Последние новости
03 дек 2016, 15:27
Украинские силовики стягивают минометы, танки и реактивные системы залпового огня (РСЗО)...
Поиск



» » » » Сочинение "«Счастье не в счастье, а в его достижении...» Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»)"


Сочинение "«Счастье не в счастье, а в его достижении...» Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»)"

Сочинение "«Счастье не в счастье, а в его достижении...» Ф.М. Достоевский. (По одному из произведений русской литературы. — П.П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»)"Поиски счастья — основная тема многих произведений русских писателей. Весьма своеобразно рассказано об этом в переработанных Бажовым преданиях уральских мастеров. Уральцы не приняли официального, чуждого им Бога, ли­цемерную и агрессивную политику византийских «святош». Их языческие поклонения были гораздо ближе простому народу.
 
[sms]Например, Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, твор­чески одаренных людей.
 
 Детали красочного портрета намекают на связь героини с миром природы. «Девка небольшого росту, из себя лад­ная, и уж такое крутое колесо — на месте не посидит... Коса не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце — ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь».
 
 Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другой — не жениться молодцу, который хочет об­рести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.
 
Вот как описывается Бажовым встреча Степана с Хозяй­кой: «Парень хотел было слово молвить, вдруг его как по затылку стукнуло — «Мать ты моя, да ведь это сама Хозяйка! Ее одежа-то. Как я сразу не приметил? Отвела глаза косой-то своей... Вот, — думает парень, — беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила».
 
Творчеству народных умельцев, истинных художников при­надлежит одно из важных мест в сказах Бажова. Неутомимый поиск характеризует мастера Данилу и его сына Митю, стре­мящихся раскрыть красоту камня, чтоб «сердце радовалось» у людей при взгляде на их работу — в этом они видят истин­ное счастье.
 
 Непрост путь к овладению мастерством. Настоящему ху­дожнику неинтересно работать по бездушному барскому чертежу, вырезать узор, не считаясь со свойствами камня: «А где, спрашиваю, красота камня? Тут прожилка прошла, а ты на ней дырки сверлишь да цветочки режешь. На что тут они? Порча ведь это камня. А камень-то какой! Первый кам'ень!» Не приносит удовлетворения и копирование дур­ман-цветка.
 
 Трудный путь Данилы продолжает Митюнька, отданный, как в свое время и отец, в учение к опытному мастеру. «Ми­тюнька весь этот установ перенять перенял, а нет-нет и при­думает по-своему». Успех приносит тонкая ювелирная обра­ботка простого материала — змеевика да шлака. Не застыв­шая, а живая красота «хрупкой веточки» передана в его изде­лии: «В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые, даже маленько с изъянами: на одном дырки жучком будто проколоты, на другом опять ржавые пятнышки при­шлись».
 
 Но не всем дано оценить мастерство умельца. Для барина главное — «сколько камни стоят». Узнав, что недорог мате­риал, разгневанный барин раздавил и в пыль растоптал Мити­ну «дорогую выдумку». Как и Данила, исчез Митя: «Так и найти не могли, а поделку его и потом люди видали. Кто понимающи, те узнавали ее».
 
 Историческое прошлое Урала вплетается в сказы Бажова не только эпизодами освоения горных богатств, постройки и расширения заводов. Поэтическая история «Ермаковы лебе­ди» дает уральскую версию предания о покорении Сибири Ермаком. Она насыщена местными поверьями, одно из них — о неприкосновенности лебедей, якобы когда-то указавших богатые ископаемыми места.
 
 Народ всегда приписывал своим любимым героям осо­бую удачливость и неуязвимость от пуль, а иногда и бес­смертие. Следует этому и Бажов. Чудесные силы природы, не только Хозяйка Медной горы, но и волшебная кошка с горящими ушами, как в сказке, помогают смельчакам. «Стре­ляли, конечно, в Дуняху не один раз, да она, видно, на это счастливая уродилась, а в народе еще сказывали, будто пе­ред стрелком кошачьи уши огнями замелькают, и Дуняхи не видно станет».
 
