Последние новости
08 дек 2016, 22:43
Группа сенаторов от Республиканской и Демократической партий направили Дональду Трампу...
Поиск

» » » » Сочинение "Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)"


Сочинение "Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)"

Сочинение "Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)"Знаменитая повесть «Собачье сердце», написанная в 1926 го­ду, — яркий образец булгаковской сатиры. Она развивает гоголевские традиции, органически соединив.в себе два нача­ла: фантастическое и реалистическое. Эта характерная черта сатиры писателя находит воплощение и в таких его произве­дениях, как «Дьяволиада» и «Роковые яйца». Все три сатири­ческие повести содержат предостережение писателя, обра­щенное к современникам, которое не было ими услышано. Сегодня нас не может не поражать удивительная прозорли­вость Булгакова, который сумел почувствовать опасность на­учных открытий, вырвавшихся из-под контроля, призвать лю­дей к максимальной осторожности в обращении с неизведан­ными силами природы.
 
[sms]В центре повести «Собачье сердце» — эксперимент про; фессора Преображенского, превративший милого, славно го пса Шарика в низкорослого мужчину несимпатичной на ружности. В этом появившемся в результате научного опь| та существе задатки вечно голодного и унижаемого пса ей единились с качествами его человеческого донора алкоголика и уголовника Клима Чугункина. Такая наслед! ственность весьма затрудняет процесс воспитания Шари­кова. С одной стороны, профессор Преображенский и его ассистент доктор Борменталь безуспешно пытаются при­вить ему правила хорошего тона, развить и образовать его Но из всей системы культурных мероприятий Шарикову п! душе только цирк, ибо театр он называет контрреволюци­ей, а к книгам не испытывает ни малейшего интереса. Бе­зусловно, в процесс воспитания Шарикова вмешивается сама жизнь. Прежде всего в лице председателя домкома Швон­дера, который стремится как можно скорее превратить вче­рашнего Шарика в сознательного строителя социализма, пичкая его пролетарскими лозунгами и книгами типа пере­писки Энгельса с Каутским. Многие высказывания Полигра­фа Полиграфыча явно заимствованы у его благодетеля Швондера, который сознательно науськивает своего питомца против ненавистного профессора. Председатель домкома никак не может забыть своего позорного поражения в квар­тире Преображенского, смириться с тем, что профессор по-прежнему занимает семь комнат и не подлежит никако­му уплотнению, ибо от его таланта хирурга зависит жизнь влиятельных начальников. Значит, Швондер видит в Шарикове своего рода орудие мести.
 
Полиграф Полиграфыч не только быстро запоминает со­циалистические лозунги, но и неплохо манипулирует ими в разговоре со своими противниками-интеллигентами. В речи Шарикова все чаще мелькают слова и фразы нового рево­люционного лексикона. Например, себя он называет «тру­довым элементом», а Швондера — «защитником револю­ционного интереса». В ответ на требование Преображенс­кого и Борменталя вести себя за столом культурно Шари­ков с иронией отвечает, что так люди мучили себя при царском режиме. Умственная ограниченность, моральное убожество, паразитизм — черты, изначально присуЩие Шарикову, — получили дальнейшее развитие и логическое завершение благодаря известному революционному лозун­гу: «Кто был ничем, тот станет всем». Эту мысль ШвондеР старательно внушает своему питомцу, делая его еще более самоуверенным и наглым. Ориентируясь на низменные ка­чества Шарикова, учитель воспитывает из него по-настоя­щему агрессивное и жестокое существо. Уверенный в сво­ей непогрешимости и безнаказанности, ибо его защищает родная пролетарская власть, Полиграф Полиграфыч уже откровенно угрожает Преображенскому и Борменталю, ста­вит им свои условия. Более того, Шариков теперь внима­тельно вслушивается в то, о чем говорят его враги, чтобы написать на них донос, в котором он обвиняет профессора в том, что он угрожает убить председателя домкома и про­износит контрреволюционные речи. Даже тот факт, что разъяренный профессор велел сжечь в печке «Переписку Энгельса с Каутским», нашел отражение в пасквиле Шари­кова. Донос Полиграфа Полиграфыча написан в лучших тра­дициях этого распространенного в 30-е годы «литератур­ного жанра». Здесь и доказательство антисоветских взгля­дов Преображенского, который поднял руку на самого Эн­гельса, и привычные ярлыки: «социал-прислужница», «явный меньшевик».
 
