Последние новости
07 дек 2016, 23:23
Чтобы остановить кровопролитие в Алеппо, нужно проявить здравый смысл, сказал...
Поиск

» » » » Сочинение "«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По лирике Анны Ахматовой)"


Сочинение "«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По лирике Анны Ахматовой)"

Сочинение "«Кто не страдал и кто не ошибался, тот цену истине и счастью не узнал». Н.А. Добролюбов. (По лирике Анны Ахматовой)"Уникальность лирики великой русской поэтессы Анны Ан­дреевны Ахматовой заключается в том, что, по словам Осипа Мандельштама, она вобрала в себя «всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцато­го века». Но не меньший интерес представляют произведения Ахматовой для человека, который стремится понять и почув­ствовать эпоху, когда русский народ прошел через испытания «настоящего Двадцатого века», ибо внутренний мир ахматов-ской героини удивительно точно соответствовал миру, ее ок­ружавшему. «Я — голос ваш, жар вашего дыханья, я — отра­женье вашего лица», — сказала А. Ахматова, и она имела полное право это сказать.
 
[sms]Анна Ахматова не могла принять Октябрьскую револю­цию, потому что восприняла ее как катастрофу, которая раз­рушила сложившийся уклад русской жизн И.А. Ахматова была воспитана на основе складывавшейся веками русской культу­ры, вечных нравственных ценностях, глубоком уважении к личности человека. Мир России она воспринимала именно как часть общечеловеческой культуры. Еще в ранней лирике ее героиня жила с постоянным чувством тревоги в душе, после революции же ощущение царящего в мире неблагополучия становится доминирующим мотивом:
 
 Еще на западе земное солнце светит
 И кровли городов в его лучах блестят,
 А здесь уж белая дома крестами метит
 И кличет воронов, и вороны летят.
 
Восприятие мира в послеоктябрьском творчестве А. Ахма­товой неизменно исполнено драматизма. Мир, в котором жи­вет лирическая героиня ее стихов, опасен, ненадежен, полон тягостных предчувствий:
 
 Как идола молю я дверь:
 «Не пропускай беду!»
 Кто воет за стеной, как Зверь,
Что прячется в саду?
 
 Однако это не значит, что поэзия Анны Ахматовой напол­нена жалобами и обидами. Скорее, мы можем назвать это противостоянием обстоятельствам, враждебной судьбе, тяго-испытаний:
 
 ...На каждый вызов новый
 Есть у меня ответ достойный и суровый.
 
Героиня Ахматовой оказалась в этом враждебном мире не просто по воле обстоятельств. Для поэта чрезвычайно важен мотив выбора собственной судьбы, выбора, предоп­ределенного ощущением единства с родной землей, на ко­торой довелось родиться и в которой предстоит быть похо­роненной. Сила духа, движение жизни вопреки всему — вот то светлое начало, которое лежит в основе ахматовского отношения к миру:
 
 Все расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?
 
 И поэтесса сама отвечает на этот вопрос:
 
И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам...
Никому, никому не известное-,
 Но от века желанное нам.
 
Это неизвестное, но желанное чудо — это глубь июльских небес, дыхание цветущего вишневого сада, высокое звездное небо — все то, что выше времени, потому что принадлежит вечности. А потому А. Ахматова никогда даже в мыслях не могла отвернуться от родной страны.
 
 В поэзии Анны Ахматовой удивительно органично сочета­ются слова «я» и «мы». «Мы» — это ее поколение, от имени которого она говорит. Главным предметом художественного осмысления поэтессы становится судьба ее сверстников, судьба людей, чьи нравственные ценности сложились в одном мире, а жизнь прошла в другом. С наибольшей убедительностью и ясностью о судьбах своего поколения А. Ахматова высказы­вается в поэтических раздумьях о собственной судьбе, своих испытаниях и бедах. И это становится главной темой стихов, которые мы можем назвать лирическим дневником личной жизни. Параллельно с ними в творчестве Ахматовой звучит другая тема — тема историческая, к которой относятся такие произведения, как «Царскосельская ода», «Северные элегии» и др. В них речь идет прежде всего о трагической обреченно­сти старого, дорогого памяти поэта мира. Ахматова всегда осознавала, как много было в том мире истинного. И ее по­эзия помогает нам сохранить эти свергнутые, но, надеюсь, не безвозвратно утраченные ценности.
 
В своем главном произведении сороковых — пятидесятых годов — «Поэме без героя» А. Ахматова наиболее полно раскрыла три занимавшие ее на протяжении долгого времени темы — это судьба поколения, личная судьба как часть боль­шого целого и память об утраченном. В своем произведении поэтесса стремится сделать то, что предрекает в «Реквиеме»:
 
 Показать бы тебе, насмешнице
 И любимице всех друзей,
 Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей...
 
С одной стороны, в «Поэме без героя» сквозит ирония над поколением А. Ахматовой, но гораздо сильнее звучит осуждение того времени, которое обрекло поэта на страш­ную участь, она как бы вершит суд:
 
...рот ее сведен и открыт,
Словно рот трагической маски,
 Но он черной замазан краской
 И сухою землей набит.
 
Но судьба поэта не трагичнее судьбы близких ему людей:
 
...и тебе порасскажем мы,
 Как в беспамятном жили страхе,
 Как растили детей для плахи,
 Для застенка и для тюрьмы.
 
 Трагедия русского народа становится для Анны Ахмато­вой более значимой, чем трагическое происшествие 1913 года. И в отличие от большинства поэтов-современников поэтесса видит трагедию страны не только в трагедии войны, а скорее в «дороге, по которой ушло так много», в дороге на восток, в лагеря. Ахматова уподобляет свою судьбу участи тех, кто прошел эти.ужасные испытания, очень точно используя образ двойника:
 
А за проволокой колючей,
В самом сердце тайги дремучей
Я не знаю который год —
Ставший гордостью лагерной пыли,
Ставший сказкой из страшной были,
Мой двойник на допрос идет.
 
 Поэзия Анны Андреевны Ахматовой — это свидетельства человека, который прошел через все испытания, на которые ее обрек «век-волк», свидетельства того, насколько ужасно и несправедливо стремление кучки людей уничтожить естествен­ные основы человеческого существования, то, что складыва­лось в мире столетиями. Но одновременно это и свидетель­ство того, что живую жизнь, настоящее, вечное в людях унич­тожить невозможно. И наверное, именно потому поэзия А. Ахматовой так важна и так значительна для нас. [/sms]
17 апр 2008, 12:00
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.