупка, требующие хирургического вмешательства.
 
У всех детей, которые вскоре после рождения страдают желтухой и находятся в плохом состоя­нии, замечена более или менее тяжелая инфекция пупка. Чтобы избежать всех этих заболеваний, сле­дует строго соблюдать все меры асептики при пере­вязках и перерезке пуповины.
 
Воспаление пупка может быть доброкачествен­ным и излечивается в таком случае быстро; при этом возможно небольшое нагноение. Но оно может про­текать и тяжело, осложняясь флебитом или артери­итом пупочных сосудов, рожей, абсцессом печени и даже гнойным перитонитом. Исходным пунктом ро­жистого воспаления у новорожденных часто бывает пупок.
 
 Что касается кровотечения из пупка, то оно должно навести мать на мысль о наследственном си­филисе, если оно обильное и не поддается лечению. Одновременно с перевязкой пупка применяют в та­ких случаях и общее лечение.
 
СУДОРОГИ («РОДИМЧИК»)
Судороги у новорожденного указывают на мозго­вое заболевание, а также могут быть от испуга, гли­стов, запоров, при прорезывании зубов и ряда дру­гих причин.
 
Припадок начинается неожиданно, чаще всего во сне: лицо у ребенка бледнеет, искажается, губы си­неют, глаза закатываются, мускулы дергаются, появ­ляется рвота, судороги свод
16 июн 2008, 16:05
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.