Последние новости
09 дек 2016, 23:07
 Уже вывешивают гирлянды. Готовятся к Новому году. Кто-то украшает живую елку,...
Поиск

» » » » Сочинение "«Мы» и они (Е. Замятин)"


Сочинение "«Мы» и они (Е. Замятин)"

Сочинение "«Мы» и они (Е. Замятин)"Как известно, цензура 20-х годов отличалась острым «ди­агностическим» чутьем. Редкие произведения, авторы кото­рых игнорировали классовый подход к литературе, своевре­менно выходили в свет. Роман Евгения Замятина «Мы» был задержан почти на семьдесят лет. Это свидетельствует о том, что сатира писателя «попала в точку».
 
[sms]В романе «Мы», единственном в творчестве Замятина, как и в платоновском «Чевенгуре», тоже, кстати, единствен­ном романе писателя, сошлись многие темы и мотивы, раз­работанные ранее. Своего рода эскизами к этому произве­дению явились две повести: «Островитяне» и «Ловец че-ловеков», написанные на английском материале. Замятин в 1916 году находился в командировке в Англии, и зарубеж­ные впечатления не могли не дать художнику с критическим видением повод для создания сатиры. Запад удивил писате­ля заметно развивающейся тенденцией к механизации жиз­ни, побудил к развитию машиноборческих тенденций в его творчестве. Замятин сатирически изображает математичес-ки сконструированное, четко расписанное по дням и часам существование обитателей машинной цивилизации, остроумно обыграв присущие англичанам чопорность, снобизм и пе­дантизм.
 
В повести «Островитяне» впервые появляется тема «про-интерированного» бытия, которая получит логическую завер­шенность в романе «Мы». Эта тема органично содержит в себе мотив «принудительного спасения» человека от хаоса собственных чувств. Писатель живо отреагировал на очеред­ное проявление энтропии в обществе, подвергнув критике бурно развивающуюся в XX веке тенденцию к конформизму, нивелировке личностного сознания. Художник в «английских» повестях подчеркнул принципиальную антигуманность меха­нической жизни, беспощадные законы которой направлены на уничтожение живого, человеческого начала. Важно, что писатель, исследуя проблему догматизации общественной структуры, уделил внимание одной из важнейших закономер­ностей этого процесса — потере человеком внутренней этики при соблюдении внешней. Формализм неизбежно уродует личностное сознание, порождая атмосферу лжи, лицемерия, подлости. Именно утверждение человеческого составляет главную идею этих повестей, послуживших предтечей романа «Мы».
 
 Роман написан в жанре антиутопии, структура которой предполагает наличие сатирического и фантастического эле-ментов. Сатира является органичной чертой творческой мане­ры писателя, она составляет пафос многих произведений За-мятина. Наличие фантастики художник считал также необхо­димым условием существования настоящей литературы, усло­вием, при котором литература сможет отразить «огромный, фантастический размах духа» послеоктябрьской эпохи, «раз­рушившей быт, чтобы поставить вопросы бытия».
 
Писатель реализует свои теоретические принципы в худо­жественной практике. Фантастическое функционирует в про­зе Замятина как способ выражения авторской позиции по отношению к вечным вопросам бытия. В центре художествен­ных раздумий писателя всегда оставалась проблема челове­ка, не отказался от нее Замятин и после Октября. Как спра­ведливо замечает современная критика, «он уловил, что пос­ле Октябрьской революции проблема человеческого счастья, гармонии его с миром, согласия с собой не уходит ни из жизни, ни из литературы».
 
А вот критикой 20-х годов не был уловлен гуманистический пафос романа. Многие квалифицировали его как «вылазку вра­га». Об этом свидетельствуют не только критические нападки в статьях, опубликованных в те годы, поскольку в них могло быть много нарочитого, неправдивого, написанного с целью выслу­житься перед советской властью или застраховать себя на бу­дущее, чтобы ни у кого не возникло вопроса: почему промол­чал, не заметил? Об искреннем непонимании романа говорят и отзывы современников, не предназначенные для печати. В этом отношении показательна реакция Дм. Фурманова, не выска­занная им вслух, но зафиксированная в его записных книжках, которые были опубликованы в 50-е годы: ...«Мы» — ужас пе­ред реализующимся социализмом... Этот роман — злой памф­лет-утопия о царстве коммунизма, где все подравнено, оскоп­лено... Замятинство — опасное явление».
 
Есть глубокая закономерность в том, что всеми совре­менниками Замятина роман был прочитан как пародия на социализм. Это говорит о том, что те негативные черты, ко­торые послужили писателю отправной точкой для развития сюжета, были заметны не только автору. Характерно, что Замятин отказывался от подобной трактовки авторского за­мысла, и в этом не было лжи (говорить правду было лично­стным и художественным кредо писателя), ибо толчком к написанию произведения послужили английские впечатления. 

В одном из докладов, имеющем принципиальное значение для уяснения его творческих принципов, Замятин сообщил, что в романе «Мы» он делает попытку «построить уравнение движения европейской механизации и механизирующей ци­вилизации».
 
Замятин не собирался писать пародию на коммунизм, он нарисовал финал развития любого общественного строя, -основании которого заложена идея насилия над человеком Таким образом, главной в романе «Мы» является тема свобо ды личности. Раскрывается эта тема с помощью пародийног переосмысления идеи «всеобщего равенства». Замятин бы противником этого тезиса, ценя в каждом человеке его не­повторимую индивидуальность. В антиутопии просчитан д мельчайших деталей механизм нивелировки индивидуальног сознания. Это придает роману большую глубину по сравне нию с негативными утопиями, появившимися в России в X столетии в русле довольно устойчивой традиции утопическо: литературы. [/sms]
06 май 2008, 11:17
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.