Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение "Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И. Солженицына («Матрёнин двор»)"


Сочинение "Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И. Солженицына («Матрёнин двор»)"

Сочинение "Проблема нравственного выбора в одном из произведений А.И. Солженицына («Матрёнин двор»)"Начнем с отрицания. Посмотрим у Даля: «Праведник — человек, живущий во всем по закону Божьему». То есть без­грешный. Хороша же безгрешная: не дождалась суженого с войны, вышла замуж за его брата, да время сложное и жить одной сложно, но ведь праведник не может жить в идеальных условиях, ведь праведность — это подвижничество, духов­ный подвиг. Но-что же автор предлагает как доказательство святости Матрены?
 
[sms]Не выращивает поросенка, да, но почему? Потому что убий­ство зверей грех, да нет, нигде не указано на ее вегетариан­ство. Значит, что-то иное, может, просто лень, вот и огород с довоенных пор не удобрен, да и коза грязно-серая, значит, несмотря на свою «занятость», она почти ничего не делала, может, ее просили помочь, и несколько просьб указаны, но ведь упоминается, что бабы пахали огороды друг друга и Матрёнин пахали, просто не хотела жить для него, не хотела и все тут.
 
 Попробуем иначе, так, как принято писать в школьном сочинении. Александр Исаевич Солженицын описывает жизнь трудолюбивой, умной, но очень одинокой женщи­ны — Матрёны, которую никто не понимал и не ценил, но всякий пытался воспользоваться ее трудолюбием и отзыв­чивостью.
 
 Само название рассказа «Матрёнин двор» можно истол­ковать по-разному. В первом случае, например, слово «двор» может означать просто уклад жизни Матрёны, ее хозяйство, ее чисто бытовые заботы и трудности. Во втором случае, по­жалуй, можно сказать, что слово «двор» акцентирует внима­ние читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрё-ниного хозяйственного двора. В третьем случае «двор» сим­волизирует тот круг людей, которые были так или иначе заин­тересованы в Матрёне. В каждом из приведенных выше значений слова «двор» заключен, безусловно, тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь идет уже не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам че­ловека.
 
Я думаю, что в этом случае складываются все три значе­ния слова «двор», и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность «живого двора», который окружал Матрёну при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрёниной избы после смерти Матрёны и при ее жизни; нелепая гибель Матрёны. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село», — пишет Солженицын. Невольно вспоминаются слова французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери, смысл которых заключается в том, что на самом деле все не так, как в действительности. Матрёна — это противопостав­ление той действительности, которая в рассказе Солжени­цына выражена через злобу, зависть и стяжательство лю­дей. Своим образом жизни Матрёна доказала, что любой, кто живет в этом мире, может быть честным и праведным, если он живет праведной идеей и крепок духом.
 
 И опять возникает внутренний протест. Матрёна жила так, как хотела она, а не Бог. Так где же тут праведность? Так и стоит село без праведника. И город. И страна наша. [/sms]
03 июн 2008, 09:15
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.