Последние новости
02 дек 2016, 22:57
Президент США Барак Обама подпишет закон о 10-летнем продлении санкций против Ирана,...
Поиск



» » » » Сочинение"«Мировой пожар» в творчестве А.А. Блока"


Сочинение"«Мировой пожар» в творчестве А.А. Блока"

Сочинение"«Мировой пожар» в творчестве А.А. Блока"Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке,
Одно-единственное движение губ,
 Имя твое — пять букв...
М. Цветаева
 
[sms]Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров: в эпоху подготовки и осуществления тяжелейшего в истории Рос­сии социального перелома — Октябрьской революции. Он ока­зался последним великим поэтом старой, дооктябрьской Рос­сии, завершившим своим творчеством поэтические искания всего XIX века, и вместе с тем его именем открывается первая, за­главная страница истории русской советской поэзии.
 
Полного расцвета его творчество достигло во время реак­ции, нового подъема освободительной борьбы и первой ми­ровой войны. А последние, всемирно известные произведе­ния Блока, величественно увенчавшие его творчество, — «Двенадцать» и «Скифы» — были созданы уже после Октября, в самом начале советской эпохи. 
 
За двадцать лет, что отделяют первые серьезные стихи Блока от «Двенадцати» и «Скифов», содержание его поэзии и сама его творческая манера претерпели глубокие измене­ния. Отрешенный от реальной жизни лирик, казалось бы, це­ликом погруженный в свои душевные переживания, каким Блок начал свой литературный путь, вырос в истинно национально­го поэта, творчество которого овеяно историческими, соци­альными, житейскими бурями его грозного, переломного, ре­волюционного времени. Если сравнить юношескую лирику Блока с его зрелыми стихами, на первый взгляд может пока­заться даже, что перед нами два разных поэта. Вот, к приме­ру, характерные для юного Блока стихи, говорящие об ин­тимных переживаниях уединенной души и похожие на торже­ственные молитвы с затемненным смыслом:
 
Я их хранил в приделе Иоанна,
 Недвижный страж — хранил огонь лампад.
И вот — Она, и к Ней — моя Осанна —
Венец трудов — превыше всех наград...
 
А вот как глубоко и вместе просто и отчетливо писал он несколько лет спустя, размышляя о судьбах матери-родины:
 
Идут века, шумит война,
 Встает мятеж, горят деревни,
А ты все та ж, моя страна,
 В красе заплаканной и древней —
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
 
Разительные перемены, происшедшие в творчестве Блока, были продиктованы самой жизнью, самим ходом историчес­кой действительности, определившей направление жизненно­го и литературного пути поэта. Путь этот был сложным и труд­ным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Сам Блок очень верно и точно сказал, что это был «путь среди революции».
 
Лично далекий от жизни и борьбы рабочего класса, Алек­сандр Блок, подобно особо чувствительному сейсмографу, чутко улавливал приближение «невиданных мятежей» и «не­слыханных перемен». На богатом и гибком, музыкальном и многосмысленном языке своей поэзии он гениально передал неотступно владевшее им чувство душевной тревоги. В этом чувстве воедино слились и острое ощущение непрочности и обреченности старого мира, и трепетное ожидание какого-то всеобщего и окончательного всемирно-исторического пере­ворота — «мирового пожара», в огне которого должна ро­диться совершенно новая, справедливая и свободная жизнь.
 
Непроглядный мрак и могильный холод «страшного мира» (так называется один из основных и важнейших разделов ли­рики Блока) и «огненные дали» будущего, горькое отчаяние и светлая надежда, смертная тоска и бурные страсти, грубая действительность и крылатая мечта, душевные страдания из­мученного человека и ослепительное счастье, которое обре­тает он в «вихре музыки и света», трагедия России, закаба­ленной и униженной царями, барами и чиновниками, и неиз­бывная жизнетворческая сила народа — таковы резкие кон­трасты и противоречия, запечатленные в поэзии Блока.
 
 Достигнув творческой зрелости, полностью овладев своим тончайшим мастерством, поэт видел истинную ценность ис­кусства в его жизненной достоверности и правдивости, в от­зывчивости его на все действительно важное и решающее, что происходит в жизни в данное время. Век, говорил Блок, может простить художнику «все грехи», кроме единственного«измены духу времени». Стараться постичь дух времени, й ть безотказно верным ему — в этом видел Блок силу ху-ожника, поэта. Больше того, он был убежден, что у настоя-Я го поэта даже его любая «личная страсть» всегда непре-Щенно «насыщена духом эпохи», и потому «в эпохи бурь и М евог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта так­же преисполняются бурей и тревогой».
 
Это замечательные, глубоко верные слова, раскрывающие природу настоящего, большого искусства, и лучшим подтвер­ждением им служит зрелое творчество самого Блока. Все егЬ стихи, даже самые «интимные», говорящие, казалось бы, толь­ко о личном, овеяны духом времени, освещены молниями русской революции.
 
«Неситесь! Буря и тревога вам дали легкие крыла...» — сказал Блок о своих стихах. Буря века — и пробужденная ею душевная тревога поэта. «Не может сердце жить покоем, не­даром тучи собрались...», «Покоя — нет...», «И вечный бой! Покой нам только снится...» — вот постоянная и самая гром­кая нота, которая звучит в стихах Блока. Такие тревожные стихи могли родиться лишь в эпоху крушения одного миропо­рядка и в предчувствии другого, нового. С необыкновенной поэтической силой и остротой ощущал Блок историческую бездну, разверзшуюся перед обреченным старым миром:
 
Он занесен — сей жезл железный —
Над нашей головой.
И мы Летим, летим над грозной бездной
Среди сгущающейся тьмы...[/sms]
09 апр 2008, 15:56
Читайте также
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 100 дней со дня публикации.