 Гениальный писатель еще в 1926 году предвидел буду­щую трагедию России, когда убогие, наглые и агрессивные шариковы, расплодившись, станут душить все им непонят­ное и враждебное, то есть гуманное, честное, благород­ное. Вчерашний Шарик показан в повести Булгакова как лицо, «социально близкое» новой власти. Недаром он так легко и просто находит место в революционной стране, не обладая ни умом, ни талантом. Но у него есть главное — расположение к нему совслужащего Швондера, который и устраивает Полиграфа Полиграфыча на должность заведу­ющего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных. Да, он действительно нашел себе дело по душе. Его заветная мечта — душить и душить котов — сбылась и приобрела огромный размах. Автор показывает, как после назначения на начальническую должность изменяются и внешний вид Шарикова, и его манеры. Теперь он звонит в Дверь не боязливо, а уверенно, входит с необычайным до­стоинством. Даже в его одежде появились новые говоря­щие детали: «кожаная куртка с чужого плеча, кожаные же потертые штаны и английские высокие сапожки со шнуров­кой до колен». Как известно, революционные командиры предпочитали именно кожаную одежду. Человек с собачь­им сердцем быстро усваивает выгоду начальнической дол­жности, угрозами принудив свою секретаршу к сожитель­ству и взяв у нее кольцо «на память». Он беззастенчи­во врет ей, что шрам на лбу получил на колчаковских фронтах.
 
 Показывая, как происходит эволюция Шарикова, как он постепенно становится все наглее и агрессивнее, Булгаков заставляет читателя, весело смеющегося над комическими ситуациями и остроумными репликами, ощутить страшную опасность шариковщины, этого нового социального явле­ния, которое начало зарождаться в 20-е годы XX века. Ре­волюционная власть поощряет стукачество, доносительство, высвобождая самые низменные инстинкты некультурных и необразованных людей. Она дает им ощущение власти над людьми умными, культурными, интеллигентными. Шарико-вы, дорвавшиеся до власти, представляют страшную угро­зу обществу. Булгаков касается в своей повести и причины их появления. Если Шариков возник в результате научного опыта профессора Преображенского, то подобные люди с собачьим сердцем могут появиться в результате того рис­кованного эксперимента, который именовался в нашей стра­не строительством социализма, эксперимента огромного по масштабам и очень опасного. Попытка создать новое спра­ведливое общество, воспитать свободного и сознательного человека революционными, то есть насильственными мето­дами, по мнению писателя, была изначально обречена на неудачу. Ведь стремление «до основания» разрушить ста­рый мир с его вечными общечеловеческими нравственными ценностями и построить жизнь на принципиально новой основе — это значит насильственно вмешаться в естествен­ный ход событий. Последствия этого вмешательства будут плачевными. Это понимает. Филипп Филиппович, когда го­рестно размышляет о том, почему его блестящий научный эксперимент породил настоящего монстра, который стал представлять смертельную опасность для всех окружа­ющих. Это произошло потому, что исследователь нару­шил законы природы, а этого делать ни в коем случае нельзя.
 
Повесть Булгакова «Собачье сердце» и в наши дни со­храняет свою актуальность, ибо открытия и пророчества великого писателя помогают нам разобраться в хаосе и не­разберихе сегодняшней жизни, не допустить прежних оши­бок, чтобы шариковы не стали страшным знамением вре­мени. [/sms]
13 май 2008, 16:35
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.