Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение "Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"


Сочинение "Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"

Сочинение "Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века. (В.Г. Распутин. «Прощание с Матёрой»)"Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого бу­дущего, где все будет подчинено творческой воле человека.
 
[sms]Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непре­менно отомстит бездумно нарушающему ее законы челове­ку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и пуб­лицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю. Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: «Не было бы граждан — не было бы никакой войны». С призы­вом задуматься о проблемах экологии выступили такие за­мечательные писатели, как Ч. Айтматов, В. Астафьев, С. За­лыгин, В. Распутин. На одном произведении мне бы хоте­лось остановиться подробнее.
 
«Прощание с Матёрой» — книга о том, что взаимоотно­шения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова «Родина», «народ», «род­ник», «природа» — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду на­вечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: «Она, жисть ваша, ишь какие подати берет: Матёру ей подавай, оголодела она. Одну бы только Матёру?!»
 
Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, зна­ет только свою родную Матёру, любит и не хочет с ней рас­ставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете — это лишить человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: «Кто ж старое дерево пересаживает?!»
 
Символична та весть, которая побудила героев начать ак­тивное сопротивление. Принес ее Богодул — герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры (жи­вет он на острове одному богу известно сколько). Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: «Мертвых грабят!» Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.
 

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции «доканчи­вали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем». Им и в голову не при­ходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, «задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: «А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?!» Ее поддерживает вся деревня...
 
Эта сцена в повести дает повод для глубоких размышле­ний. Не нами начинается жизнь на свете, и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. «Любовь к оте­ческим гробам» еще А.С. Пушкин назвал основой человечес­кой нравственности.
 
 В. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений жителей деревни. Получается, что чем дальше, тем слабее становятся связи. Старуха Дарья свято чтит па­мять об ушедших. Сын ее, Павел, понимает мать, но то, что ее волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Он, не задумываясь, принима­ет решение устроиться работать на строительстве плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть В. Распути­на воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая, а когда задумаются, чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сер­дца не излечиваются. А такие, как Петруха (он поджег соб­ственный дом, чтобы поскорее получить за него денежную компенсацию), и не станут утруждать себя созиданием: их устраивает разрушение, лишь бы за него платили деньги. Своеобразным символом предупреждения становится новый поселок, куда должны перебраться жители деревни. Посе­лок хоть и сработан красиво, домик к домику, да поставлен как-то несуразно, не по-людски. Наверное, прощаться в слу­чае надобности с этим поселком будет куда проще, чем с Матёрой. Но будет ли человек чувствовать себя хозяином этой земли, сколько поколений должно смениться, прежде чем возродится утерянная связь человека с «почвой»? Да и возродится ли она вообще, если новое поколение начнет свою жизнь с «прощания с Матёрой»? «Если земля — тер­ритория, и только, то отношение к ней соответствующе. Зем­лю — родную землю, Родину — освобождают, территорию захватывают... Кто мы на этой земле — хозяева или времен­ные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нуж­но, ни будущего у нас нет?» — обращается к своим читате­лям В. Распутин. И его повесть — это напоминание о том, что истоки нравственности русского человека всегда нахо­дились в привязанности к земле и, утрачивая эту связь, мы теряем самое святое. [/sms]
03 июн 2008, 14:15
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.