Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение "Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В.В. Быков. «Сотников»)"


Сочинение "Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В.В. Быков. «Сотников»)"

Сочинение "Человек на войне. (По одному из произведений современной литературы. — В.В. Быков. «Сотников»)"Произведения о Великой Отечественной войне, рассказы­вая о грозных, трагических событиях, заставляют нас понять, какой дорогой ценой была завоевана победа. Они учат доб­ру, человечности, справедливости. Книги о войне — это неру­котворный памятник советским воинам, в жестокой схватке с врагом победившим фашизм.
 
[sms]Война 1941 — 1945 годов уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, вос­поминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы Тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
 
Повести В. Быкова о минувшей войне по-прежнему вол­нуют, читаются с неослабевающим интересом, потому что проблемы, затронутые в них, всегда актуальны и современ­ны. Это честь, совесть, человеческое достоинство, верность своему долгу. И, раскрывая эти проблемы на ярком и бога­том материале, писатель воспитывает молодое поколение, формируя его нравственный облик. Но главная проблема творчества Быкова — это, безусловно, проблема героизма. Однако писателя интересует не столько его внешнее прояв­ление, сколько то, каким путем человек приходит к подвигу, к самопожертвованию, почему, во имя чего совершает геро­ический поступок. Пожалуй, одной из характерных особен­ностей военных повестей Быкова является то, что он не ща­дит своих героев, ставя их в нечеловечески трудные ситуа­ции, лишая возможности пойти на компромисс. Положение таково, что человек должен немедленно сделать выбор между героической смертью или позорной жизнью предателя. И делает это автор не случайно, ибо в обычной обстановке характер человека не может раскрыться полностью. Так про­исходит и с героями повести «Сотников».
 
Через всю повесть проходят два героя — бойцы одного партизанского отряда, которые морозной, ветреной ночью от­правляются на задание. Им во что бы то ни стало нужно до­быть продовольствие для усталых, измученных товарищей. Но они сразу оказываются в неравном положении, ибо Сотников пошел на задание с тяжелой простудой. Когда Рыбак с удив­лением спросил его, почему он не отказался, если болен, то Сотников кратко ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Эта выразительная деталь достаточно много го­ворит о герое — о его сильно развитом чувстве долга, созна­тельности, мужестве, выносливости. Сотникова и Рыбака пре­следует одна неудача за другой: хутор, где они надеялись добыть еду, сожжен; пробираясь назад, они попадают в пере­стрелку, в которой Сотников получил ранение. Внешнее дей­ствие, описанное автором, сопровождается действием внут­ренним. С глубоким психологизмом передает писатель чув­ства и переживания Рыбака. Сначала он испытывает легкое недовольство Сотниковым, его недомоганием, которое не по­зволяет им двигаться достаточно быстро. Оно сменяется то жалостью и сочувствием, то невольным раздражением. Тем не менее ведет себя Рыбак вполне достойно: помогает Сотни-кову нести оружие, не бросает его одного, когда тот не мо­жет идти из-за ранения. Но все чаще и чаще в сознании Рыба­ка возникает мысль о том, как спастись, как сохранить свою единственную и неповторимую жизнь. Он вовсе не предатель по натуре и тем более не замаскировавшийся враг, а нор­мальный крепкий, надежный парень. В нем живет чувство братства, товарищества, взаимовыручки. Никто не мог усом­ниться в нем, пока он находился в обычной боевой обстанов­ке, честно перенося с отрядом все трудности и испытания. Но оставшись наедине с задыхающимся от кашля раненым Сот-никовым среди снежных сугробов, без пищи и в постоянной тревоге быть схваченными фашистами, Рыбак не выдержива­ет. Внутренний надлом совершается у героя в плену, когда им особенно властно завладевает неистребимое желание жить. Нет, он вовсе не собирался совершить предательство, он пы­тался найти компромисс в той ситуации, когда он невозмо­жен. На допросе, частично признаваясь следователю, Рыбак думает перехитрить его. Примечателен его разговор с Сотни-ковым после допроса.
 
«— Ты послушай, — помолчав, горячо зашептал Рыбак. — Надо прикинуться смирными. Знаешь, мне предложили в по­лицию, — как-то сам не желая того, сказал Рыбак.
 
 Веки у Сотникова вздрогнули, затаенным тревожным вни­манием сверкнули глаза.
 
— Вот как! Ну и что ж — побежишь?
— Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
— Смотри, проторгуешься, — язвительно просипел Сот­ников».
 
Рыбак принимает решение согласиться на предложение следователя служить полицаем, чтобы, воспользовавшись этим, бежать к своим. Но прав оказался Сотников, который предви­дел, что мощная гитлеровская машина сотрет Рыбака в поро­шок, что хитрость обернется предательством. В финале пове­сти бывший партизан по приказу гитлеровцев казнит своего бывшего товарища по отряду. После этого даже сама мысль о побеге кажется ему неправдоподобной. И, удивительное дело, жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг показалась Рыбаку настолько невыносимой, что он подумал о самоубийстве. Но даже этого сделать ему не удалось, ибо полицаи сняли с него ремень. Такова «коварная судьба заплутавшего на войне че­ловека», — пишет автор.
 
Иной путь выбирает Сотников, которому гораздо тяжелее выдерживать и мороз, и преследования, и пытки. Решившись на смерть, он пытается своим признанием спасти ни в чем не повинных людей. Выбор был сделан им давно, еще до этих трагических событий. Геройская смерть во имя великой цели, во имя счастья будущих поколений — вот единственный воз­можный для него путь. Недаром перед казнью Сотников при­метил среди согнанных к этому месту деревенских жителей мальчонку в старой отцовской буденовке. Приметил и улыб­нулся одними глазами, подумав в последние минуты о том, что ради таких, как этот малыш, идет на смерть.
 
Страшная угроза фашизма, нависшая над нашей страной, заставила на многое взглянуть другими глазами. Война сообщи­ла понятиям «родина», «Россия» новый смысл и ценность. От­чизна в мирное время казалась чем-то непоколебимым и веч­ным, как природа. Но, когда вражеское нашествие стало все­рьез угрожать самому существованию нашей страны, когда воз­никла опасность ее утраты, то мысль о спасении России воспринималась с обостренной чувствительностью. Война пред­ставила в новом свете многие привычные понятия и нормы, выд­винув на первый план высокую ценность человеческой жизни.
 
Обращаясь к военной теме, писатели предпринимали по­пытку разобраться в сложных процессах жизни, в людях труд­ной судьбы, в трагических коллизиях, порожденных войной. Драматизм обстоятельств военного времени послужил темой многих книг. В повестях В. Быкова интересен «микрокосм» войны. Писатель сосредоточивает внимание в основном не на глобальных, широкомасштабных действиях. В поле зрения, как правило, попадает или небольшой участок фронта, или группа, оторвавшаяся от своего полка. В центре изображе­ния, таким обрезом, оказывается человек в экстремальной ситуации, которая нередко возникает в военной обстановке. Как этот человек себя поведет? По-разному... Но в целом герои Быкова — люди гордые и честные, понятие Родины для них превыше всего. [/sms]
05 июн 2008, 09:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.