Но та же волшебная кошка губит незадачливого добытчи­ка, барского прихвостня Ваньку Сочня. Посмеялась над ним и Хозяйка Медной горы, пообещав, что он «на всю жизнь будет доволен» ее подарком. «Наградил» его приказчик из своих рук зуботычиной, а «от казны» прибавили розгами, после того как зеленые камешки обратились в прах в руках барина. Не помогают чудесные помощники ни Яшке Зорко, ни Кузьке Двоерылко, жадным и корыстным людям. Все их усилия ов­ладеть секретами добычи горных богатств, найти «ходок» или «травяную западенку» тщетны. Неспроста, видно, сказы-то были «тайными»! Их хранили в тайне от барских прислужни­ков, передавали из поколения в поколение только в семьях потомственных рабочих.
 
 Не умея объяснить местонахождение и расположение при­родных богатств, в особенности золота, его форму — от кру­пинок до больших самородков-»лапотков», люди населили подземное царство, кроме Хозяйки, живущей в юрах, други­ми могущественными существами. В сказах Бажова владыкой сокровищ является Золотой Полоз, отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос. Башкирский охотник Айлып, увидав ее однажды, потерял покой: «Глядит, а за кустом на белом камешке девица сидит красоты невиданной, неслыханной, косу через плечо перекинула и по воде конец пустила. А коса-то у ней золотая и длиной десять сажен. Речка от той косы так горит, что глаза не терпят».
 
Другими чудесными персонажами, связанными с золоты­ми месторождениями, являются Огневушка-поскакушка и бабка Синюшка, способная девицей обернуться. К таким же персо­нажам принадлежит и козлик Серебряное копытце, и чудес­ные мураши (муравьи), и голубая змейка. Эти сказы Бажова ближе сказкам, он и сам их так иногда называл. В этих ска­зах золото и дорогие камни часто открываются детям, в осо­бенности сиротам, обездоленным, тем, кому издавна сочув­ствует народная сказка.
 
Дети бескорыстны, им свойственны любознательность, стремление увидеть невиданное, узнать новое и неведомое, испытать свои силы, приобщиться к труду. С достоинством отвечает Дениска испытывающему его Жабрею: «Милостину не собираю. Вырос — свой хлеб ем». Когда же раззадорен­ный его упорством Жабрей бросил ему под ноги золотой са­мородок, Дениска поглядел только да сказал: «Такой бы ла­поток самому добыть лестно, а чужого мне не надо». Подрос­ший Денис отправляется по следам Жабрея на добычу золо­та.Путь ему указывают муравьи-мураши. Подвели они его к ходку, два камня лежат — ни дать ли взять губы. Старателю нужны и смелость, и смекалка, умение не только найти, но и добыть: «Денис живо привесился, очистил место и давай из песка золотые лапотки выковыривать. Много нарыл и боль­ших и маленьких. Только глядит — темней да темней стает, губы закрываются. Денис и смекает: «Видно, я пожадничал, куда мне столько? Возьму две штуки. Одну Никите на помин, а другую себе — и хватит». Надумался так — губы и раскры­лись: выходи, дескать. С каелкой по какому хочешь скату вылезти просто» .
 
И в сказе «Голубая змейка» волшебница Змейка помогает ребятишкам не только добып золото, но и понять мудрые законы справедливости, взаимной выручки и поддержки. Доб­рота и бескорыстие в сказах, как и в сказках, всегда вознаг­раждаются.
 
Произведения Павла Петровича Бажова, основанные на фольклоре, общенародные по содержанию, гуманные по иде­ям, глубоко народны и по языку, и по стилю. Положительные герои фольклора, добрый молодец и красная девица, долж­ны быть обязательно красивы, а красота их описывается в соответствии с представлениями народа. Сходные красочные описания находим в сказах Бажова: «Глаза звездой, брови дугой, губы — малина, и руса коса трубчатая через плечо перекинута, а в косе лента синяя».
 
Сказка с ее мудростью не принадлежит одному человеку и одному народу. Она не знает границ во времени и не знает границ между странами и языками. Сказка всегда нравствен­на, ее дидактика не выпячивается в назидание, она учит в игре.
 
Главные герои сказов — простые люди. Люди, для кото­рых счастье в мастерстве. И божественные существа, помога­ющие этим людям в достижении счастья, не требуют от них аскезы или фанатичного поклонения. Напротив, только чест­ность, добросовестность и умелость открывают тайники Мед­ной горы.  [/sms]
28 апр 2008, 10:24
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.