Последние новости
04 дек 2016, 17:43
Девушка погибла в результате сильного наводнения в испанском городе Малага, сообщает...
Поиск



» » » » Сочинение "Историческая память в русской литературе (по роману «Петр Первый»)"


Сочинение "Историческая память в русской литературе (по роману «Петр Первый»)"

Сочинение "Историческая память в русской литературе (по роману «Петр Первый»)"Тема Петра волновала творческое воображение Алексея Николаевича Толстого более четверти века. Этой теме были посвящены рассказы, трагедия «На дыбе» и, конечно же, ро­ман «Петр I».
 
[sms]Роман Толстого — это монументальное произведение, со-' стоящее из трех книг и подробно описывающее эпоху прав­ления Петра. В первой книге говорится о событиях, связан­ных с восшествием Петра на престол, о борьбе за власть с его противниками. Вторая книга, по замыслу автора, описы­вает два последующих десятилетия Петровской эпохи. В тре­тьей книге, которая была написана в 1944 году, автор пока­зал законодательную деятельность Петра, его реформы, поездки царя за границу. Таким образом, автор ставил пе­ред собой задачу дать объективную оценку бурных событий Петровского времени.
 
Оценивая талант А.Толстого, современники отмечали его удивительный оптимизм. Даже изображая мрачные картины истории, Толстой дает читателю возможность почувствовать свою веру в русский народ, в его прошлое.
 
Собираясь писать роман об историческом деятеле, Тол­стой хотел показать становление личности в эпохе. Как и Лев Толстой в романе «Война и мир», автор «Петра I» считает, что личность не является силой, движущей историю. Личность является функцией эпохи. Она вырастает из эпохи. Ею как бы обозначают исторические события в зависимости от внесен­ного вклада.
 
 Роман Толстого многопланов. В конечном варианте про­изведение выстроено так: первая книга — это картина до­петровской Руси. Начинается она с изображения тяжелой жизни крестьянина, на примере семьи Бровкиных, и завер­шается сценами казни стрельцов. Вторая книга — это нача­ло молодой России, создаваемой Петром. Начинается она с печальной картины жизни Москвы после подавления стре­лецкого бунта, а заканчивается строительством Петербурга. В третьей книге показано, что дело Петра победило и утвер­дилось. Начинается она сетованием старых бояр на то, что Москва уже не та после строительства новой столицы. Ав­тор хотел завершить книгу торжеством Полтавской победы. Но роман прерван на событиях, связанных со взятием Нар­вы. Таким образом, роман исследует жизнь России от нача­ла 80-х годов XVII столетия до 1704 года.
 
Толстой объективен в своих оценках. Изображая жесто­кие времена становления петровской власти, он показывает конфликт между разными представителями господских клас­сов — между старым боярством и сторонниками Петра, меж­ду господствующим классом и народом и между русским го­сударством и иноземными захватчиками.
 
 Тяжела была борьба Петра против родовитых Милославс-ких и Софьи. Именно в этой борьбе ожесточается сердце молодого царя. Сцены, связанные с этой борьбой, позволяют нам понять поведение Петра во время казни Цыклера или расправы над стрельцами. Попытка Софьи удержаться на троне не увенчалась успехом, как крымские походы, предпринимае­мые в это время, оказались неудачными. Голицын больше фантазировал о великих подвигах, чем способен был их со­вершить. А тем временем в своих потешных играх в Преобра­женском мужает царь Петр. Автору не безразличны движе­ния души его героев. Так, царевна Софья любит красавца Голицына, но обречена на одиночество. Петр безнадежно влюблен в очаровательную Анхен. Трагична судьба Евдокии Лопухиной, первой жены Петра, нелюбимой, но по-своему любящей. Конечно, любовная линия не основная в романе, но без нее повествование получилось бы сухим и безжизнен­ным. В романе Толстого не редки сцены, проникнутые юмо­ром. Невозможно без улыбки читать о том, как проводит утро Удрученный ненавистными новыми порядками Роман Борисо­вич Буйносов. Автор умело сочетает в романе картины-дета­ли и картины-обобщения. И это придает повествованию глу-ину и объемность. Удивителен и яркий, образный, передаю­щий особенности времени язык романа. Роман исторический, это ответственное условие. Толстой идет по своему особен­ному пути. В основе романа лежит'современный русский ли тературный язык. В этот язык очень осторожно вводятся эле­менты архаики. Их так мало, что автору нет необходимости давать их объяснения в сносках. Зато он прибегает иногда к другим приемам: здесь же рядом он дает пояснения.
 
Центральным образом романа безусловно является образ Петра I. Рядом с ним автор изобразил его сподвижников, а также тех, кто вставал на пути новой России. Немаловажное место в романе занимает образ народа. В романе о Петре народ показан таким, каким он был в то время: забитым, уг­нетенным, но создающим все материальные ценности.
 
 Вот, например, в первой книге описан крестьянин Цыган, который бежал от помещика, но его вернули. Он лишился глаза в Азовском походе, стал батрачить, так как хозяйство его разорили. От такой жизни Цыган бежит в разбойничью шайку, а потом попадает в тюрьму. Кузнец Жомов рассказы­вает о своей судьбе. Он крепостной крестьянин и мечтает построить летательную машину. Но средств на постройку нет. А барин только издевается над его идеями.
 
 Во второй книге мы видим Жомова работающим рядом с Петром. Здесь же и богатырь Федька по прозвищу Умойся Грязью, который упрекает Андрюшку Голикова за то, что тот мечтает о спокойствии в раскольничьих скитах.
 
 Завершая рассказ о великом произведении великого мас­тера, можно привести слова самого Толстого: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее... в которых завязывался.русский характер». Исторические фак­ты Алексей Николаевич Толстой изображает под углом зре­ния интересов современной ему действительности, подчерки­вая моменты, важные для воспитания нового человека эпохи первых лет советской власти.[/sms]
17 апр 2008, 08:30
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.