Последние новости
08 дек 2016, 15:25
Синоптики обещают непогоду в Ростовской области сегодня, 8 декабря, и завтра, 9 декабря....
Поиск

» » » » Сочинение Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П. Астафьев. «Царь-рыба»)


Сочинение Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П. Астафьев. «Царь-рыба»)

Сочинение Мастерство изображения природы в одном из произведений русской литературы XX века. (В.П. Астафьев. «Царь-рыба»)Каждый писатель в любом своем произведении затрагива­ет тему природы. Это может быть простое описание места разворачивающихся событий или выражение чувств героя, но всегда автор показывает и свою позицию, свое отношение к природе.
 
[sms]Обычно здесь бывают две точки зрения: некоторые счита­ют, что человек — создатель и он должен покорить все жи­вое, обитающее на земле; другие, напротив, доказывают, что природа — это храм и каждый человек обязан подчиняться ее законам. Каждый писатель настаивает на своем и зачастую отказывается понять и осмыслить позицию, противоположную собственной. Астафьев в своем произведении «Царь-рыба» пытается разобраться в этой проблеме и найти ответ на важ­ный для всех вопрос: что есть природа — храм или раба человека?
 
 Главный герой данного повествования в рассказах Игнать-ич — рыбак. Всю свою жизнь он ловил рыбу и умеет делать это как нельзя лучше. Ни одна рыба ни в одном месте реки, даже в самом удаленном и необитаемом, не сможет уйти из его сетей. Он покорил реку. Здесь он царь, царь природы. И ведет он себя как царь: он аккуратен, все свои дела доводит до конца. Но как же он распоряжается богатством, вверен­ным ему?
 
Игнатьич ловит рыбу. Но для чего она ему в таких боль­ших количествах? Его семья достаточно обеспечена, чтобы прожить и прокормиться и без этой «наживы». Пойманную рыбу он не продает. А чтобы заниматься ловлей, ему прихо­дится скрываться от рыбнадзора, ведь это занятие считается браконьерством.
 
Что же движет им? И здесь мы видим нашего царя природы с другой стороны. Всеми его поступками руководит жадность. Кроме него, в поселке много хороших рыбаков, и между ними идет необъявленное соревнование. Если твои сети принесут боль­ше рыбы, то ты лучший. И из-за этого эгоистического желания люди истребляют рыбу, а значит, постепенно губят природу, растрачивают то ценное, что есть на земле. Но зачем природе царь, не ценящий богатства, которым владеет? Неужели она покорится и не свергнет его? Тогда появляется царь-рыба, цари­ца рек, посланная для борьбы с царем природы. Каждый рыбак мечтает поймать царь-рыбу, ведь это — знак свыше.
 
Поверье гласит: если поймаешь царь-рыбу, отпусти ее и никому не рассказывай о ней. Эта рыба символизирует осо­бенность человека, поймавшего ее, его превосходство над другими. Что же происходит с Игнатьичем при встрече с этой посланницей природы? В нем противоборствуют два чувства: с одной стороны, стремление овладеть царь-рыбой, чтобы потом весь поселок узнал о его мастерстве, с другой сторо­ны, суеверный страх и желание отпустить рыбу, чтобы изба­виться от этого непосильного для него груза. Но все же пер­вое чувство побеждает: жадность берет верх над совестью. Игнатьич принимает решение во что бы то ни стало вытащить из воды рыбу и прослыть лучшим рыбаком во всей округе. Он смутно понимает, что одному ему не справиться, но он подав­ляет в себе мысли о том, что можно было бы позвать на помощь брата, ведь тогда придется разделить с ним и добы­чу, и славу. И жадность губит его. Игнатьич оказывается в воде один на один с «рыбиной».
 
 Израненные царь природы и царица рек встречаются в рав­ном бою со стихией. Теперь царь природы уже не управляет ситуацией, природа покоряет его, и постепенно он смиряется. Вдвоем с рыбой, прижавшись друг к другу и успокаиваясь от этого прикосновения, они ждут своей смерти. И Игнатьич про­сит: «Господи, отпусти эту рыбу!» Сам он этого сделать уже не в силах. Их судьбы теперь в руках у природы.
 
Так, значит, не человек сотворяет природу, а природа вла­ствует над человеком. Но природа не так беспощадна, она дает шанс человеку исправиться, она ждет покаяния. Игнать-ич — умный человек, он понимает свою вину и искренне рас­каивается в содеянном, но не только в этом: он вспоминает все свои прошлые поступки, анализирует прожитую жизнь. Это происшествие заставляет его вспомнить все давние грехи и проступки и подумать о том, как он будет жить дальше, если выживет здесь и сейчас.
 
 Может показаться, что Астафьев своими размышлениями только еще больше запутал читателя, но все же он дает ответ на непростой вопрос: природа — это храм, где человек не может хозяйничать по своему усмотрению, однако он должен помочь этому храму обогатиться, ведь человек — часть природы, и он призван оберегать этот единственный дом для всего живого.
 
Произведение «Царь-рыба» написано как повествование в рассказах. Книга состоит из множества новелл, очерков, рас­сказов. Одни рассказы написаны в художественном стиле, дру­гие — в публицистическом. Это разнообразие позволяет на­много точнее оценить ситуацию и разворачивающиеся собы­тия, посмотреть на большое количество проблем с разных сторон и найти единственно правильное их решение. Разные стили делают события, происходящие в повествовании, более реалистичными.
 
Эта книга дает много хороших уроков и советов. В этом произведении Астафьев как бы спрашивает нас: а правильно ли мы используем то, что нам дано, не растрачиваем ли впус­тую данное нам богатство — природу? Истина, написанная здесь, осветляет память и мысли и заставляет посмотреть на мир другими глазами. [/sms]
03 июн 2008, 16:13
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.