Последние новости
19 июн 2021, 22:57
Представитель политического блока экс-президента Армении Сержа Саргсяна "Честь имею" Сос...
Поиск

11 фев 2021, 10:23
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 11 февраля 2021 года...
09 фев 2021, 10:18
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 9 февраля 2021 года...
04 фев 2021, 10:11
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 4 февраля 2021 года...
02 фев 2021, 10:04
Выпуск информационной программы Белокалитвинская Панорама от 2 февраля 2021 года...
Главная » Библиотека » Сочинения » Русская литература 20 века » Сочинение "Писатель и время (А. Платонов)"

Сочинение "Писатель и время (А. Платонов)"

Сочинение "Писатель и время (А. Платонов)"После публикации повестей «Ювенильное море», «Котло­ван» и романа «Чевенгур», по мере их осмысления читателя­ми и критикой становится все более очевидным, что именно Андрей Платонов занимает центральное место в русской ли­тературе XX столетия. Феномен Платонова приковывает к себе внимание современной критики, пытающейся с переменным успехом его разгадать. Творчество писателя с трудом подда­ется толкованию, давая повод прямо противоположным ин­терпретациям, всегда оставляя возможность нового подхода к нему. По-видимому, в прозе Платонова заложен мощный философский потенциал, вскрывающий тот или иной смысл по мере его актуализации в каждую новую эпоху. В настоя­щее время обнаруживается стремление прочитать последние публикации писателя прежде всего в социальном аспекте. Это вполне закономерно в русле общественной тенденции, вклю­чающей в себя желание народа разобраться в истоках совре­менной социальной структуры.
 
[sms]Творчество Платонова дает богатый материал для осмыс­ления этой проблемы. Писатель исследует результаты несо­стоявшейся попытки мгновенного социального переустрой­ства общества, показывая уровень мифологизации сознания народа. Примечательно, что художник и сам был склонен верить в осуществление идеального мироустройства. Об этом свидетельствует в первую очередь его публицистика. Одна­ко в художественном творчестве Платонова, интуитивно со­риентированного на народный идеал, остаются преимуще­ственно лишь иронически трансформированные собственно авторские умозрительные построения. Недоверие к собствен­ному утопизму, сформированному философскими идеями русских космистов и поддержанному пролеткультовскими вселенскими прожектами, обозначилось уже в раннем твор­честве писателя, проявившись в склонности Платонова к са­моиронии. Высокий гуманизм художника рождал одновре­менно и веру в осуществление идеального мироустройства, и недоверие к его быстрому свершению, могущему быть обеспеченным только ценой огромных жертв. Умозритель­ные построения поверяются в творчестве писателя логикой народной жизни.
 
Идея народной жизни является одной из определяющих в художественном мире Платонова. Ее рождение было вызва­но, по-видимому, подсознательным стремлением художника, вышедшего из глубин народа, смоделировать процесс акку­муляции отдельной личностью огромных потенций народного разума и таланта. В середине 20-х годов Платонов создает ряд произведений, в которых идея доверия народной тради­ции оказывается доминирующей. Умозрительность подверга­ется очевидной критике. С наибольшей наглядностью это про­явилось в повестях «Сокровенный человек» и «Епифанские шлюзы». В повести «Сокровенный человек» автор впервые акцентирует внимание на разнице понятий «коллективное» и «родственное». Понятие «коллективное» заключает в себе формальный смысл. Коллектив — это далеко не братство людей, а некая социальная общность, организованная опре­деленной идеей. Платонов подчеркивает «энтропийное», нео­сознанное бытие красноармейцев, слепо подчинившихся чу­жой идее. Писатель сравнивает такое состояние со слепой природной силой. Человек, по мысли Платонова, только тог­да обретет свою сущность, когда поймет свое предназначе­ние. Революция только тогда будет результативной для об­щества, когда каждый человек пропустит ее идеи через свое сознание.
 
 Придя к выводу о природной сущности социальной ре­волюции, герой повести Пухов обнадеживает себя мечтой о развитии ее гуманистического начала. Одновременно он подвергает сомнению издержки революционного процес­са. Логика мысли героя обнаруживает мировоззренческие противоречия автора. Писатель тяготеет к пониманию ре­волюции как умозрительному явлению, в то же время в нем Уже вызрело недоверие к «голому разуму». Это недоверие своеобразно проявляется в повести «Епифанские шлюзы». Основной смысл произведения сводится к критике прожек­терства. Пренебрежение народной традицией, отторжение от национальной почвы превращает любую идею в общую абстракцию.
 
 Особую наглядность критика рационализма получила в сатирических произведениях писателя. В повести «Город Градов» Платонов дает своего рода художественную ил­люстрацию к волновавшей его идее — опасности крайнего формализма. В повести заметно сходство некоторых по­стулатов Платонова-публициста начала 20-х годов с идея­ми героя повести — бюрократа Шмакова. Писатель зло и откровенно высмеивает их, доводя до абсурда. Платонова возмущали бюрократизм, вопиющая бесхозяйственность, показуха, царящие в стране. Истоки этого писатель видел все в той же отвлеченности общей идеи от практической жизни.
 
Таким образом, к концу 20-х годов Платонов окончатель­но убедился в существовании тенденции к дегуманизации об­щества. Это определило пафос его произведений, написан­ных позднее. В них Платонов прибегает к гротеску, иронии, сатире с целью показать опасность извращения идеи социа­лизма. В повестях отражена современная писателю действи­тельность эпохи коллективизации. Платонов был ее противни­ком, понимая, к каким последствиям может привести отлуче­ние крестьянина от земли, работника от результатов своего труда. При жизни писателя была опубликована только по­весть «Впрок». Ее призрачный смысл был сразу понят функ­ционерами от критики, и Платонов общими усилиями был от­лучен от литературной жизни. [/sms]
03 июн 2008, 08:28
Читайте также

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.