Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение "Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце»)"


Сочинение "Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце»)"

Сочинение "Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Собачье сердце»)"Поначалу все было благостно. Вокруг разруха, но кварти­ра профессора Преображенского — оазис в мире голода и холода. Как и сам профессор, ученый, необходимый любому строю и любой власти.
 
[sms]Конфликт еще не созрел. Он только зарождается после того, как эксперимент с собакой приводит к результату, нео­братимому на первый взгляд, — в налаженные жизнь и быт профессора вторгается существо инородное, зловредное. В этом появившемся в итоге научного опыта существе задатки вечно голодного и унижаемого пса соединились с качествами его человеческого донора — алкоголика и уголовника Клима Чугункина. Такая наследственность весьма затрудняет про­цесс воспитания Шарикова.
 
 С одной стороны, профессор Преображенский и его ас­систент доктор Борменталь безуспешно пытаются привить ему правила хорошего тона, развить и образовать его. Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову по душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюцией, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. С другой сто­роны, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швон­дера, который стремится как можно скорее превратить вче­рашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа пере­писки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полигра­фа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швон­дера, который сознательно науськивает своего питомца про­тив ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квартире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-пре­жнему занимает семь комнат и не подлежит никакому уплот­нению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятель­ных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове свое­го рода орудие мести.
 
 Конфликт расширяется. Шариков становится проводником всего враждебного и чуждого интеллигенции тех лет. Это уже не частная проблема, это противостояние.
 
 Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает со­циалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового рево­люционного лексикона. Например, себя он называет «тру­довым элементом», а Швондера — «защитником революци­онного интереса». В ответ на требование Преображенского и Борменталя вести себя за столом культурно Шариков с иронией замечает, что так люди мучили себя при царском режиме.
 
Умственная ограниченность, моральное убожество, пара­зитизм — черты, изначально присущие Шарикову, получили Дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозунгу: «Кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль Швондер старательно внушает свое­му питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные качества Шарикова, учитель вос­питывает из него по-настоящему агрессивное и жестокое су­щество. Уверенный в своей непогрешимости и безнаказанно­сти, ибо его защищает родная пролетарская власть, Поли­граф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенско­му и Борменталю, ставит им свои условия.
 
 Более того, Шариков теперь внимательно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать на них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и произносит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке «Переписку Энгельса с Каутским», нашел отражение в пасквиле Шарикова. Донос Полиграфа Полиграфыча напи­сан в лучших традициях этого распространенного в 30-е годы XX века «литературного жанра». Здесь и доказательство ан­тисоветских взглядов Преображенского, который поднял руку на самого Энгельса, и привычные ярлыки: «социал-прислуж­ница», «явный меньшевик».
 
Гениальный писатель еще в 1926 году предвидел будущую трагедию России, всероссийский конфликт, когда убогие, на­глые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонятное и враждебное, то есть гуманное, честное, благородное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо, «социально близкое» новой власти. Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное — расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведую­щего подотделом очистки города Москвы от бродячих живот­ных. Да, он действительно нашел себе дело по душе. Его заветная мечта — душить котов — сбылась и приобрела ог­ромный размах.
 
 Разрастание конфликта синхронно с эволюцией Шарико­ва, он постепенно становится все наглее и агрессивнее. Бул­гаков заставляет читателя, весело смеющегося над комичес­кими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страш­ную опасность шариковщины, этого нового социального яв­ления, которое начало зарождаться в 20-е годы.
 
 Революционная власть поощряет стукачество, доноситель­ство, высвобождая самые низменные инстинкты некультур­ных и необразованных людей. Она дает им ощущение влас­ти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Ша­риковы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угрозу обществу. Булгаков касается в своей повести и при­чины их появления. Если Шариков возник в результате науч­ного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рис­кованного эксперимента, который именовался в нашей стра­не строительством социализма, эксперимента, огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое спра­ведливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными мето­дами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление «до основания» разрушить ста­рый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой ос-нове _ это значит насильственно вмешаться в естественный ход вещей.  [/sms]
02 июн 2008, 16:23
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.