Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение "«Искусственность унижает и опошляет все то, чему она прикасается...» Д.И. Писарев. (По од ному из произведений русской литературы. Е.И. Замятин. «Мы»)"


Сочинение "«Искусственность унижает и опошляет все то, чему она прикасается...» Д.И. Писарев. (По од ному из произведений русской литературы. Е.И. Замятин. «Мы»)"

Сочинение "«Искусственность унижает и опошляет все то, чему она прикасается...» Д.И. Писарев. (По од ному из произведений русской литературы. Е.И. Замятин. «Мы»)"Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым «ди­агностическим» чутьем. Редкие произведения, авторы кото­рых игнорировали классовый подход к литературе, своевре­менно выходили в свет. Роман Евгения Замятина «Мы» был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя «попала в точку».
 
[sms]В романе «Мы», единственном в творчестве Замятина, как и в платоновском «Чевенгуре», тоже, кстати, единствен­ном романе писателя, сошлись многие темы и мотивы, раз­работанные ранее. Своего рода эскизами к этому произве­дению явились две повести: «Островитяне» и «Ловец че-ловеков», написанные на английском материале. Замятин в 1916 году находился в командировке в Англии, и зарубеж­ные впечатления не могли не дать художнику с критическим видением повод для создания сатиры. Запад удивил писате­ля заметно развивающейся тенденцией к механизации жиз­ни, побудил к развитию машиноборческих тенденций в его творчестве. Замятин сатирически изображает математически сконструированное, четко расписанное по дням и часам существование обитателей машинной цивилизации, остроумно обыграв присущие англичанам чопорность, снобизм и пе­дантизм.
 
 В повести «Островитяне» впервые появляется тема «про-интерированного» бытия, которая получит логическую завер­шенность в романе «Мы». Эта тема органично содержит в себе мотив «принудительного спасения» человека от хаоса собственных чувств. Писатель живо отреагировал на очеред­ное проявление энтропии в обществе, подвергнув критике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму, нивелировке личностного сознания. Художник в «английских» повестях подчеркнул принципиальную антигуманность меха­нической жизни, беспощадные законы которой направлены на уничтожение живого, человеческого начала. Важно, что писатель, исследуя проблему догматизации общественной структуры, уделил внимание одной из важнейших закономер­ностей этого процесса — потере человеком внутренней этики при соблюдении внешней. Формализм неизбежно уродует личностное сознание, порождая атмосферу лжи, лицемерия, подлости. Именно утверждение человеческого составляет главную идею этих повестей, послуживших предтечей романа «Мы».
 
 Роман написан в жанре антиутопии, структура которой предполагает наличие сатирического и фантастического эле-ментов. Сатира является органичной чертой творческой мане­ры писателя, она составляет пафос многих произведений За-мятина. Наличие фантастики художник считал также необхо­димым условием существования настоящей литературы, усло­вием, при котором литература сможет отразить «огромный, фантастический размах духа» послеоктябрьской эпохи, «раз­рушившей быт, чтобы поставить вопросы бытия».
 
Характерно, что критикой 20-х годов не был уловлен гу­манистический пафос романа. Многие квалифицировали его как «вылазку врага». Об этом свидетельствуют не только кри­тические нападки в статьях, опубликованных в те годы, — в них могло быть много нарочитого, неправдивого, написан­ного с целью выслужиться перед советской властью или зас­траховать себя на будущее, чтобы ни у кого не возникло воп­роса: почему промолчал, не заметил? Об искреннем непони­мании романа говорят и отзывы современников, не предназ­наченные для печати. В этом отношении показательна реакция Д. Фурманова, не высказанная им вслух, но зафиксированная в его записных книжках, которые были опубликованы в 50-е годы: «...Мы» — ужас перед реализующимся социализмом...! Этот роман — злой памфлет-утопия о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоплено... Замятинство — опасное яв­ление».
 
Есть глубокая закономерность в том, что всеми совре­менниками Замятина роман был прочитан как пародия на социализм. Это говорит о том, что те негативные черты, ко­торые послужили писателю отправной точкой для развития сюжета, были заметны не только автору.   Характерно, что Замятин отказывался от подобной трактовки авторского за­мысла, и в этом не было лжи (говорить правду было лично­стным и художественным кредо писателя), ибо толчком к написанию произведения послужили английские впечатления. В одном из докладов, имеющем принципиальное значение для уяснения его творческих принципов, Замятин сообщил, что в романе «Мы» он делает попытку «построить уравнение движения европейской механизации и механизирующей ци­вилизации».
 
Некоторые современные исследователи, отождествляя авторский замысел с художественным результатом, соот­ветственно прочитывают содержание романа как попытку экстраполировать в будущее такие черты буржуазного об­щества, как мещанство, косность, механическую размерен­ность жизни, тотальный шпионаж. Однако, как известно, замысел художника в процессе работы над произведением реализуется непредсказуемо. Следует помнить, что Замя­тин причислял себя к художникам интуитивного склада, считая, что иррациональное во многом движет его творчес­ким процессом. В результате художественное произведе­ние вбирает в себя множество интенций, возникающих по­мимо авторского сознания. Нечто подобное произошло, по-видимому, и с замыслом романа «Мы», содержание кото­рого объективно отразило зарождение и начало движения мощной общественной тенденции. Автор лишь довел ее до логического конца.
 
Итак, Замятин не собирался писать пародию на комму­низм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, в основании которого заложена идея искусственности, насилия над человеком. Таким образом, главной в романе «Мы» является тема свободы личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийного переосмысления идеи «всеобщего равенства». Замятин был противником этого тезиса, ценя в каждом человеке его неповторимую индивидуальность. В ан­тиутопии просчитан до мельчайших деталей механизм ниве-дир°вки индивидуального сознания. Это придает роману боль­шую глубину по сравнению с негативными утопиями, появив­шимися в России в XX столетии в русле довольно устойчивой традиции утопической литературы.[/sms]
06 май 2008, 11:30
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.